Владислав Шурыгин: Сигнал Москве

На модерации Отложенный Владислав Шурыгин: Сигнал Москве

Главная военная новость недели — очередное обострение в Сирии. Возглавляемая США международная коалиция в районе города Ракка сбила самолет сирийских ВВС. По информации, исходящей от официального Дамаска, их истребитель-бомбардировщик был задействован в операции против группировки «Исламское государство» (ИГИЛ), деятельность которой на территории Российской Федерации находится под запретом по решению Верховного Суда РФ. Пилот, находившийся в самолёте, катапультировался и был спасён. Комментируя инцидент, командование Вооружённых сил Сирии назвало его «откровенной агрессией», а также обвинило Вашингтон в координации действий с боевиками ИГИЛ. Штаб возглавляемой Соединенными Штатами коалиции подтвердил сведения о сбитом американским истребителем самолёте Су-22 ВВС Сирии. В распространенном от имени коалиции заявлении говорится о том, что сирийский Су-22 якобы сбрасывал бомбы на позиции Сирийской свободной армии, действующей в рамках коалиции. Операция прошла «в соответствии с правилами применения сил и средств и коллективной самообороны партнёров коалиции», — заявили американсие военные. Предпринимаемые действия они охарактеризовали как «не направленные» на разжигание военного конфликта против «сирийского режима, российских или иных поддерживающих сирийский режим сил». Российский сенатор Алексей Пушков, комментируя данный инцидент на своей страничке в соцсети «Твиттер» высказал мнение, согласно которому Соединенные Штаты, сбив самолет, осуществили «новый акт войны против Сирии». «Какая «оборона»? Ракка — сирийский город, не американский», — написал он.

Во второй половине дня 18 июня стала известна официальная реакция Минобороны Российской Федерации, которое назвало уничтожение Су-22 сирийских ВВС американской авиацией в воздушном пространстве Сирии циничным нарушением суверенитета Сирийской Арабской Республики. Более того, неоднократные боевые действия авиации США под прикрытием «борьбы с терроризмом» против законных вооруженных сил государства-члена ООН, охарактеризованы как грубейшее нарушение международного права и фактически — акт военной агрессией по отношению к Сирийской Арабской Республике. Важный момент: командование коалиционных сил не использовало существующий канал связи между воздушным командованием авиабазы «Эль-Удейд» и авиабазы «Хмеймим» для предотвращения данного инцидента в воздушном пространстве Сирии.

Российское военное ведомство также заявило о том, что с 19 июня с.г. прекращает взаимодействие с американской стороной в рамках Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии и требует тщательного расследования инцидента со стороны американского командования с предоставлением полной информации о его результатах и принятых мерах. Кроме того, в Минобороны РФ добавили, что любые воздушные объекты, включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции, обнаруженные западнее реки Евфрат, то есть в районах выполнения боевых задач российской группировки в небе Сирии, будут сопровождаться российскими наземными и воздушными средствами ПВО в качестве воздушных целей.

Означает ли это, что последует некий силовой ответ Москвы на сбитый американцами сирийский борт? Едва ли. Перехват ВВС США сирийского самолёта не создал непосредственной угрозы для безопасности группировки российских вооруженных сил, развёрнутой в Сирии. Сбить сирийский самолет и ударить по русским — это далеко не одно и то же. Поэтому каких-то веских причин, которые должны были бы заставить российское военное командование отдать приказ об атаке самолётов ВВС США нет. Скорее, речь идёт о разрыве обмена информацией и о запрете полётов ВВС США в российско-сирийской зоне ответственности. Как следствие, вероятно резкое снижение боевой эффективности американских ВВС. Но прямое военное столкновение США и России исключено. Это знаем мы, это понимают и американцы. Но так же очевидно и то, что перехват сирийского самолёта был сигналом, адресованным не только Дамаску, но и Москве. США очевидно недовольны военными успехами сирийцев и русских, а также их стремительным продвижением к Ракке, которую американцы явно считают своим военным трофеем. Остаётся лишь догадываться, в какой мере подобная американская активность может быть связана с озвученной министром обороны РФ генералом армии Сергеем Шойгу на президентском совещании с постоянными членами Совета Безопасности России 16 июня информацией об уничтожении тридцати лидеров ИГИЛ, включая аль-Багдади. Но можно не сомневаться в том, что главный ответ на американскую атаку будет именно там. Темпы наступления на оплот ИГИЛ — вот этот ответ.

ИСТОЧНИК Завтра