Активность западных стран в Юго-Восточной Азии может вернуться в формат 40-летней давности
На модерации
Отложенный
«Большая семерка» выразила коллективную озабоченность ситуацией в Южно-Китайском море, выступив за его демилитаризацию. Характерно, что заявление оказалось приуроченным к 40-летию роспуска «Индокитайского НАТО» – блока SEATO, просуществовавшего без малого 25 лет.
В заявлении «Семерки», разумеется, нет ни слова о том, что именно растущее военное присутствие США в регионе провоцирует там военно-политическую напряженность. Но говорится об «обеспокоенности ситуацией в Южно-Китайском море, эскалацией здесь напряженности», звучат призывы к неприменению силы и демилитаризации спорных территорий. Официальный ответ представителя китайского МИДа Лу Кана был корректным, но конкретным: «Участники G7 должны прекратить делать безответственные заявления и в полной мере уважать усилия стран региона в решении территориальных споров». При этом дипломат не рекомендовал «Семерке» занимать чью-либо позицию в этих спорах.
Примечательно, что озабоченности лидеров G7 предшествовало очередное появление вблизи спорных островов кораблей ВМС США, причем эти визиты с прошлого года учащаются. А ведь СЕАТО создавался весной 1955-го как раз для того, чтобы контролировать регион, стратегически важный и как нефтегазовый, и как транзитный. Блок, в который входили США и экс-метрополии, владевшие до середины 50-х почти всей Юго-Восточной Азией, а также их региональные союзники – Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины плюс до 1972 года Пакистан, был официально распущен 30 июня 1977-го после ухода США из Камбоджи, Лаоса и Южного Вьетнама и вывода британских войск из Малайзии.
Но ресурсно-геополитический интерес Запада к этому бассейну остается бессрочным.
Во-первых, через Южно-Китайское море ежегодно проходит до трети общемирового грузопотока. И контроль над ним – по сути над всей ЮВА, южным побережьем КНР и северным Австралии.
Во-вторых, здесь имеются крупные запасы нефти и газа, разведанные еще в 30–50-х годах и до сих пор не поделенные между прибрежными странами. А это, по данным Минэнерго США, 5,4 миллиарда баррелей нефти и 55,1 триллиона кубометров газа. Китайские оценки той же ресурсной базы минимум в полтора раза больше. Причем КНР и Япония – крупнейшие импортеры нефтяного и газового сырья.
Но Великобритания, Голландия, Франция и США, обладавшие здесь до середины прошлого века колониями, столь мастерски их разграничили, что территориальные конфликты между странами ЮВА, как и между ними и Китаем, просто неизбежны.
У Запада есть веские причины вернуться в регион. А упомянутое заявление G7 наряду со все более частыми военными визитами США в ЮВА и при сохранении британских войск в прибрежном Брунее похоже на подготовку к реанимации SEATO. В региональных азиатских и западных СМИ с начала 2000-х прогнозируется воссоздание такого блока, нацеленного прежде всего против интересов и территориальных позиций КНР.
Комментарии