Большая семья

На модерации Отложенный

 

Есть слова, которые нужно повторять, как "Карфаген должен быть разрушен". Без устали. Пока не дойдет. Тем более, что доходит до нас медленно. Как в старинном анекдоте про предложившего рассказать политический анекдот мальчика, который, узнав, что его слушатель - милиционер, сказал, что расскажет медленно и два раза. С нами только так и можно – два раза (на самом деле, две тысячи двести двадцать два раза), и обязательно – медленно.

Повторить же я хочу вещь нехитрую. Единственный шанс протеста в том, чтобы предложить обществу привлекательную альтернативу. Другого шанса нет.

В качестве такой альтернативы возврат в ельцинско-гайдаровские времена не проходит. Эту хохмочку люди уже знают. Так что Григорий Алексеевич может не беспокоиться. Равно как и прочие не стареющие душой (и оттого категорически отказывающиеся умнеть) ветераны пятилетки протеста (1988-92).

Хорошо, пусть "Америку в Россию" не проходит. А что проходит?

Мы еще не знаем – что. Потому что этого ЧТО еще не было. Его еще только нужно придумать. Хотя бы в общих чертах. Но – в не слишком общих. Достаточно конкретно, чтобы это можно было начать реализовывать практически. Только не надо пошлить про велосипед – я знаю, что вы очень умные: изобретается не велосипед, а автомобиль.     

Один мой онлайн знакомый предложил, что аллегорией такой общественной системы может быть семья. Общество как большая семья. Тут есть о чем поговорить...

В каком смысле семья? В смысле общества взаимной любви и взаимной помощи в развитии. (В скобках замечу, что это одно и то же – любовь и помощь в развитии. Если, конечно, мы говорим о любви деятельной: о деланье добра любимому.)

Возможно ли такое общество? В масштабах всего народа очевидно, что нет. Сегодня – определенно нет. Не говоря о том, что мы не знаем, какой должна быть архитектура общества любви, сам наш человеческий материал, перенасыщенный раздражением и злобой, для такого строительства не подходит. Какая уж там любовь! Смеетесь вы что ли?

Но вопрос не в том, возможно ли оно сегодня для всего народа. Вопрос – возможно ли общество любви для части народа? Для его самой высокой части?

Это вопрос уже не такой самоочевидный. Непонятно...

Но понятна методология поисков ответа на этот вопрос. Чтобы ответить утвердительно, нужно суметь организовать группу из, скажем, нескольких десятков или нескольких сотен человек, которая станет микро-обществом любви, большой семьей.

Погасите кривые ухмылки – я знаю, о чем вам подумалось.

Каким правилам должна быть подчинена жизнь такой семьи? Таких правил просматривается несколько.

Прежде всего, необходимо установить расслоение по возрасту – по психологическому возрасту, по личностной зрелости, или по духовному росту. Всё это – синонимы. В семье у родителей, старших и младших братьев разные права и разные обязанности. Уже это вызывает бурный протест, и особенно со стороны младших.

Второе правило – это любовь и забота. То есть определенная психологическая предрасположенность к любви и умение любить. Тоже вещь не слишком часто встречающаяся. Особенно, если учесть, что деятельная забота предполагает и готовность делиться материальными ресурсами. Это может понравиться уж совсем немногим из владеющих такими ресурсами. Помните, как в евангелии Иисус объяснял путь в Царство Бога? Раздай, дескать, имение и следуй за мной. Чем ввел интересовавшегося в грусть: имение у него было большое, вот он и выбрал имение, а не Царство. Тоже вещь хорошо известная.

И еще одно неприятное правило. Оно в отношении старших членов семьи в традиционных семьях никогда и не работало, но в социальной большой семье оно необходимо. Это правило – периодическое очищение, покаяние... То есть постоянная работа самоосмысления. Без этого ананасы портятся.

Вот такие три правила.

Осознать свой возраст и свое место в семье, желание любить, включая готовность делиться, и постоянная работа самоосмысления-покаяния – не слишком ли большая нагрузка на нашу хрупкую душу? Большая. Но из необожженного кирпича можно построить только кучу строительного мусора.

А дальше вопрос. То, что десятки миллионов сегодня не готовы жить по таким правилам, не вопрос. Что угодно, только не это. Только не любить, только не думать, только не видеть себя таким, какой ты есть. Это понятно. Вопрос в другом – могут ли найтись не десятки миллионов, а просто десятки людей, готовых купить Царство Небесное такой ценой? Вот это вопрос реальный.

Теоретический ответ на этот вопрос невозможен. Ответ может быть только практическим. Либо эти люди найдутся уже сегодня. Либо не найдутся. Сегодня не найдутся.

Но тогда они определенно найдутся завтра.