Начальник и Подчиненный

На модерации Отложенный
Живу в евроазиатской стране, а в ней отмечается беспредел маленьких и больших начальников. А с начальниками у нас всегда было непросто. Но есть одна закономерность во взаимоотношениях с ним - каким он тебя считает, так он с тобой и поступает. У начальника всегда есть с кем заморскими напитками побаловаться, отечественное зелено вино похлебать, по ресторациям, корпоративам, да новомодным биенналям пошляться. Материть начальника за это можно - но лучше понять структуру системы в которой находишься и из этого делать выводы.

 
  • Система


С системой воевать в открытую можно, но бесполезно - ничего не добьешься, а она тебя раздавит и не заметишь, а в системе жить хочется, только в ней можно найти своё место под солнцем. Её структура - один из важнейших инструментов достижения цели, а совсем не рудимент административно-хозяйственного механизма, как считают некоторые. В системе действует власть, которая расставляет, перемещает, наказывает и поощряет, заставляя систему  работать в направлении достижения цели. Власть у того, кто даёт распоряжения, и его мы зовем начальником.

Власть обычно не принадлежит умным, хотя вроде бы они могут придумывать лучшие способы ее захвата. Но если умный временно прорывается к власти, он все равно вынужден променять ее на дурацкий манер, потому что власть - для дураков и мир принадлежит дуракам.

При социализме общество управляется по схеме "Я – начальник, ты – дурак", поскольку производством владеет общенародное государство. Производство в нём сложное, что владелец им напрямую управлять не может и нуждается в иерархической системе начальников разного ранга со своим кругом подчиненных, вершащих общее дело. Благодаря неустанной деятельности подчиненных общество в целом приближается к намеченной цели, а начальники могут "стричь купоны", то бишь, получать все дивиденды от процесса вместо формальных владельцев - народа, а народ - это мы с вами.

При социализме формально власть принадлежит нам, а дивиденды от неё - системе, в которой действуют начальники, а чтобы жить, мы должны идти в услужение к ним, подразумевая при этом, что ситуация для нас складывается самая что ни на есть дурацкая. Диктатура умных в обществе, конечно, очень желательна - хотя бы на время, но попробуйте удержать её долго - ничего не получится. Диктатура умных в принципе невозможна, так как в обществе не видится способов ее создания, в нем происходит элементарная ротация кадров и действует оно по простейшей циклической схеме: "Я - начальник, ты - дурак. Ты - начальник, я - дурак".

Нравится эта схема или нет - вопрос сугубо индивидуальный, но на него всегда можно найти удовлетворительный ответ, если попытаться отыскать в нем элементы творчества, которые можно использовать в личных интересах, например, попытаться пробиться в первые. Стать первым можно, контролируя систему координат и перемещаясь в ней благодаря труду и способностям к её центру, на который распространяется ореол начальника. Попав под его благосклонность можно стать в обществе приближенным и даже важным лицом, а это уже очень много.

Попробуйте то же самое представить для капитализма с его схемой управления "Я – начальник, ты – ничто!" Капиталист  имеет деньги, и за них приобретает производство и нанимает начальника. Ему принадлежит всё и у него есть только одна цель, через начальника заставить рабочих приносить максимальную прибыль ради его обогащения. Это – его способ заставить общество работать на него почти на халяву, поскольку собственник при капитализме только он один. Как видно, схема эта бесперспективна применительно к нашей  системе.

А у нас - присмотришься к своему начальнику, проанализируешь его стиль руководства и найдешь в его действиях не меньше положительных моментов, чем хотел бы, представляя себя на его месте! У нас система присматривается к таким кадрам, достойным стать начальниками, система сама растит кадры, готовя смену, да и сами начальники приходят и уходят, поэтому можно из обычного подчиненного стать приближенным или важным лицом и впоследствии самому стать настоящим начальником.

 
  •    Начальник.


Начальники - это кадры специального селективного отбора, асы своего дела. Занимаемая должность делает начальника умным, и только дурак не понимает этого. "Бдение начальника - лучшее спокойствие подчиненных. Прозорливость оного побеждает нечаянности" - утверждал великий Суворов.

Основная черта характера идеального начальника — способность держать собственные планы и намерения в тайне, но о своих подчиненных знать все. Подбирая сотрудников, этот человек руководствуется собственными симпатиями — и ничем больше. Начальник ценит тех, кто умеет работать в коллективе, однако противоречить ему — смертный грех. Начальник благодаря своему образу жизни, часто производит впечатление очень замкнутого человека — проявления своих эмоций он не любит, как не любит их проявления и у подчиненных. Последним стоит вести себя с ним подчеркнуто сдержанно, возвышая тем самым свой вес в глазах начальства. Начальник не боится никаких трудностей и уверен, что всегда справятся с ними, так как наделен искусством «разруливать» любые экстремальные ситуации.

Теорема классика управления Г. Саймона о необходимом разнообразии управления, суть которой заключается в следующем – мозги у наших управителей-начальников должны иметь более высокую сложность, чем сложность самой управляемой системы, предполагает использование обществом самых разнообразных начальников. Среди них можно выделить следующие типы.

Слабое звено.

Этот начальник, если вдуматься, не так уж и плох, но только он панически боится вызвать неудовольствие вышестоящего руководства. Его подчиненным в этой ситуации нужно стараться не попасть между «молотом и наковальней». Стремясь умаслить своего вышестоящего шефа, ваш начальник может быть весьма жесток.

 Ни слова против.

Этот тип начальника не приемлет возражений – в любой форме, по любому поводу. Даже если подчиненные будут спорить с ним в полной уверенности в своей правоте – их аргументы будут проигнорированы, а они сами рискуют понести незаслуженное взыскание.

 Разгильдяй.

Такой начальник – настоящий феномен. Непонятно, как он держится в системе, ведь он настолько ленив, что все его дела выполняют подчиненные, и система видит это. Случается, что и деньгами системы такой начальник распоряжается как своими собственными.

 Актер в кресле.

Лучшее развлечение для такого начальника – публично унизить подчиненного, а самому сыграть роль компетентного и всезнающего руководителя. Часто у него есть «любимчики» — те, кто постоянно становится объектом насмешек, но время от времени перепадает и остальным сотрудникам. Для такого начальника обычная практика – собрать весь коллектив, чтобы «пропесочить» кого-то из подчиненных, иногда от нечего делать, а иногда ради того, чтоб "другие знали".

 Глупец.

Прежде всего, у глупца-начальника чрезмерно умный вид, горделивая осанка, уверенные жесты и апломб. Чем выраженные эти признаки, тем больше в нём глупости. При особой глупости у начальника откинута назад голова и имеется выраженный прогиб в позвоночнике, и он смотрит как бы поверх вас. Если ваш начальник говорит много, с апломбом, с большим эмоциональным зарядом, так, как будто бы он сделал великое открытие, толкуя общеизвестные истины, знайте, что перед вами непроходимый глупец. Он любит говорить о политике, психологии, медицине, нравах, войнах, катаклизмах и вообще о том, в чем он не является профессионалом. Все его высказывания носят критический характер. Чем глупее начальник и чем менее он осведомлен, тем жестче его критика.

 

Поведение начальника в системе или в кругу подчиненных может быть самым разнообразным. Привлечение внимания начальником может сопровождаться спокойными, деловыми, твёрдыми интонациями, а для выделения важности дела он может считать полезными эмоции, например, лёгкое беспокойство на лице, быстрый голос, короткие фразы или же выдержанная пауза. Проблему начальник обычно излагает в деловом, спокойном тоне, когда нет особых целей по оказанию эмоционального влияния на подчиненного. Если нужно воздействовать на него, например, для показа серьёзности проблемы, то со стороны начальника возможна некоторая драматизация момента, сопровождаемая волнением голоса, озабоченностью, взглядом в упор на подчиненного, отдельными недомолвками, из коих подчиненный должен делать  выводы для себя.

Когда подчинённый понял поставленную проблему, начальник может завершить разговор позитивом. Это может быть легкое свойское похлопывание его по плечу или брошенные слова типа "Мне ли не надеяться на тебя, шельмеца!".

Индикатором мыслей и действий начальника являются его глаза, у начальника-интеллектуала они за стеклами очков, и количество диоптрий стекла может быть пропорциональным вороху просмотренных и подписанных за жизнь документов. У начальника командного стиля управления глаза лучезарно чистые, пронзительные, они не для бумаг, взгляд таких глаз вызывает трепет у подчиненного, принуждая его самого с удвоенной энергией хвататься за бумаги и наживать самому себе геморрой и диоптрии.


И все же глаза начальника зачастую грустные: жизнь прошла, все стабильно, любой вопрос расписан для него на 10 или 20 ходов вперед, ты только предполагаешь, а глаза начальника видят конечный результат работы задолго до того как ты ее закончишь. От этого начальнику жизнь начинает казаться неинтересной, оттого в нем грусть.

Миссия начальника была предельно точно высказана почти сто лет назад великим Генделем. Он писал: "Со вступлением Солнца в знак Водолея, начальство в целом достигнет степени духовного развития, которая продвинет каждого начальника много выше его нынешнего состояния. Духовность в начальнике должна развиваться наравне с интеллектом и через интеллект". Высоким критериям соответствует начальник, и не каждый подчиненный может им стать, для этого ему, дураку, может понадобиться, как до Генделя, петь да петь.

Но интеллект интеллектом, а иногда начальник в интересах дела может похамить, и в этом случае подчиненные не должны отставать от своего начальника, подчеркивая свою солидарность с ним. Начальник сказал, что Ундервуд это птичка, значит Ундервуд - птичка. Спорить с начальством - себе дороже, проще мнение начальника внедрить в массы, а если в массах признают его мнение верным, значит на общество снизошла польза от начальника.

В нашей жизни может встретиться ситуация, когда подчиненный при вступлении Солнца в знак Водолея достигнет более высокой степени духовного развития, поэтому он должен выбрать один из вариантов своего возможного поведения: уволиться, подсидеть начальника, терпеть, адаптироваться к начальнику, повысить уровень развития начальника до своего.

 
  •    Подчиненный.


В любом случае подчиненный должен руководствоваться указом Российского императора Петра I от 09.12.1709 года "О Подчиненных":  "Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство".

На самом деле, идеальный портрет подчиненного примерно равен идеальному портрету начальника, поскольку это единое целое. Внешний вид идеального подчиненного содержит смышленый взгляд, красиво подстриженные волосы и прическа, взгляд и манеры, напоминающие черты начальника, умеренные движения и сдержанная речь. Выражение лица подчиненного может выражать равнодушное ожидание всего, что может произойти вокруг него, кроме неуловимой мысли, которая может повиснуть в воздухе по инициативе начальника. Её-то он в любой момент должен быть готов уловить.

"Пожил человек, знает жизнь и людей" может сказать о нем знаток человеческих душ и отнести его к рангу высших натур, артистов своего дела. И как глубоко может ошибаться знаток, обнаружив нашего героя большей частью на корпоративных вечеринках, где он - так себе: ни характер, ни бесхарактерность, ни знание, ни невежество, ни убеждение, ни скептицизм., а уж за всем этим стоит поверхностное все отрицание без пристрастий.  В данном случае знаток непременно заметит равнодушие, с которым наш несостоявшийся кумир сорок лет кряду мог бы смотреть на битком набитые пароходы, скоростные поезда, большие и маленькие самолеты, перемещающие толпы людей с наивным стремлением дышать другим воздухом и меняющих взгляд на другую жизнь.

"Пусть их себе", скажет подчиненный о человеческом шевелящемся муравейнике, и ещё вспомнит, что суета сует - тоже суета и свободно перейдет к другому предмету, например к военным действиям в какой-либо стране, которая ему глубоко равнодушна, или поинтересуется, кого зарезали ночью в криминальных новостях, и обязательно выяснит все обстоятельства и изменения, происшедших в администрации, узнает о переменах, повышениях и наградах.

В его душе нет никакого мрака, никаких тайн и ничего загадочного впереди. У него мог быть крупный чин и оклад - и никакого дела - мечта жизни любой натуры, беспокоящейся больше не о себе, а о деле, с которого можно иметь прок. Он тонко улавливает мысли начальника, разделяет его взгляды, знает каждую минуту изменения его настроения, в совершенстве владеет его генеалогией, а в минуты, угрожающие общему делу, может как цепной пес загрызть любого, покусившегося на их общую философию жизни.

Меняется начальник, а с ним и философия, но подчиненный должен работать также красиво и умно, будто весь смысл жизни заключался в новых проектах. Цель жизни ему ясна и понятна, периодически повыситься из одного ранга в другой за "полезную" службу и "неусыпные" труды как по службе, так и по игре в преферанс в кругу своих, проходя стадии рядового подчиненного, приближенного и важного лица, а там бросить окончательно якорь в какой-нибудь нетленной комиссии или комитете с сохранением окладов, если только геморрой от сидячей жизни не прервал бы её размеренный ход.

Подчиненный – это такой литературный Молчалин, он всегда с несколько согнутой спиной перед начальником, всегда говорит ему елейные льстивые слова, изображая из себя дурака, кем реально и может считать начальник своего подчиненного. Но в личных интересах подчиненный в работе всегда должен держать ухо востро. При любых обстоятельствах "лихого" подчиненного среди других должна выделять сообразительность, заменяющая ему ум в свершении дела. То есть, его ум можно считать тактической частью интеллекта, а разум - стратегической. Ум подчиненного имеет два измерения на плоскости, быстроту и глубину, а разум формирует третье измерение, позволяя подчиненному "пронюхать" будущее.

Если в его работе возникают непредвиденные обстоятельства, препятствующие её исполнению, например стихийные бедствия, запреты, ступоры подчиненный может сроки исполнения работы отодвинуть на несоразмерно большее время, в течение которого будут действовать такие обстоятельства. Тем самым подчиненный памятует об общей, своей и начальника выгоде, что возвышает его над другими подчиненными.В этом случае подчиненный распрямляется и начинает походить на неприступную твердыню, особо если перед ним проситель.

Он понимает, что в его руках может оказаться судьба других проектов, чужая жизнь, от чего ему становится несколько дурно. Эта мысль для него настолько дурна, как извечная мысль, всю жизнь вынашиваемая в его сердце и дожидающаяся своего часа, что по воле ещё более высокого начальства произойдет рокировка в штатном расписании, и вид лихой и придурковатый примет другое лицо, а может даже и бывший начальник, чье место займет наш герой. В этом усматривается динамизм взаимоотношений в системе и преемственность духовности: "Ты -  начальник, я - дурак".

 
  •    Мнение


Если в коллективе, подотчетном начальнику, обнаружено признанное неправильным мнение, то оно по определению не могло быть высказано начальником. Неправильное мнение может возникнуть исключительно по причине нерадивости подчиненных и отсутствия времени у начальника для контроля мышления подчиненных. Неправильное мнение в обязательном порядке должно трансформироваться в правильное, в чем коллектив должен усматривать полную заслугу начальника. В коллективе на этой стадии формируется убеждение, что правильное мнение начальник знал с самого начала, но просто не хотел навязывать его, памятуя о демократии в управлении.

Если же в коллективе изначально сформировано правильное мнение, то его авторство по умолчанию признается за начальником. Если начальник не высказывает мнения, то подчиненные должны догадываться, что начальник подразумевает правильное мнение, а их задача озвучить мнение, совпадающее с подразумеваемым. Если подчиненному сразу удается озвучить правильное мнение начальника, то можно говорить о высшем пилотаже мышления подчиненного. Неправильное мнение в коллективе может исходить только от подчиненного, но если случайным образом оно прозвучало от начальника, то его надо воспринимать как правильное, но неправильно истолкованное подчиненными. 

Отношение к мнению и его происхождению определяет культуру управления в коллективах. Если начальник видит в своих подчиненных партнеров, то он допускает трансформацию мнения из неправильного в правильное, чем подчеркивается общность интересов в коллективе и подчинение их единой, конечной цели. Такой подход формирует корпоративную культуру управления, девиз которой "Ты - начальник, я - дурак".

Подчиненные 29 западноевропейских государств уверенно считают, что ими исповедуется корпоративная культура, и залогом для неё является высокий уровень демократических свобод в их странах. Партнерская атмосфера также присуща странам с более высоким уровнем дохода населения.

Для других, как правило, восточных и постсоветских стран характерна авторитарная культура управления, когда в коллективе должно формироваться только одно правильное мнение, которое обязательно должно совпасть с иным и некоторым "подразумеваемым". Начальники, исповедующие авторитарную культуру, считают действенной первую часть девиза, а именно, "Я - начальник, ты - дурак". Авторитарная культура практически повсеместно используется в странах развивающегося мира.

При своих недостатках она позволяет в краткие сроки мобилизовать ресурсы и направить их в требуемом направлении, но при возникновении ошибок, что неизбежно для стран с более низким интеллектом, отмечаются очень большие издержки.