Поучения аввы Дорофея на понедельник

На модерации Отложенный

Продолжаю почитывать поучения аввы Дорофея, написанные в начале 7-го века н.э. Такие простые для восприятия, и такие сложные для того, чтобы жить по ним. Набрался наглости и оставил свои комментарии.

1. От незначительных грехов, от того, что говорим: какая важность в том или в другом, образуется в душе злой навык, и человек начинает не радеть о великом. (Увы…)
2. Ибо от того, что человек не заботится о своих грехах и не оплакивает своего мертвеца (своё греховное состояние), не может он преуспеть ни в чем добром, но всегда обращает внимание на дела ближнего. (Вот уж, не в бровь, а в глаз.)
3. Ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление Богом, как злословие или осуждение, или уничижение ближнего. (Грешен! Ой, как грешен!)
4. Порицать – значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. (Ага! Значит, можно вруна поставить на место, заявив, что он врун. А вот: «сделал что-либо подобное» - юридически не корректно и оставляет лазейки для иносказаний.)
5. Осуждать – значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. (А как же: «не судите, да не судимы…»? Но: «Ибо каким судом су́дите, таким будете судимы…» Согласен. И пусть меня осудят, но я им всё скажу.)
6. Уничижение есть то, когда человек не только осуждает другого, но и презирает его, т.е. гнушается ближним и отвращается от него как от некоей мерзости. Это хуже осуждения и гораздо пагубнее. (Вот так. Придётся ослабить вожжи, а то себе дороже. Даже у самого презренного есть шанс покаяться. Ну а, если высказывания имярек не соответствуют действительности, направлены не на рациональную критику, а на оскорбление и хулу? Вспоминать с надеждою историю Савла, ставшего первоверховным Павлом?)
7. Ты гневаешься и не стыдишься, что гневаешься и обижаешь брата своего? Разве ты не знаешь, что он есть Христос и ты оскорбляешь Христа? (Грешен!)
8. Авва Аммон покрыл брата, скрывавшего под кадкой женщину. См. Поучение 6. (Вот ведь какими мудрыми бывают отцы духовные. Прям, Макаренки.)
9. Как рыбаки, когда закинут уду в море, и, поймав большую рыбу, чувствуют, что она мечется и бьется, то не вдруг сильно влекут ее, ибо иначе прервется вервь и они совсем потеряют рыбу, но пускают вервь свободно и послабляют ей идти, как хочет; когда же увидят, что рыба утомилась и перестала биться, тогда мало-помалу притягивают ее.

Так и святые долготерпением и любовью привлекают брата, а не отвращаются от него и не гнушаются им. (Эх, сколько я так упустил рыбы! И как потом жалел!)
10. Случается, что брат погрешает по простоте, но имеет одно доброе дело, которое угодно Богу более всей жизни. (Да. Не мало таких случаев, о каких знаем. Не мало и тех, о которых известно только Богу.)
11. Видя, что брат его согрешил, преподобный, вздохнув, сказал: «Горе мне; как он согрешил сего дня, так согрешу и я завтра». При этом он не удовлетворился этим, но себя повергнул под ноги его, сказав: и он по крайней мере покается о грехе своем, а я не покаюсь как должно, не достигну покаяния, не в силах буду покаяться. (Не все ли мы страдаем так от своих педагогических ошибок?)
12. Пусть мы немощны и не можем трудиться, но неужели мы не можем смириться? (И тут гордыня выше крыши.)
13. Первое смирение: почитать себя ниже всех. Второе смирение: приписывать Богу свои подвиги. (Пусть бы было так.)
14. Куда бы ни пошел укоряющий себя, какой бы не приключился ему вред или бесчестие, или иная какая скорбь, он уже предварительно считает себя достойным всякой скорби и никогда не смущается. (Путает слово «достойным». Отчего трудно сразу разобраться в этой сентенции.)
15. Если кто со страхом Божиим рассмотрит самого себя и строго испытает свою совесть, то он непременно найдет себя виновным. (Увы.)
16. Если мы во всем, что с нами случается, считаем виновными самих себя, а не других, то это приносит нам много добра и доставляет великое спокойствие и преуспеяние. (Эх, было бы так…)
17. Христос знает более меня, должен ли я получить желаемое, и он будет мне вместо сей вещи или вместо сей пищи. (Да, конечно. Желал бы съездить на рыбалку. Но офтальмолог не разрешает садиться за руль. Схожу пешком недалече, наловлю рыбки малехо, сварю уху и накормлю кота. И возблагодарю Бога за это.)
18. Если случится с нами нечто доброе, то это дело Божия Промысла, а если злое, то это за грехи наши. (Так оно.)
19. Каждый небрежет и не соблюдает ни одной заповеди, а от ближнего требует исполнения заповедей. (Вот ведь какие они, людишки. И я вместе с ними.)
20. Великий подвиг человека состоит в том, чтобы он пред лицом Божиим возлагал все согрешение свое на себя и ожидал бы искушений до последнего издыхания. (Часто ловлю себя на этой мысли. Но… нет, нет. До подвигов мне, как до должности депутата Европарламента.)