Как власти и гражданскому обществу научиться слышать друг друга?

На модерации Отложенный

Насколько эффективно работает Общественная палата РФ и советы при ведомствах? Могут ли современные Интернет-технологии повысить эффективность гражданского контроля? Эти и другие вопросы обсуждались на второй день Петербургского международного экономического форума в рамках панельной сессии «Государство и общество: новые подходы к открытому диалогу».

Начиная панельную дискуссию, министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов рассказал о том, как в России за последние 5 лет изменились отношения государства и гражданского общества. По его словам, за это время удалось «выстроить принципиально другой режим взаимодействия власти и бизнеса». «Если еще не так давно представителям коммерческого сектора было практически невозможно попасть на совещания Правительства, то на современном этапе принятие решений без учета мнения бизнеса стало попросту невозможным», - отметил министр. Кроме того, удалось вывести на качественно новый уровень работу с журналистами, повысить прозрачность системы государственных закупок и вовлечь рядовых граждан в процесс обсуждения общественно значимых инициатив при помощи Интернет-технологий.

Наиболее острая полемика развернулась по поводу эффективности работы Общественной палаты и Общественных советов при Министерствах Правительства РФ. В частности, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов раскритиковал их за «слабость», «имитацию общественной активности» и излишнюю «политическую лояльность». Однако сами гражданские активисты сочли подобную оценку не вполне уместной. Так, директор Автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации» (АСИ) Елена Тополева-Солдунова, отметила, что, несмотря на имеющиеся затруднения и периодически возникающие проблемы, нелепо было бы прекратить работу по развитию институтов общественного представительства в России.

Зашла речь и о гражданской грамотности россиян, дефицит которой, по мнению директора Центра ГРАНИ Светланы Маковецкой, препятствует нормальному диалогу государства и общества. Она сравнила Открытое правительство со «шлюзом между представителями власти и гражданами», однако добавила, что пользоваться этим шлюзом ни те, ни другие пока еще не научились.

«Граждане не понимают полезность подобных механизмов, а «чиновники зачастую не знают, что делать с результатами обратной связи», - отметила Маковецкая. С ее точки зрения, «взаимодействие государства и общества должно стать рутинным и обыденным процессом», в котором каждая из сторон четко знает алгоритм собственных действий.

В свою очередь, президент Фонда «Вера» Анна Федермессер, подтвердила, что эффективность работы общественных активистов с представителями власти по-прежнему во многом «зависит от воли и личной инициативы главы конкретного ведомства». При этом она высоко оценила работу Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере во главе с Вице-премьером Ольгой Голодец и деятельность Открытого правительства в целом.

Участники дискуссии не обошли вниманием и проблему стихийной протестной активности, которая развернулась по поводу резонансного законопроекта о реновации а столице. Эксперты сошлись во мнении о том, что необходимо разрабатывать новые подходы к взаимодействию власти с «неформальными гражданскими активистами», дабы они имели возможность цивилизованно доводить свою позицию до чиновничества. Также был затронут вопрос о механизмах финансирования НКО, действующих на территории России. В частности, Михаил Абызов заявил, что считает целесообразным «в 10 раз увеличить количество грантов для некоммерческих организаций разного профиля».

«Необходимо менять ментальность чиновников и культуру управления» - к такому выводу пришел Министр по вопросам Открытого правительства по итогам работы панельной сессии. Он также заметил, что «особый нерв и надрыв», характерный для диалога российского общества и власти, способствовал тому, чтобы на площадке Петербургского экономического форума состоялся искренний и прямой обмен мнениями.