Битва за Иерусалим
На модерации
Отложенный
Одно из самых ранних воспоминаний: дед сидит за столом и рассказывает мне об Иерусалиме, городе-мечте. Он говорил с такой тоской, что, хоть я и не мог тогда проникнуться, но впечатление осталось на всю жизнь.
Лет через тридцать, когда я впервые ехал в Иерусалим, на меня снова накатила эта вековечная тоска народа об утраченном. Нет, не столицы и не страны мы лишились две тысячи лет назад – чего-то гораздо большего.
Билет в реальность
Нет у нас другого такого города – нетленного, зовущего, возвышающегося над всей нашей историей. Он олицетворяет то единственное место, где еврейский народ может жить и расцветать по-настоящему. Иерусалим стоит не только в Иудейских горах – он стоит в нас, скрытый под пылью веков.
Ребята, освобождавшие его в Шестидневную войну 1967 года, не могли поверить, что сделали это. По всему миру евреи воспряли духом, почувствовав, что созданная на пепле Катастрофы страна получила «билет в реальность» и сказала всему миру: «Мы здесь, мы есть, мы независимы».
Советское еврейство, узнав о победе, тоже увидело наконец, что Израиль – это всерьез и надолго. Помню, как студентом я ловил каждый обрывок информации, каждую весточку. Так зарождалась большая алия.
А Израиль ликовал. «Это даже более счастливый день, чем день провозглашения государства», – сказал Давид Бен-Гурион. Премьер-министр Леви Эшколь заявил, что мы «сплочены и сильны как никогда ранее»…
Хорошо, что никто не знал, во что превратится Иерусалим спустя полвека. Вернуть стены – еще не значит вернуть дух.
Расплата за гордыню
В Израиль я приехал в 1974 году. Словно родился заново. Трудно передать это чувство возвращения к истокам, к своему народу.
Но это было и время, пронизанное горьким послевкусием Войны Судного дня. Именно она рассеяла эйфорию 67-го и показала, как далеки мы от заявленных идеалов. Показала не только нам – всему миру.
Тогда оказалось, что впереди у нас не светлое будущее, а новые войны и периоды затишья между ними. И еще: оказалось, что мы не настолько сплочены и сильны, как думали.
Сегодня вместо единства Иерусалим символизирует раскол и непримиримость. В нем раздаются провокативные призывы к убийству солдат. В нем есть улицы, по которым не пройдешь в форме. В нем тесно соседствуют несоприкасающиеся сектора населения. В нем избранники народа поливают друг друга грязью, фактически легитимируя ненависть между нами. Он до сих пор не признан нашей столицей, хотя, казалось бы, ничто иное не ассоциируется столь очевидно с народом Израиля. Даже обещанный перенос американского посольства в очередной раз отложен действительно дружественным нам президентом.
Что-то здесь не так. Чего-то мы недоглядели после Шестидневной войны. Она как будто затмила нам глаза гордыней и самонадеянностью, и мы расплачиваемся за это до сих пор.
Застывший город
«В будущем году – в отстроенном Иерусалиме», – поколениями повторяли мы.
И вот, настал этот «будущий год». Что же он принес?
Мы видим иерусалимские камни, улицы, но сам этот город мы не чувствуем. Подлинный Иерусалим раскрывается в сердце всего народа. Он принадлежит подлинному, единому народу Израиля, а не тому «сборищу изгнанников», которое мы собой представляем.
Если мы хотим заново отстроить Иерусалим, то начинать надо с сердца. Там он был заложен, и там он еще не освобожден.
«Сердце» – это наши желания, чаяния, порывы. Пока они ограничены повседневностью, нам не нужен тот, настоящий Иерусалим — Йерушалаим, духовный центр народа и всего человечества, место встречи двух миров, где соприкасаются преходящее и вечное.
Если говорить о вечности, то «стены» Иерусалима – это не камни между старым и новым городом, а границы, отделяющие, охраняющие то, что стремится в нас наверх, к духовным высотам. Иерусалимские «врата» – не проемы в стенах, это свойства единения и отдачи, пропускающие внутрь того, кто внутренне соответствует им. «Храм» – не культовый комплекс для отправления обрядов, а место концентрации духовных сил, позволяющих удерживать связь между нами несмотря ни на что, над всеми конфликтами и разногласиями.
Когда-то наш народ жил, работал на этих уровнях телом и душой, а теперь воспринимает их, в лучшем случае, как красивые метафоры. За два тысячелетия тоски мы совершенно забыли, о чем тоскуем.
Вот почему у нас не получается по-настоящему возродить и объединить этот город. Мы никак не дорастем до него, не приоткроем его в себе самих. Он окаменел в нас, застыл, замер в ожидании.
«Йирá шлемá» – вот что он такое. «Великий трепет» за судьбу народа, за его единство, за егодуховную свободу, от которой зависит свобода государственная.
Отстроить Иерусалим – значит отстроить самих себя. Отстроить в соответствии с силой Природы, управляющей нами через систему «Йерушалаим». Это особая система, которую никто не может у нас отнять. Более того, если что-то случится со связью между евреями и Иерусалимом, весь мир серьезно «покачнется». Человечество, само того не сознавая, зависит от принадлежности Иерусалима народу Израиля, связанному с ним уже многие тысячи лет.
Однако и мы сами еще не осознали свою ответственность, еще не готовы подняться над всеми своими распрями к иерусалимским вратам. За Иерусалим надо бороться не только физически, но и внутренне.
Все улицы ведут к Храму
Как-то раз в американской гостинице я случайно разговорился с одним из постояльцев. Он был немцем. Узнав, что я приехал из Израиля, он внезапно, с искренней болью, спросил:
– Почему вы не строите Третий храм?!
– Как же его построить, – ответил я, – если в наших сердцах царит разбиение?
Он понял и сказал:
– Так давайте начнем исправлять его.
Я не призываю по-детски «браться за руки» или «молиться». Вообще, «молитва» – это не слова молитвенника, а желание сердца, тоска по духовному подъему, по возвращению домой.
Мы можем быть независимым народом только в поручительстве, если объединяемся над силой разобщения. Тогда Иерусалим утверждается в наших сердцах как материальная и духовная столица народа Израиля, столица единения и любви. Иначе его захватывают наши эгоистические амбиции в самых разных своих проявлениях, а затем – и внешние враги.
Я желаю народу Израиля подняться к высшему корню духовного состояния «Йерушалаим» и водворить в этом городе «Храм» – практическую, действенную модель объединения для всего человечества. Тогда оно станет одним целым, и в нем все найдут себе достойное место. Мы можем дать себе и миру покой, уверенность, процветание.
На самом деле по этому мы тосковали, и этого от нас ждут.
Михаэль Лайтман, 8 июня 2017 г.
Комментарии
Города символа Единства народа Израиля за многие века его существования.
Единства такого разнообразного по многим свойствам, параметрам народа, базирующегося на великих духовных принципах взаимного поручительства (взаимной ответственности, взаимопомощи, в ощущении Единой Семьи).
А сегодня этот город - символ Единства всего человечества.
Пример Израиля, если он выполнит свое предназначение - создаст несмотря на все трудности, противоречия гармоничное, дружественное ко всем общество "семейного типа", станет той благодатной возможностью для всего мира людей - ощущение Единой Семьи всего .рода человеческого.
Особое это место - Золотой Иерусалим!
Комментарий удален модератором
- Почему я, никогда не встречавший евреев, все равно испытываю к ним неприязнь? Объясните, пожалуйста!
- Зов предков - святых инквизиторов, нацистов, охранников конц.лагерей, полицаев, коммунистов, колхозников, кухарок управляющих государством и пролетариев, которые так и не сумели объединиться...
И все это на уровне ДНК, что неистребимо. - Меир Кохане (вероятно псевдоним)
И говорил самые правильные вещи. Жаль, что его не слушали.
Феномен в другом - поскольку их существование в мире, настолько взаимозависимо, они должны беречь и любить друг друга, ведь если истребить одних, вымрут и другие. А вот этого, почему-то, не наблюдается. Ну ладно, антисемиты, но евреи же считают себя умными.
Если еврей не может свободно гулять по любым улицам города, и ступать когда сам захочет на Храмовую Гору, то о какой "единой и не делимой столице " Израиля может идти речь ?
Но любую ошибку, кроме смерти, можно исправить, в противном случае, т.е. при продолжении политики нерешительности и уступок, Иерусалим может превратиться в Аль Кудс.
Битва за Иерусалим продолжается.
И если с внешней частью более не менее понятно, как действовать, что предпринимать, хотя тоже очень много неопределенности, противоречий, проблем, то с внутренней битвой....
Ведь она самая сложная, внутри каждого из нас - против всего огромного "злого начала" - эгоистической природы человека, которая есть в каждом и во ВСЕХ. Особенно в наше время, когда эта природа достигла своих самых "сияющих высот".
И эту битву внутреннюю, не такую видимую, как внешнюю, но влияющую самым непосредственным образом на внешнюю, придется выигрывать нам, народу Израиля, как многовековому носителю "технологии", методики Единения людей, причем разнообразных, отличающихся по многим свойствам, параметрам..
Задача очень не простая, требующая преодоления сегодняшнего мышления, многих стереотипов современного эгоистического восприятия окружающего мира.
Но насколько она необходима, значима для выживания рода человеческого на нашей планете Земля.
Битва за Иерусалим, что в сердце, продолжается!
Он вообще в ЧС сооба, как прорвался... статья в ленте?
Когда читала эту статью комок стоял в горле. Так хочется мира на нашей земле, чувства, что мы одна семья, что хотим жить нашей идеей, а не склоками кто прав или виноват. Наши пророки во всех святых книгах пишут: как один человек с одним сердцем, а нас гордыня разбрасывает все дальше и дальше друг от друга. Грустно.
Вот это разделение, противоречия, совершенно разные образы жизни, цели существования разных частей народа: светских и религиозных, правых и левых, разных направления иудаизма, "марроканцев" и "русских" и т.д., обернется огромной положительной энергией, силой, когда научатся, почувствуют необходимость поверх всех противоречий сотворять Единство, стремиться к ней.
Когда большинство людей начнет понимать, что такие различия не вредны, а полезны, дополняют друг друга. Из таких "клеток" и "органов", причем различных, создается Единый организм.
В этом наша важнейшая задача, огромная ответственность - объяснить это людям, и начать практически претворять в жизнь. Есть знания, методика, как создается гармоничное общество "семейного типа"
см. http://www.arvut.org/ru/
Спасибо!
Иерусалим был
Иерусалим сейчас
Это действительно, духовное сердце планеты, не зря на древних картах его изображали в центре. Похоже, все, что происходит в нем, затем зеркально отражается в мире. И вероятно, наша работа - сделать его светлее, чище, ближе к Творцу. Тогда и мир изменится вместе с ним.
Что очень сложно, учитывая разнонаправленные желания, стремления разных людей, народов и стран.
Как всю эту мозаику соединить в нечто Общее? Тем более, когда хватает в мире экстремистских, террористических организаций, стремящихся подчинить часть мира, весь в конечном итоге мир, своей идеологии, воле.
Как раковая клетка, которая уничтожает все соседние, потом весь организм и умирает вместе с ним, разрешенным ею.
Но есть "экспериментальная лаборатория мира" - Израиль, который и создан для того, чтобы показать пример, как создаются такие отношения. Есть уникальный опыт, как согласно духовным принципам взаимного поручительства (взаимной ответственности, взаимопомощи..), создавалось на определенное время Единство народа - тех легендарных 12 колен Израиля. Не все получилось тогда...
Но в наше особое время, после воссоздания Израиля через 2000 лет изгнания, после огромных страданий из-за не выполнения этой задачи (миссии) - создания единой Семьи, заботящейся друг о друге, появляется такая возможность. Есть уже проверенная методика