Библейская археология. Разоблачение библейских мифов. Часть 5.

На модерации Отложенный

Место синайской горы, куда пришли израильтяне, обычно отождествляют с районом Гебал Муса или Катарина. Археологические исследования с целью подтвердить сведения книги Исхода, развернулись здесь в конце 1960-х годов, после того, как в результате шестидневной войны полуостров перешел под контроль государства Израиль. Ближайшей задачей было найти следы пребывания 600 000 израильских воинов и их семей на юге Синая. Здесь хорошо представлены древности раннего Бронзового века, а в Негеве - даже Среднего Бронзового Века 1, датирующиеся 3150 - 2000 годами до н.э. Однако затем последовал долгий период запустения. События, описанные в книге Исхода, сторонники ортодоксального направления датируют 1446 годом, а приверженцы либеральной школы - 1240-ми годами, то есть, периодом "Поздней Бронзы". Однако ничего, относящегося к этой эпохе, на Синае и в районе Негева найдено не было. Нет здесь и тысяч могил почитателей золотого тельца.

По мнению Стевена Розена, сведения Исхода о тридцати восьми годах пребывания израильтян в этом районе никак не подтверждаются. Не удается идентифицировать и места, упомянутые в Исходе, с поселениями в Центральном Негеве. Вильям Девер заключает: "Наше сегодняшнее детальное знание этого небольшого и враждебного района поднимает вопрос о справедливости библейской традиции, по которой "более полутора миллионов людей странствовали здесь на протяжении почти 40 лет. Бесплодная местность и редкие оазисы могли поддержать существование немногочисленных одиноких кочевников, но не более того". Ассирийские города и хронология книги Бытия "И было начало его (Нимрода-А.С.) царствования - Вавилон, и Урук, и Аккад, и Хальна в стране Шинеар. Из этой страны вышел Ашшур и построил Ниневию, и Реховот-Ир, и Кальху, и Ресен между Ниневией и Кальху; это город большой…" (Бытие 10:10-13) Во фрагменте книги Бытия, получившем название "Таблица народов", упоминаются ассирийские города Ниневия, Реховот-Ир, Калах (Кальху) и Ресен. Порядок перечисления отражает степень их важности.

Из этих городов только Ниневия и Калах были отождествлены благодаря археологическим раскопкам, результаты которых обобщил Кирк Грэйсон. В VII веке до н.э. Ниневия по решению царя Саннахериба (704 - 681 гг.) стала столицей всей ассирийской державы. По заключению английского археолога, город в короткий срок был фактически заново отстроен и окружен мощной оборонительной стеной. Пал он в 612 году до н.э. под ударами коалиции мидян и вавилонян. Обратимся к Калаху. В III и II тысячелетиях до н.э. это был незначительный центр, переживший подъем много раньше Ниневии, в IX веке. Именно тогда ассирийский царь Ашшурнацирапал II сделал его столицей Ассирии. Город оставался административным центром государства до примерно 700-х годов, когда уступил пальму первенства Ниневии.

Теперь обратим внимание на порядок перечисления городов в "Таблице народов". Первой там стоит не Калах, а Ниневия. Это означает, что именно она была столицей Ассирии в период составления "Книги бытия", которая датируется, в таком случае, не ранее чем VII веком до н.э. Это никак не согласуется с иудейской традицией, возводящей "Книгу бытия" ко времени правления царя Соломона, т.е. X веку. Главным городом Ассирии в это время был Ашшур, служивший столицей с XIV века, то есть еще до Калаха. Между тем, по замечанию К. Грэйсона, город Ашшур в Библии не упоминается вообще. Книга Бытия: от Авраама до Соломона Гай и Беер-Шеба "И явился Яхве Аврааму и сказал: "Твоему потомству я отдам эту страну". И он построил там жертвенник для Яхве, который явился ему там. И двинулся он оттуда к горе восточнее Бет-Эля и раскинул свой шатер. - Бет-Эль с запада и Гай с востока, - и построил там жертвенник, и призвал по имени Яхве" (Бытие 12:8) Город Гай, современный эт-Телль, рядом с которым Авраам поставил алтарь, был полностью раскопан археологами. Исследовавший его Дж. Каллэвэй отмечает, что город был заселен примерно от 3200 по 2400 годы до н.э. Затем он был полностью разрушен и покинут.