ТАМ НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА

На модерации Отложенный

 

Читали, слышали, но видели только в фильмах. Но все это не идет ни в какое сравнение с тем, что было на самом деле.

 

К счастью, что вернуться нельзя назад. Но в прошлом году я побывала на исторической реконструкции в Брестской крепости 22 июня.

 

Взрыв! Второй, третий...

Сердце выпрыгивает и ноги подкашиваются.

 

Земля под ногами словно живая ходит...

 

Так началось утро 22 июня 1941 года. И чтобы посмотреть, как это было пришлось приехать в Брест.

 

75 лет спустя в этот день в Брестской крепости вновь вспоминали то, что происходило в ней в первый день войны. В очередной раз (надеюсь, не в последний) восстанавливали события, которые сделали крепость символом героического и трагического начала всей Великой Отечественной войны.

 

Последний день перед войной не отличался от всех тех дней, которые были до него: тихий, спокойный, умиротворенный и немного жаркий.

 

На границе было неспокойно, но все в пределах нормы.

 

«Все под контролем!», - говорили офицеры, которые несли службу там, все верили в договор о ненападении. Ранним утром 22 июня 1941 года Брест проснулся от канонады огня. В результате внезапного нападения гарнизон Брестской крепости оказался отрезанным от основных частей Красной армии.

 

Позже Гудериан напишет о том, что наблюдение за русскими показывало их полное неведение относительно планов немцев. Но, привыкшие к быстрой сдаче городов (по плану они должны были захватить Брест до 12 часов дня 22 июня), немцы, совершенно неожиданно для себя, получили массированный отпор. Подразделения 6-й и 42-й стрелковых дивизий, 17-го пограничного отряда и 132-го отдельного батальона войск НКВД – всего 3500 человек – сдерживали натиск врага, численность которого превышала 20 тыс. человек.

 

Большинство защитников крепости погибли.

 

Знало ли руководство страны о готовящемся нападении?

Наверняка.

Об этом говорили и донесения разведки, и постоянно кружащие над нашей территорией (с мая, как свидетельствуют очевидцы) немецкие самолеты.

Наверняка знали, но оставили без внимания, а, может, думали, что немцы не решатся атаковать. Массированный артиллерийский огонь был открыт по гарнизону в 4.15 утра.

Уничтожили склады с боеприпасами, разбомбили водопровод, была прервана связь.

Бои не были планомерными, скорее хаотичными, но очень жестокими.

Перевес был на стороне немцев, но некоторые атаки удалось отбить. Ночью 23 июня начался массированный артобстрел крепости. В перерывах гарнизону предлагали сдаться.

Сдалось 1900 человек: дети, женщины и раненые

 

(комиссаров и евреев расстреливали сразу).

 

Сдавшихся в плен жен и детей командирского состава немцы поведут в первых рядах на штурм Тереспольских ворот. 30 июня основные бои за Брестскую крепость были завершены. Остались еще локальные очаги сопротивления, но в целом она пала. На одной из плит внутри крепости сохранилась запись:

 

"Прощай Родина. Умираю, но не сдаюсь. 20 VII 1941".

 

Эту дату обычно и считают днем окончания обороны крепости, хотя местные жители потом нередко говорили, что до конца июля или даже до первых чисел августа из крепости слышалась стрельба, и гитлеровцы привозили оттуда в город, где был размещен их армейский госпиталь, своих раненых офицеров и солдат. 22 июня перед нами встала история начала войны. Реконструировали реальные узлы сопротивления врагу защитников цитадели.

Именно таким и было начало войны, в которую никто не верил, и окончания которой пришлось дать так долго.

 

Главное, чтобы это было не зря! Брест,

 

Беларусь 22 июня 2016