Морской ужас НАТО: БПК «Североморск» с триумфом прошел полмира
На модерации
Отложенный
6 июня вернулся из дальнего похода большой противолодочный корабль «Североморск».
За восемь месяцев БПК посетил дюжину иностранных портов и прошел более 40 тысяч морских миль – расстояние, в 1,852 раза превышающее длину экватора (21600nm). Его путь пролегал из базы на северных рубежах России в Северную Атлантику и Средиземное море, оттуда – в Индийский Океан, затем повторный заход в средиземноморье перед возвращением домой. Своими действиями «североморцы» еще раз показали, что ВМФ России был и остается океанским; что он не просто «присутствует в базах», а успешно решает задачи, поставленные высшим политическим руководством страны.
Доклад об успешном выполнении поставленных задач принимал командующий СФ вице-адмирал Николай Анатольевич Евменов. Он поздравил экипаж БПК «Североморск» с успешным окончанием дальнего похода, и вручил государственные и ведомственные награды. «Ряд военнослужащих получили государственные награды и медали Министерства обороны Российской Федерации», - говорится в сообщении пресс-службы СФ. Всего ими были удостоены более двухсот членов экипажа.
«Уникальный по географическим маршрутам»
Вице-адмирал назвал поход корабля «уникальным как по масштабам решаемых задач, так и по географическим маршрутам». Покинув родные берега 15 октября прошлого года, «Североморск» находился в охранении флагмана Северного Флота тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Большой противолодочный корабль действовал в юго-восточном средиземноморье в течение ноября и декабря, когда палубные самолеты ВМФ России наносили бомбово-штурмовые удары по группировкам террористов в Сирии. По завершению боевых вылетов в январе, «Североморск» отделился от авианосной группы и, в сопровождении спасательно-буксирного судна «Алтай» и среднего морского танкера «Дубна», прошел Суэцкий канал (соответствующее сообщение датируется 27 января), Красное море и вышел на просторы Индийского океана.
Первая неделя февраля – заход в оманский порт Салала. Оттуда «Североморск» 9 февраля 2017 года перешел в Карачи для участия в международном военно-морском учении, что проходило на береговой базе ВМС Пакистана и в акватории Аравийского моря. Среди целей «АМАН-2017» назывались борьба с пиратством и защита важнейших направлений следования торговых судов. По завершению совместных действий, корабль пересек экватор (конец февраля) и прибыл в район Сейшельских островов. После трехдневной стоянки в порту Виктория, 4 марта поход продолжился: российские моряки выполнили круговой обход Африканского континента. По маршруту следования корабль посетил Дар-эс-Салам (первый визит боевого корабля СФ в Танзанию), Пемба (Мозамбик), Кейптаун (ЮАР), Уолфиш-Бей (Намибия), Луанда (Ангола) и Малабо (Экваториальная Гвинея).
Покинув Малабо, североморцы взяли курс столицу Республики Кабо-Верде: Прая расположена на архипелаге острова Зелёного мыса в 335 милях от западного побережья Африканского континента. Из южной Атлантики корабль направился к Гибралтарскому проливу, и, пройдя его 27 апреля, снова вошел в восточную часть Средиземного моря. В мае «Североморск» посетил Лимасол (Кипр) и действовал у сирийского побережья.
"Экипаж "Североморска" в ходе дальнего похода решал боевые задачи по борьбе с международным терроризмом в Сирийской Арабской Республике, противодействовал пиратству, участвовал в международных учениях, совершил круговой обход Африканского континента", - отметил командующий Северным Флотом. На борту корабля держал флаг начальник штаба соединения противолодочных кораблей Кольской флотилии разнородных сил СФ капитан 1 ранга Станислав Варик. Беседуя с журналистами, побывавшими на борту российских кораблей в восточной части Средиземного моря, Станислав Рудольфович сказал: «Наша миссия — обеспечить безопасность порта Тартус и морского торгового сообщения вблизи побережья для поддержки операции наших Воздушно-космических сил на территории Сирии».
Недружественный эскорт
Третий раз за время восьмимесячного похода «Североморск» прошел Гибралтарским проливом 23 мая. Следующий «пункт программы» - посещение столицы Португалии. Трехдневная стоянка в Лиссабоне стала последней в иностранном порту. Через Ла-Манш (30 мая) корабль вышел в Северную Атлантику. Обитатели британских берегов выделили «Североморску» личного «сопровождающего» - сторожевик Флота Ее Величества. Однако 1700-тонный HMS Mersey (P283), специализированный на задачах береговой охраны и имеющий символическое вооружение из 20-мм зенитной пушки и пары пулеметов, оказался неровня российскому «гостю».
А посему сторожевик заменил HMS Iron Duke (F234) - фрегат тип 23 с полным водоизмещением 4900 тонн и вооружением из противокорабельных ракет «Гарпун» (Harpoon) и зенитных «Морской Волк» (Sea Wolf). Однако и он значительно уступает нашему БПК. Между тем, «сопровождающими» флагмана Северного Флота «Адмирал Кузнецов» выступали новейшие эсминцы тип 45, которые по водоизмещению, мореходности и боевым качествам более приближены к БПК проекта 1155.
Вспомним, что на встрече 23 февраля с.г. Президента России с офицерами Северного флота, отличившимися при выполнении служебно-боевых задач в акватории Средиземного моря, у побережья Сирийской Арабской Республики, зашел разговор о «сопровождении» нашей авианосной группы кораблями военно-морских сил стран Североатлантического Договора.
«Рядом с нами решали задачи корабли НАТО постоянно на переходе из Средиземного моря в назначенный район и обратно. Рядом с нами находилось около восьми кораблей, и действия их носили далеко не дружественный характер», - вспоминал начальник походного штаба корабельной несущей группы капитан первого ранга Андрей Салошин. Было бы лучше, если британские летчики и моряки, как их деды во время войны с германским фашизмом, выступили вместе с нами против незаконных банд формирований в Арабской Республике…
Что же касается «Североморска», то через неделю после прохождения у берегов Туманного Альбиона, БПК прибыл к пункту постоянного базирования – военно-морской базе Североморск.
Пророчества Черчилля
Коль скоро в контексте дальнего похода «Североморска» мы упомянули британцев, то есть резон вспомнить об их великом соотечественнике, руководившем страной в годы Второй Мировой Войны - Уинстоне Черчилле.
Мемуары премьера Великобритании содержат фрагменты о беседах «с глазу на глаз» со Сталиным. Черчилль пишет: «Я сказал, что становление России как великой морской державы соответствует моей политике. Я бы хотел видеть русские корабли на просторах Мирового океана. До сего времени Россия была словно гигант с ноздрями, заткнутыми узкими выходами из Балтики и Черного Моря. Я повторил, что приветствую появление России на океанских просторах, и что это мое утверждение относится не только к Дарданеллам, но и Каналу в Киле, которому надлежит функционировать по типу Суэцкого, а также к теплым водам Тихого океана».
На возражения военных и политиков своего окружения, Черчилль отвечал: «Если они сами хотят стать морской державой, зачем нам возражать?!» Так или иначе, но слова Черчилля о «русских кораблях на просторах Мирового океана» превратились в реальность. Сегодня наши торговые суда и военно-морской флот можно встретить в самых отдаленных точках планеты. Поход «Североморска» - хорошее тому подтверждение.
Что же касается «гиганта с ноздрями, заткнутыми узкими выходами из Балтики и Черного Моря», то сегодня подобное сравнение не работает. Причиной тому – большое развитие, что получил Северный Флот во второй половине прошлого и начале нынешнего века. Он стал авианосным и атомным, в его составе – десятки подводных крейсеров с ракетно-ядерным оружием на борту.
Превращение наших сил береговой обороны в океанский ракетно-ядерный флот с неограниченным радиусом действия оправило в прошлое одно время господствующую в умах английских стратегов концепцию Fleet in being – «флот существует». Согласно ей, в мирное время военным кораблям лучше отстаиваться в крупных, хорошо защищенных базах. С тем, чтобы в момент развязывания войны противником не попасть под удар его морских сил, и тем самым сохранить линкоры и крейсера для грядущих сражений на более выгодных условиях. Сегодня ситуация иная: как раз таки присутствие большого числа подводных и подводных крейсеров в море и создает ситуацию, при которой носители ядерного оружия выведены на оперативный простор, где потенциальному агрессору их труднее всего уничтожить без тяжелых последствий для собственной безопасности.
О месте и будущем кораблей проекта 1155
В заключение хотелось бы коснуться темы дальнейшей судьбы кораблей проекта 1155, спроектированных Северным проектно-конструкторским бюро в семидесятые годы прошлого века. Назначение: борьба с вражескими атомными субмаринами лодками в океанской зоне, обеспечение боевых действий своих подводных лодок и охранение надводных кораблей. Перечисленные задачи корабль должен решать в составе поисково-ударной группы во взаимодействии с другими силами флота.
Состав вооружения и действия в океанской зоне определили основные параметры проекта 1155: полное водоизмещение порядка семи с половиной тысяч тонн, длина по ватерлинии – 145 метров, максимальная скорость около 30 узлов. С учетом численности экипажа (220 человек включая 29 офицеров) автономность по запасам провизии составляет 30 суток. Флот с 1980 по 1991 гг. получил двенадцать кораблей проекта 1155 (четыре сделаны на «Северной Верфи» и восемь – калининградском заводе «Янтарь»). Развал Советского Союза нашел отражение в том факте, что «Адмирал Чабаненко» улучшенного проекта 11551 строился десять лет со сдачей в 1999-м. На рубеже веков несколько кораблей ранней постройки были разобраны на металл; остающимся в строю корпусам необходим ремонт с модернизацией.
Между тем, в эксплуатации проект 1155 показал себя лучше многих других, прежде всего благодаря надежной газотурбинной энергетической установке на основе пары маршевых и пары форсажных турбин. Об этом свидетельствует список крупных надводных кораблей в главной базе Северного Флота. Сегодня в Североморске базируются: ТАВКР проекта 11435 «Адмирал Кузнецов», тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 11442 «Пётр Великий», ракетный крейсер проекта 1164 «Маршал Устинов», эсминцы проекта 956 «Адмирал Ушаков» и «Гремящий» (последний — в резерве). А самыми многочисленными из кораблей первого ранга являются пять БПК проекта 1155: «Североморск», «Вице-Адмирал Кулаков», «Адмирал Левченко», «Адмирал Харламов» и «Адмирал Чабаненко» (последний отличается составом вооружения).
Известно, что разработчик вышеупомянутых типов Северное проектно-конструкторское бюро занимается вопросами модернизации вышеуказанных типов. В соответствии с решением Совета директоров АО «Северное ПКБ» с 6 июня 2017 года в должность генерального директора Общества вступил Андрей Аркадьевич Дьячков. С приходом нового руководителя, имеющего репутацию высококлассного специалиста и опытного менеджера, должна активизироваться работа по этому, и другим направлениям.
Ранее в этом году представитель департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ по ВМФ капитан первого ранга Игоря Дыгало сообщил журналистам, что до 2022 года будет проведен ремонт с модернизацией пяти больших противолодочных кораблей проекта 1155 Северного и Тихоокеанского флотов Военно-морского флота России. Хотелось бы верить, что в будущем этот список будет расширен и в него попадут все сохранившиеся корпуса данного типа. Восьмимесячный поход «Североморска» показал, что они этого достойны.
Комментарии
8 месяцев вдали от Родины, это круто. Говорю как бывший штурман дальнего плавания. Тяжело очень и очень. это не передать словами, это может понять только тот, который испытал сам нечто подобное.
За моими плечами были рейсы, самый долгий это 7 месяцев. 3-5 месяцев это вполне нормально, но тоже нелегко. Это когда забываешь про день вчерашний, что ты делал, что ты ел. Когда уборщица на судне, которая на берегу страшнее "атомной войны", через несколько месяцев кажется всем красавицей и за неё бьётся чуть ли не на смерть несколько бравых мужиков. Через несколько месяцев просто забываешь имя любимой женщины, она уже даже не снится. День похож на день и так долго и долго.
Поэтому....
Морякам Военно-Морского Флота России Слава, Слава, Слава ! ! !