Роль женщин во французской и русской революциях. Часть I

На модерации Отложенный

 

Массовое участие женщин в революциях и контрреволюциях в новейшей истории началась с французской революцией. Участие женщин в русских революциях 1905 и 1917 годов имеют сходства и различия по сравнению с французской революции. Несмотря на многочисленные издания об участии женщин во французской и русской революциях, существуют многие стереотипы и белые пятна, особенно когда речь идет об участии женщин в контрреволюционных и антиреволюционных движениях.

Французская и русская революции не только разжигали гражданские войны по гендерным направлениям. Они также разжигали гражданские войны среди женщин по политическим, социальным, религиозным, этническим и другим направлениям. Говорить об общих и единых женских движений в этих революциях не может быть и речи. Как все другие части населения, женщины испытывали внешние и внутренние конфликты в революциях.

Вопросы об участии женщин в антиреволюционных, контрреволюционных и крайне правых движениях очень дискуссионный, если люди принимают стереотип что женщины, как угнетенное меньшинство, только поддерживают освободительные либеральные и левые движения. На западе, многие исследователи описывают массовую поддержку женщинами национал-социализма и фашизма. Но стереотипы еще живы сегодня если речь идет о крайне-правых движения в Европе. Сайты в интернете показывают образы молодых мужчин с бритыми головами или короткострижеными волосами и носящих черных рубашек. Однако, некоторые исследователи обращают внимание на участие женщин в правых популистских партиях и даже в неонацистских и неофашистских движениях. [1]

При рассмотрении роли женщин во французской революции, стереотипы еще существуют. Мое первое знакомство со стереотипами пришло с чтением подростком романа Чарльза Диккенса «История двух города». Диккенс описал мадам Дефарж и других женщин из народных масс кровожадными ведьмами, занимающими вязаньем во время казней на гильотине.

Еще вызывает споры роль королевы Марии Антуанетты до и во время революции. Демонизация австрийской супруги короля Людовика XVI возможно превысило демонизацию последней императрицы российской Александры Федоровны (они были немками.). В дореволюционных бульварных и порнографических изданиях, стихах и частушках, Мария Антуанетта была описана шпионкой для Австрии, лесбиянкой, любовницей младшего брата короля, легкомысленной, злым гением наивного и слабого мужа. Обвинения в измене и в руководстве контрреволюции усилились особенно после неудачного вареннского побега королевской семьи и начала войны с Австрии в 1792 году. Продолжались сексуальные обвинения; на процесс в октябре 1793 года, Мария Антуанетта была обвинена в совершении инцестом с сыном-дофином. Когда председатель суда спросил ее об отказе ответить на обвинения, она ответила:

«Я не отвечу на обвинения потому что сама природа смотрит на все такие преступления с отвращением. Я призываю ко всем матерям здесь – такое преступление возможное?». [2]

Казнена 16 октября 1793 года, Мария Антуанетта была самой известной среди некоторых выдающих женщин, казнённых якобинцами в месяцы террора. Среди них были феминистка Олимп де Гуж, Манон Ролан, жена руководителя жирондистов, Жанна Дюбари, бывшая любовница Людовика XV. [3]

Политизация француженок началась несколько десятилетия до революции 1789 году. Женщины из дворянства и средних слоев приняли участие в кружках чтения, политических салонах и даже в масонских ложах (несмотря на запрет принятия женщинах в членство ложей). Торговки на рынках раcпространяли политические новости через песни и частушки. В селах во Франции и всей Европе, церкви и колодцы были обычными  местами для женских политических дискуссий. Женщины из городских народных слоев часто организовали массовые продовольственные беспорядки против высоких цен и недостатков хлеба и других предметов первой необходимости. Эта массовая мобилизация женщин по продовольственным делам продолжались на всех этапах революции.

Первое массовое революционное выступление парижанок был поход 5-6 октября на Версаль, городок королевского дворца со царствования Людовика XIV. Поход, в которым приняли участие 10,000 женщин, сочетал экономические и политические требования и предупредило действие женщин в многих революционных дней (journees revolutionaires).

Разные фактора зажигали женский поход: недостаток хлеба в Париже; слухи о "заговоре голода" организованном аристократами (слухи о таком заговоре имела долгую историю во Франции); слухи о контрреволюционных действиях Марии Антуанетты и аристократических офицеров в Версале.

Походом руководила актриса Теруань де Мерикур. В Версале женщины требовали у членов Нацииольного собрания хлеба и наказания контрреволюционеров. Приезд националных гвардейцев под руководством маркиза Жозефа Лафайэта обострила ситуацию. Толпа штурмовала дворец и столкнулась с дворцовой охраной. Женщины требовали, чтобы королевская семья переехала в Париж и Людовик XVI согласился. Тысячи женщин сопровождали королевскую семью в Тюильрийский дворец в Париж и кричали <<мы приведем булочника (король), жену булочника (королева) и сына булочника (наследник-дофин) назад в Париж!». [4, 121-123] Итак, поход на Версаль служил образом для многочисленных женских политических и экономических выступлений в революции.

Получение избирательских прав не был главным вопросом для многих женщин. Но, были такие которые выступали за полное политическое равноправие для женщин. Актриса Олимп де Гуж написала в 1791 году «Декларация о правах женщины и гражданки». [5]

Бросается в глаза массовое женское участие в революционных движений. Якобинцы и главные политические клубы не приняли женщин в членство, но они имели право обычно посещать собрания клубов. Социальный кружок, Братское общество патриотов обеих полов, многочисленные патриотические общества, секционные собрания и комитеты бдительность часто приняли женщин в членство. Актриса Клэр Лакомб в 1793 году организовала Общество революционных республиканок; члены требовали право служить в Национальной Гвардии и армии.

Однако, с радикализацией революции правящие якобинцы, руководимые Максимилианом Робеспьером, проводили строгие меры определить дозволенное участие женщин в революции. Декретом 24 февраля 1793 года, все женщины рабочего возраста были мобилизованные шить одежду для солдат и служить в больницах. Правительство закрыло все женские политические клубы в конце октября 1793 года. [6, 204-205, 419-420]. Для якобинцев, женщины имели право только родить и воспитывать патриотов и патриоток.

Женщины тоже приняли массовое участие в антиреволюционных и контрреволюционных движениях. Правительственная мера, которая отчуждала больше, чем что-либо другое, многих женщин от революции была закон в 1790 году о гражданской конституции духовенства.  Закон требовал, чтобы священники приняли обет лояльности и вызвал раскол в Католической церкви. Многие священники приняли обет лояльности конституции, но многие другие отказались особенно когда Папа римский осудил конституцию. Монахини и многие женщины всех сословий и слоев во всей Франции бойкотировали священников, принявших обет лояльности, и организовали нелегальные приходи. Антиреволюционные движения превратились в открыто контрреволюционные особенно с началом в марте, 1793 года католического и роялисткого вандейском восстанием. Республиканские армии проводило жестокое усмирение Вандея. По подсчётам историков, 250,000 повстанцев, женщин и детей были убитыми армиями в 1793-1794 годах. [7, 257]

Итак, новейшая история Европы началась с массовым участием женщин в революционных, антиреволюционных и контрреволюционных движениях во французской революции. [8] Участие женщин продолжались в общеевропейских революциях 1848-1849 годов и в Парижской коммуне 1871 года.

Участие женщин в революционных и оппозиционных движений в Российской империи началось с отмены крепостного права в 1861 году и продолжалось до февральской революции. Рассмотрим, как участие женщин в политических и общественных движениях имело не только сходства со французской революцией, но и огромные различия. В пореформенном периоде истории империи, еще присутствуют многие стереотипы и белые пятна, когда речь идет о женском участии в бурных событиях.