«Изъятием активов Газпрома» Киев может только пугать

На модерации Отложенный

 

Украина громогласно объявила, что уже начала арест имущества Газпрома на своей территории – в рамках уплаты гигантского и фантасмагорического штрафа за «монопольные злоупотребления». Более того, Киев готовится к аресту собственности Газпрома и за пределами украинского государства. Стоит ли Газпрому всерьез опасаться происходящего? Минюст Украины подтвердил, что уже начал взыскивать первые суммы по штрафу, наложенному антимонопольным комитетом страны (АМКУ) на российский Газпром.

Уже сейчас арестовано определенное имущество Газпрома, которое находится на территории Украины – об этом сообщил и сам Газпром. Речь идет об акциях компании, где они являются акционерами. Эти компании рабочие, действующие, имеют денежные потоки и выплачивают дивиденды», – сказал глава украинского минюста Павел Петренко.

Вместе с тем он признал, что одного этого актива будет недостаточно для выплаты полной суммы штрафа. А потому пригрозил арестовать активы Газпрома за рубежом. «Конечно, активов на 172 млрд гривен на территории Украины, которые бы принадлежали Газпрому, нет, и мы будем двигаться в другие страны, где есть соответствующие активы и денежные средства, и ставить вопрос о выполнении украинских решений, и в будущем – международных решений о взыскании с Газпрома задолженности», – заявил глава Минюста.

В Газпроме ранее рассказали, что исчерпали практически все возможности по обжалованию антимонопольного штрафа, наложенного властями Украины. Аргументы Газпрома в Киеве не приняли во внимание, кассационную жалобу в Высший хозяйственный суд Украины просто отклонили. В итоге Украина начала принудительное взыскание с Газпрома штрафа почти на 7 млрд долларов. Под арест попали акции компании «Газтранзит» (Киев), в которой доля Газпрома составляла 40,2%.

Компания была создана для инвестирования в модернизацию и расширение газотранспортной системы Украины в направлении Трансбалканского газопровода, чтобы подавать газ через Украину в Турцию. Инвестиции были вложены в конце 90-х – начале 2000-х, и инвестпроект был успешно реализован», – говорит замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

По данным сайта компании, сейчас фирма занимается эксплуатацией компрессорной станции «Тарутино» в Одесской области, а также мониторит эксплуатацию двух участков магистрального газопровода Ананьев – Измаил длиной в 50 и 30 км, следит за режимами работы газопровода и объемами транзита (в Турцию). Остальные компрессорные станции и газопроводы Украина эксплуатирует сама через Укртрансгаз.

Вероятно, Газтранзит получал часть транзитных платежей, чтобы вернуть инвестиции в рамках инвестсоглашения, где должны быть прописаны механизмы возврата инвестиций», – говорит Гривач. Смогла ли компания к этому времени окупить их полностью или нет, оценить сложно. Сам Газпром оценивал вложения в эти акции в 232 млн рублей.

Потери Газпрома от ареста акций Газтранзита могут исчисляться десятками миллионов рублей. В сравнении с миллиардными суммами иска, который предъявляет Украина, это сущие копейки, говорит управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «СБП» Кира Гин-Барисявичене. К тому же до ареста Газтранзит успел в апреле выплатить дивиденды своим акционерам, в том числе Газпрому, на 209 млрд грн (около 450 млрд рублей). «Возможно, что после выплаты существенных дивидендов взять с «дочки» Газпрома будет уже особо нечего. Полагаю, что любой бы собственник поступил именно так, когда вокруг его компании «вьются» судебные решения одно другого страшнее», – не исключает эксперт.

Гривач считает, что это еще один показательный пример, как Киев относится к желающим вложить свои средства в украинскую экономику.

Потеря доли Газпрома в этой компании может осложнить транзит российского газа в Турцию через Украину, полагает Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс».

Однако в начале мая уже началось строительство первой нитки «Турецкого потока», по которому турецкий потребитель уже через полтора года сможет получать российский газ без участия Украины.

Собственно, поэтому Газпром вряд ли мог что-то сделать, чтобы не допустить ареста акций в Газтранзите. «Продать заранее этот пакет, скорее всего, было некому, поскольку судьба украинского маршрута решена, и желающих его купить не нашлось бы», – говорит Ващенко. Скоро никому не нужна будет труба, по которой не будет идти газ. 

Шансы Украины взыскать надуманную задолженность через аресты имущества в других странах в Газпроме оценили как «весьма незначительные». И даже украинские эксперты с этим согласны. Чтобы арестовать активы Газпрома в той же Европе, Украине придется обратиться в правоохранительные органы и суды ЕС для подтверждения решения украинского суда на их территории, говорит член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук.

Однако получить признания решения антимонопольного комитета Украины в отношении Газпрома будет крайне сложно в любой стране, кроме самой Украины. Доводы АМКУ малоубедительны и даже абсурдны. Там считают, что Газпром благодаря своему монопольному положению на рынке транзита газа транзитировал меньше 100 млрд кубометров газа в год, хотя именно о таком объеме речь идет в транзитном контракте от 2009 года. «При условии наличия конкуренции на этом рынке Нафтогаз имел бы возможность разорвать договор, который фактически не выполняется, или заключить его на выгодных условиях с другим покупателем», – объяснял глава АМКУ Юрий Терентьев суть претензий.

Для начала: Газпром вообще не ведет хозяйственную деятельность на Украине, а значит, по определению не может являться украинским монополистом. Транзитом занимается сама Украина, а Газпром лишь платит ей за оказанные услуги. Во-вторых, удивляет тот факт, что Нафтогаз продолжает как ни в чем не бывало сотрудничать с Газпромом и транспортировать российский газ в Европу, получая за это плату – иначе говоря, усугублять то самое преступное деяние, за которое Киев назначил Газпрому штраф.

Юрий Корольчук уверен, что украинские власти не рискнут обратиться в ЕС и его суды, чтобы арестовать активы Газпрома, потому что решение антимонопольного комитета остается юридически слабым. «А без обращения в европейские судебные и правоохранительные органы решение антимонопольного комитета обречено играть роль «пугала» для Газпрома и России. Решение АМКУ можно сравнить с недавним запретом на Украине российских социальных сетей, поскольку такой запрет пользователи могут легко обойти», – считает Юрий Корольчук.

Для чего же Украина затеяла эту историю с обвинениями в монополизме и колоссальной суммой штрафа?

На первом этапе правительство Украины рассматривало идею конфисковать или арестовать российский природный газ. Однако пыл Киева остудил Евросоюз, который этот газ покупает. «ЕК и страны ЕС еще в феврале – марте предупредили правительство Украины об отсутствии правовых оснований осуществлять задержание или конфискацию газа», – говорит Юрий Корольчук. Более того, ЕС потребовал от АМКУ и правительства документов, подтверждающих правомерность решения антимонопольного комитета по Газпрому. По словам украинского эксперта, украинская власть решила пока игнорировать запросы ЕС по этому вопросу.

Поэтому единственная польза для Украины от решения по Газпрому, считает Корольчук – в создании финансового противовеса вероятному отрицательному для Украины решению Стокгольмского арбитража. Это подстраховка на случай, если в Стокгольме выставят Киеву огромный счет. Чтобы его не платить, Украина заранее выставила Газпрому свой счет на 7 млрд долларов.