У белорусских экспертов нет единства по поводу TC

На модерации Отложенный Споры по поводу того, выгодно ли на самом деле Беларуси вступать в Таможенный союз с Казахстаном и Россией, не утихают с момента начала работы над этим проектом. У белорусских аналитиков нет единства на этот счет.

Благо или зло для белорусской экономики - Таможенный союз с Казахстаном и Россией? Споры относительно целесообразности участия Минска в этом проекте не утихают с момента начала работы над ним. У независимых белорусских экспертов нет единого мнения по этому поводу.

Неоднозначность выгоды

"Тут какого-то однозначного ответа быть не может", - так дипломатично ответил на вопрос о выгодности участия Беларуси в Таможенном союзе с Казахстаном и Россией Павел Данейко, руководитель Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра. По его словам, Таможенный союз не создает "какого-то супердинамичного развития, но и не несет в себе ничего негативного".

Как выразился Данейко, если бы не известные изъятия в сфере энергетики (ее до создания в 2012 году Единого экономического пространства планируется регулировать на двустороннем уровне), то в целом все было бы нормально. Живое воплощение таких изъятий - экспортные пошлины на поставляемую в Беларусь российскую нефть, отмены которых добивается Минск.

Неоднозначность же участия Беларуси в Таможенном союзе, по мнению Павла Данейко, проявляется в сомнениях по поводу долгосрочности самого проекта. Экономист заметил, что подобного рода союзы были успешны в случае устойчивого роста объемов взаимной торговли между их участниками.

И это обстоятельство, предупреждает Данейко, может в конце концов привести к большим противоречиям стран - участниц Таможенного союза. Сегодня же в случае с Беларусью, Казахстаном и Россией, как указывает эксперт, имеет место обратная динамика. То есть, для Минска, Астаны и Москвы большую важность приобретают другие партнеры.

Привлекательность для инвесторов

В их числе находятся, вероятно, и компании из ФРГ. Глава представительства немецкой экономики в Беларуси Владимир Августинский полагает, что создание Таможенного союза, рассматриваемое в увязке с планами создания Единого экономического пространства, несет определенные выгоды для Минска.

"Беларусь - транзитная страна с очень выгодным географическим положением, располагающая такими преимуществами, как хорошие производственные традиции, научно-технический потенциал и высококвалифицированный персонал, которая может представлять интерес для иностранных, в том числе и немецких, инвесторов", - отмечает Августинский.

И добавляет, что находясь между крупными рынками Евросоюза и России, Беларусь может быть интересна не только для реализации проектов в области логистики, но и с точки зрения размещения инвестиций в производственной сфере.


Что же касается интересов немецких инвесторов применительно к Таможенному союзу, то, по словам Августинского, для тех, кто уже работает в Беларуси, сразу же открывается значительный рынок сбыта стран Таможенного союза с общей численностью населения 170 млн человек.

А для тех, кто только приходит, речь идет о выборе страновой площадки для инвестирования. И в этом смысле начало работы Таможенного союза, по выражению Владимира Августинского, является дополнительным фактором, который может стимулировать приход инвесторов на рынок. "Конечно же, при условии дальнейшего проведения либерализации рамочных условий и наличии структурных реформ", - уточняет глава представительства немецкой экономики.

Противоречия импортеров и экспортеров

В свою очередь, независимый аналитик Сергей Чалый утверждает, что Таможенный союз в его нынешнем виде совершенно не выгоден Минску. Поскольку он, по определению Чалого, является простейшим протекционистским соглашением и продолжением антикризисной политики России по защите внутреннего рынка страны-экспортера энергоресурсов от промышленного импорта.

В такой схеме Россия и Казахстан - две сырьевые страны - могут, считает Чалый, о чем-то договориться на основе совпадения интересов. Но у Беларуси, напоминает эксперт, совсем другая структура экономики. "Мы импортируем энергоресурсы и экспортируем сложную промышленную продукцию. Нам нечего делать в том Таможенном союзе, который заточен под интересы Казахстана и России", - уверен Сергей Чалый.

Он подчеркивает, что сейчас речь идет не о совместной внешнеторговой политике вообще, а о политике в отношении импорта. При этом между бюджетами трех стран разделяются только импортные пошлины. В такой ситуации Минск, объясняет Чалый, в качестве компромисса внес предложение делить и экспортные пошлины и устранить ограничения во внутренней торговле между странами-участниками. "Тогда это будет настоящий Таможенный союз", - резюмирует аналитик.

Новая таможенная граница?

Шансы на то, что предложения Минска в итоге будут приняты, Сергей Чалый оценивает достаточно высоко. Ведь, по его выражению, "без Беларуси полноценный Таможенный союз невозможен".

Между тем все чаще и чаще звучат голоса о том, что в случае отказа присоединиться к проекту на первоначальных условиях Минск с 1 января 2011 года может получить с Россией полноценную таможенную границу. Павел Данейко говорит, что едва ли может представить себе подобное развитие событий.

Если же допустить, что до этого дойдет дело, то данный шаг, прогнозирует Данейко, станет "определенным ударом белорусской экономике". Ведь основным рынком для многих белорусских товаров по-прежнему остается Россия.