Погода сильно изменила цены на продукты: чего нам ждать от зеленой зимы?
На модерации
Отложенный
Как холодная весна отразится на продовольственных ценах и наполняемости прилавков магазинов.
В России теперь есть только два времени года: зима белая и зима зеленая, — в последнее время эта шутка весьма популярна на фоне необычайно холодной весны и мало обещающего в плане тепла лета. Не удивительно, что на этом фоне все чаще звучат опасения, что затянувшиеся холода обернутся неурожаем и, как следствие, удорожанием продуктов питания. Подобные опасения не кажутся напрасными, когда о них начинают говорить уже не где-нибудь, а в самом Центробанке.Холодная весна может привести к ускорению инфляции в ближайшие месяцы, считают в Банке России.
Возможное снижение урожая овощей и фруктов закономерно отразится на ценах. «Другим фактором инфляционного давления на протяжении оставшейся части года станет оживление спроса», — говорится в бюллетене «О чем говорят тренды», подготовленном департаментом исследований и прогнозирования ЦБ.
Вырастут ли цены?
Затянувшиеся холода, действительно, могут отразиться на урожайности, урожае и, соответственно, стоимости сельскохозяйственной продукции, но резкого всплеска цен ожидать не стоит, если только в дело не вмешаются спекулянты, считает бывший замминистра сельского хозяйства доктор экономических наук Леонид Холод.
«Затяжная долгая весна вместе с непонятным летом, естественно, по всем правилам должны сказаться на урожайности и на урожае, — пояснил он „Ридусу“. — Минсельхоз уже понизил в связи с погодными условиями прогноз по пшенице, по-моему, до 100 с чем-то миллионов тонн вместо 120 миллионов. И соответствующим образом также будет понижаться урожайность и урожай по косточковым, плодовым, овощам открытого грунта и т. д. То есть всего того, что зависит от солнца и находится в открытом грунте просто на почве».
Совершенно естественно, что сокращение производства всех этих культур приведет к небольшому всплеску аграрной инфляции (опережающий рост цен на продовольствие и технические культуры сельскохозяйственного происхождения по сравнению с общим ростом цен или с ростом цен в несельскохозяйственной сфере).
Но не стоит забывать о том, что есть импорт, который в таких случаях всегда приходит на помощь и компенсирует возможные всплески. Хотя обычно в сезон российские овощи и фрукты стоят дешевле заграничных аналогов и продаются лучше.
В любом случае резкого скачка цен не предвидится, если он не будет спровоцирован действием субъективных факторов в виде спекулянтов, слухов или мрачных прогнозов.
Ждать ли дефицита?
По словам эксперта, в принципе снижение урожайности и урожая не должно быть настолько катастрофическим, чтобы привести к дефициту. «Вообще в рыночной экономике дефицита не бывает как такового, просто бывает выше или ниже цена, — говорит Холод.
— Все возможные прогнозы на урожай, в том числе и минсельхозовские, с поправкой на погоду, никакой катастрофы не предвещают. Ну, побило морозом, например, в Центральной России, косточковые с семечковыми, значит, будут привезены из других мест. Россия-то огромная».
Он также напоминает, что производство зерновых в России намного превышает внутренние потребности. И в крайнем случае будет просто меньше вывезено на экспорт.
В то же время эксперт не исключает, что торговцы и перекупщики могут воспользоваться ажиотажем и поднять цены, как это бывало в прошлом (до сих пор памятна история с резким скачком цен на гречку). Как поясняет экономист, рынки легко поддаются манипулированию и один только слух может привести к подобному ажиотажу.
Безвозвратные потери
Рассчитывать на восстановление урожая в случае улучшения погоды тоже не приходится, поскольку у растений есть период естественной вегетации. «Всякие яблони, черешни, сливы и т. д. цветут строго определенное время, — поясняет Холод. — Обычно это май, кое-где — начало июня. Если они были побиты морозом, как это приключилось в части областей Центральной России (а ведь и в Орловской, и в Курской, и в Липецкой областях производят и косточковые, и плодовые), значит, там часть растительности уже списали. И даже если будет, может быть, хорошая погода со второй половины лета, вегетационные сроки-то уже ушли».
Кроме того, плоды, овощи и все прочие растения реагируют на количество калорий, которые им перепадают от солнца. И если половина лета была холодной, они недополучат тепла. А это означает, что их, во-первых, будет меньше, а во-вторых, там белковость будет понижена, то есть меньше синтезируются те вещества, которые составляют пользу в этих растениях.
Угрозы экспорту нет
Сомневается эксперт и в том, что холодная весна повлияет на экспорт зерновых, по которому Россия занимает второе или третье место в мире. Разрыв между первой тройкой лидеров и остальными экспортерами настолько велик, что должно случиться нечто экстраординарное, чтобы страна из нее вылетела.
По мнению аналитика, в принципе по своим агроэкономическим и агроклиматическим показателям Россия должна быть номером один, примерно так она и развивается: и производство более или менее растет, и наращивается экспортный потенциал.
Даже если урожай зерна будет меньше, как прогнозирует Минсельхоз, на 15−20 миллионов тонн (то есть на уровне 100−105 миллионов тонн), это вряд ли критически отразится на внутреннем рынке и на внешних поставках. Внутренние потребности тот же Минсельхоз оценивает в 75 миллионов тонн, а об экспорте в 30 миллионов тонн они и так говорят как о мечте.
Автор: Мирослава Боровицкая
Комментарии