Собор Святого Петра.Ватикан.
На модерации
Отложенный
Рим...он вне времени,вне ограниченного пространства земной площади ему отведенной, уходящий абсолютно вглубь открывшейся перед тобой перспективы улиц, со слегка приглушенными шумами городских площадей. Задумчивый ...или раздумывающий о прошедших тысячелетиях.Так...мне показалось..
Белый шатер украшающий небо над городом -это классическая картинка Вечного Рима ,а вернее расположенного в нем государства Ватикан. Когда представляется возможность эту картинку рассмотреть в воодушевленном виде, появляется желание сложить из многих увиденных кадров общую мозаику- картину этого шедевра- духовного исполина для верующих.
Все мы человеки в этом мире.
Сердце Ватикана – собор Святого Петра.. До недавнего времени это была самая большая церковь в мире. В 1990 году собор уступил место базилике Нотр-Дам-де-ла-Пэ в столице африканского государства Кот-д`Ивуар городе Ямусукро.. Первая базилика на месте, где расположен храм, относится к 324 г. Она была возведена над могилой апостола Петра. К XV в. строение очень сильно обветшало, и папа римский Николай V приказал возвести на месте старой базилики собор. Вскоре однако папа умер, и строительство надолго было заброшено. Лишь в 1506 г. по приказу папы Юлия II началось возведение грандиозного собора, который своей мощью и величием должен был прославить католическую церковь.
Проект собора Святого Петра был разработан архитектором Д. Браманте. После его смерти строительством руководили такие мастера как Рафаэль, Перуцци, Сангалло, Микеланджело и др. Каждый вносил в первоначальный проект свои идеи и замыслы.
Наверное все знакомы с этим балконом, с которого Папа обращается к верующим, собирающимся во время католических праздников на прилегающей к собору площади.
На Пасху 1847 г. папа Пий IX решил заменить статуи апостолов Петра и Павла, стоявшие перед собором. Старые статуи переместили в библиотеку Сикста IV, а на их место поставили статуи, изготовленные для собора Св. Павла . В правой руке апостола - ключи от рая, в левой свиток со словами "ET TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORUM" (и дам тебе ключи Царства Небесного
В правой руке апостола Павла - меч, его символ, в левой - свиток со словами "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе".
Статуя апостола Петра, стоящая перед фасадом собора.Высота Собора составляет 45 м, а ширина –115 м. На вершине его расположены более пяти метров высотой статуи Христа и апостолов.
Внутрь собора ведут пять врат. Одни из них называются «святыми» и открываются только раз в 25 лет накануне рождества Христова. В остальное время они изнутри замурованы бетоном.Статуя апостола Павла с обнаженным мечом в руке. Стоит с другой стороны от статуи Петра. Наверху фасада стоят статуи Иоанна Крестителя, Христа и апостолов, кроме Петра.
Современное здание было заложено в начале XVI столетия и строилось в течение полутора веков .
Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и взяты из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» — созданы в 1949—1964 гг. скульптором Джакомо Манцу.
Врата смерти названы по причине того, что через эти двери обычно выходили похоронные процессии.
При подготовке к юбилейному 1950 году папа Пий XII в 1947 г. объявил конкурс на создание трех дверей, ведущих из портика в собор. Самым выдающимся художником среди победителей стал Giacomo Manzu. Дверь изготовлена в 1961-64 гг. 10 сцен на дверях выражают христианский смысл смерти. Вверху справа - распятие Спасителя, слева - успение Богородицы. Ниже - рельефы с гроздью винограда и снопом колосьев, служащими одновременно ручками двери. Умирая виноград и пшеница превращаются в вино и хлеб. Во время таинства евхаристии они преображаются в Тело и Кровь Христовы, то есть в хлеб жизни и в вино спасения.
А это " Святые Врата ".
Изнутри собора Святая дверь замурована бетоном, на бетоне закреплен бронзовый крест и небольшой квадратный ящичек, в котором хранится ключ от двери. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. В соответствии со специальным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.
Юбилейным годом периодически провозглашался Святой год, в течение которого допускалась возможность особого отпущения грехов. Эта традиция имеет своё начало в Книге Левит Ветхого Завета Библии (25:10): «… и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя.»
Древнееврейское слово yo-bale' (отсюда слово "юбилей") означает звук шофара, бараньего рога, оглашавшего наступление Юбилейного года. В течение всего года работа на полях приостанавливалась, а рабы отпускались на свободу. Проданные или заложенные дома (за исключением находящихся вне стен города или на Святой земле) безвозмездно возвращались их изначальному владельцу или его полноправному наследнику, а все долги отпускались.
Католическая церковь связывала с юбилейными годами получение индульгенций, отмену наложенных епитимий. Впервые Святой год был отмечен в 1300 году по постановлению папы Бонифация VIII. Юбилейные годы должны были отмечаться каждые сто лет, в начале нового столетия. После Бонифация VIII было решено отмечать юбилей каждые 50 лет, затем — каждые 33 года (в честь земной жизни Христа). В 1470 г. папа Павел II принял новое постановление: юбилейные годы должны отмечаться каждые 25 лет, чтобы каждое новое поколение могло принять участие в юбилее; возникла традиция, обязывающая отмечать юбилейные годы в начале каждой четверти века. В начале 2000 года, названным Великим Юбилейным, папа римский Иоанн Павел II впервые в истории произнёс пространную Mea Culpa от имени католической церкви с просьбой о прощении грехов, совершённых членами церкви на протяжении истории.
Строительством собора в разное время занимались знаменитые итальянские творцы: Браманте, Рафаэль, Микеладжело, Бернини. В начале XVII века по указанию папы часть, идущая от купола к фасаду, была значительно удлинена. Из-за этого новый фасад стал закрывать купол, что не очень, скажем так, красиво.
Интерьер собора Святого Петра поражает своей грандиозностью и великолепием.По своим размерам и убранству его просто не с чем сравнить. Таких больше нет...Внутренняя длина помещения составляет 186,36 м, свод имеет высоту 44 м, а площадь составляет более 20 тыс. квадратных метров!
Удивительный факт.Центральная часть огорожена красным барьером. Дело вот в чем. Внутри на полу стоят отметки, показывающие, где бы закончился тот или иной крупный собор, если бы он стоял здесь. Это что-то вроде огромной линейки, у которой нулевая отметка находится в дальнем конце собора, если смотреть на этот снимок.Внутри базилики очень много отделений, ниш, капелл. Все они украшены огромным количеством картин, статуй и прочего церковного убранства.Много надгробий и гробниц римских пап и императоров. Богатство украшений поражает.Особенно огромные картины в золоченых багетах .Также здесь расположены значимые для христианства реликвии, например копье Лонгина (копье судьбы), которым был пронзен Христос на кресте.Темное сооружение в центре, стоящее на четырех витых колоннах, – киворий, балдахин над могилой апостола Петра. Отлит из бронзовых украшений, снятых с интерьера Пантеона, архитектором Бернини в середине XVII века. Его высота – 29 м. Киворий- балдахин.
Это первая работа Бернини в соборе (1633 г.) — огромный балдахин (киворий) стоит на четырех витых колоннах, на которых в свою очередь водружены статуи ангелов, работы Francois du Duquesnoy.
Среди этих ангелов, одна пара ангелочков держит символы папы - ключи и тиару, другая пара ангелочков держит символы Св. Павла - книгу и меч.
Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенный в Рим после взятия Иерусалима. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Для кивория потребовалось огромное количество бронзы. 100000 фунтов (37 или 45 тонн, все зависит от того какой фунт использовался для измерений) сняли с купола собора, потом столько же прислали из Венеции и Ливорно. Когда и этого не хватило, то по приказу папы Урбана VIII (Барберини) разобрали конструкции, которые поддерживали крышу портика Пантеона. Именно тогда Pasquino сказал свою крылатую фразу: "Quod non fecerunt Barbari fecerunt Barberini" (что не разрушили варвары, разрушил Барберини).
Хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен 4-этажному зданию. Шедевр Бернини стал олицетворением стиля барокко.
Главный алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Алтарь освящен папой Климентом VIII 5 июня 1594 г. Алтарь изготовлен из большого куска мрамора, привезенного с форума императора Нервы. Перед алтарем находится лестница, ведущая вниз к гробнице св. Петра. Называется этот спуск Confessio (исповедальня), потому что его можно рассматривать как прорубленное окошечко в исповедальне, через которое верующие могли обратиться взором к раке, сокрытой глубоко под землей, где хранится часть мощей св. ап. Петра.
Место хранения мощей Святого апостола Петра
Здесь же, под киворием, под центральным куполом, находится главный алтарь собора. Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м.
Купол работы Микеланджело имеет высоту 119 ми диаметр 42 м. Он украшен изображениями четырех апостолов: Марка со львом, Матфея с ангелом, Иоанна с орлом и Луки с волом. Начина от купола по всему строению идет надпись из Библии на латинском языке, перевод которой означает: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и дам тебе ключи Царства Небесного». Перед алтарем днем и ночью горят 95 лампад. . Примечательно, что алтарь собора Святого Петра обращен не на восток, как принято в христианских храмах, а на запад.
Купол опирается на четыре мощные столба. В нише того столба, который правее кивория, дальний, стоит статуя человека с копьем.Это римский воин Лонгин, который убил Христа.
Кафедра Святого Петра .
Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.
Кафедра Святого Петра и Слава (фрагмент)
22 февраля католическая церковь отмечает праздник Кафедры Св. апостола Петра, являющейся символом его проповеди Слова Божия в Риме. Изнпачально кафедрой для Св. Петра служил простой деревянный стул. Впоследстие его укрепили и украсили, как предполагают в Византии. Бернини выстроил композицию так, что кажется что кафедра парит в облаках, поддерживаемая Отцами Церкви (статуи высотой 5 м). Основание алтаря изготовлено из аквитанского черно-белого мрамора и яшмы из Сицилии.
Статуя Св. Лонгина. Автор - Бернини, 1635 г.
Реликвия - копье Лонгина.
Как и его предшественники, папа Иннокентий VIII пытался остановить вторжение турок, но это ему удалось без крестового похода, который он планировал совершить. Pierre d'Aubusson захватил в плен Djem, брата и соперника султана Баязида II. Султан и папа заключили в 1489 г. соглашение, по которому Djem находился в плену в Риме, а султан покинул Европу и каждый год платил выкуп. В 1492 г. Баязид подарил папе фрагмент копья, которое, как считалось, принадлежал сотнику Лонгину..
Вход и, соответственно, алтарь базилики Святого Петра обращены на восток, а не на запад, как у большинства христианских храмов. В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая автору Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.
Статуя Святого Петра
Статуя Святого Петра (Так стесана ступня поцелуями паломников)
Статуя апостола Андрея Первозванногою
.,
Статуя Святой Равноапостольной царицы Елены
Реликвия - частицы Животворящего креста.
Статуя Святой Вероники. Автор - Francesco Mochi, 1629 г.
Реликвия - часть платы с изображением Иисуса Христа.
Прежде чем осматривать достопримечательности такого масштаба нужно вначале познакомиться с его историей.Очень много всего,что требует внимания и элементарных знаний. Много захоронений известных личностей и очень много шедевров мирового искусства.
Несмотря на то, что по своим внешним размерам базилика Святого Петра уступила храму в Кот-д`Ивуаре, она может вместить народу в три раза больше.- около 50 тысяч.
В общем, ходить здесь можно бесконечно, можно и посидеть, но есть еще одно место, куда тут стоит отправиться – на вершину центрального купола собора.
Внутренняя часть центрального купола вблизи.
Внизу знаменитая площадь Святого Петра. Перед собором границы этого государства проходят как раз по периметру площади. Внешне это никак не обозначено, и если не знать этого факта, заходя на площадь, никогда не подумаешь, что ты попадаешь в другую страну. Дальше, правда, на территорию Ватикана уже так просто не пройдешь.
В центре площади находится древнеегипетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой в I веке. По преданию, на вершине обелиска, находилась сфера, в которой покоился прах Юлия Цезаря. Обелиск и круглая площадь – это солнечные часы.
Папа попросил Микеланджело перенести и установить обелиск напротив базилики, но тот задал сакраментальный вопрос – а вдруг разобьется? После этого дело перешло к архитектору Доменико Фонтана, который и установил обелиск в 1586 году. А позже установил в разных местах города еще три аналогичных обелиска.
Очень много информации...
Странно конечно. В самом сердце католического мира стоит языческий символ. Установленный к тому же по велению главного католика.
Арка в фасаде собора – проход на остальную территорию Ватикана. На страже стоят швейцарские гвардейцы, которые стоят на службе у папы уже несколько веков. Папская гвардия знаменита на весь мир своей униформой. Эти ребята очень вежливые и каждому, кто подходит с вопросом, отдают честь и даже позволяют сфотографироваться.
.
Пора покидать Ватикан...
Комментарии