Инженерный вклад гения Сталина в победу на Курской дуге

На модерации Отложенный

 АВТОР: Валерий Савельев, инженер

С 5 июля по 23 августа 1943 года  произошла Курская битва, ставшая переломным моментом в войне 1941-1945 годов на территории СССР. К 70-летию события вышло много информационных материалов, повторивших рассказ и о гитлеровских «Пантерах» и «Тиграх», и о массовом противотанковом минировании нашей линии обороны, и о размещении в ней зениток, надёжно поражавших гитлеровский «зверинец» и т.п. И всё-таки находятся новые ранее не публиковавшиеся факты и события, подчёркивающие драматизм противостояния и сыгравшие важнейшую роль в достижении нашей Победы в этой битве.
Вот, например, в «Комсомольской правде» от 11-18 июля 2013 года в материале «Смешались в кучу танки, люди»  приведены любопытные цифры по Прохоровскому сражению Курской битвы. Вдумайтесь только в некоторые... 150 немецким танкам противостояли 368 советских танков. Немецких танков в этом бою было уничтожено 72, советских — 258. Исправными осталось 78 немецких танков против 112 исправных советских танков. Кто победил в этом бою — вопрос риторический. Конечно же, немцы! И, если бы бой продолжился ещё, советские танки были бы уничтожены - все до единого. Почему же после Курской битвы немцы потеряли способность к наступлению и покатились назад - на запад?
Вдумчивый чититель, наверное, уже подсчитал: чтобы уничтожить 1 немецкий танк в Прохоровском сражении погибали 4 советских танка. Убийственное соотношение! Но неусредняемая действительность была ещё страшнее... Из сравнительной таблицы толщин брони и пробивной силы танковых орудий немецкой и советской бронетехники видно, что немецкие «Тигры», «Пантеры» и «Королевские тигры» были на Прохоровском поле боя неуязвимы  для орудий танков «КВ» и «Т-34», зато орудия немецких танков легко поражали советские танки , пробивая в них даже самую толстую лобовую броню.
Эти факты позволяет понять существо запланированной гитлеровцами идеологии ведения войны после Курской битвы... Немцы предполагали, что постоянно пополняемый неуничтожаемый их «зверинец» будет расползаться по СССР, расстреливая технику и сооружения, смешивая с землёй красноармейцев наших дивизий и армий. Ещё раз зададимся вопросом: что сломало амбиции немцев, если их танки оправдали надежды политиков, конструкторов и генералов?
Ответ на него я нашёл у  публициста Ю. И. Мухин в книге «Великий главнокомандующий И.В. Сталин».  Вот факты из его книги... В одной из публикаций о фронтовой ремонтной службе фашистов с похвалой сообщалось, что за 1943-44 годы в строй было возвращено 102 танка, из которых 22 были из подбитых бронебойными снарядами, а 80 перенёсших пожар. Приведена и другая статистика: из 240 «Пантер», которые удалось сосредоточить на Курской дуге, в первый день боёв сгорело от 130 до 160 машин.

Пленный лейтенант-танкист на допросе показывал: «6 июля в 5 часов утра на нашу группу танков из 100 машин и автоколонну, изготовившиеся к наступлению вдруг обрушились русские самолёты-штурмовики. В первой же атаке штурмовики сожгли 20 танков и 90 автомашин».
Оказалось, что советское командование ещё в феврале 1943 года очень высоко оценило тактико-технические данные немецкого «зверинца» в сравнении с возможностями своих танков и в глубокой тайне от противника заготовило для «зверинца» сюрприз. Сверху броня «Тигра» имеет толщину 25 милиметров, а «Пантеры» и того меньше-18 милиметров. Вот сюда и было решено поражать неузвимый «зверинец» с самолётов. 150 заводам советской промышленности было заказано изготовление 800.000 коммулятивных бомбочек конструкции инженера И. А. Ларионова, которые были весом всего около 2,5 килограмм, но при ударе о твёрдую поверхность выстреливали огнём, прожигающим тончайшей струйкой до 70 миллиметров металла. Раскалённые кусочки и капли брони, влетая в насыщенное парами бензина внутреннее пространство танка становились причиной пожара, за которым нередко следовал взрыв боеприпаса, отбрасывавший башню на десятки метров от ходовой части. Бомбочки были дёшевы и просты в применении и изготовлении. Если до Курской битвы с колоннами танков авиация не всегда успешно боролась дорогими 100-килограмовыми бомбами, то в Курской битве бомбардировщикам вместо 4 100-килограмовых бомб стали подвешивать контейнеры, в каждом из которых располагалось 78 коммулятивных бомбочек. Вот эти сотни тысяч бомбочек, сыпавшиеся с неба как горох на немецкие танки и сожгли не только неуязвимые немецкие танки, но и всякую надежду гитлеровцев на победоносные наступления «Тигров» и «Пантер».
Почему эти бомбочки остались тайной Курской битвы? Потому, что идея массированного применения авиацией коммулятивных бомбочек против танков принадлежала Сталину, а он был человеком скромным и мемуаров не написал. Историческая наука после смерти Сталина стала прислужницей других участников войны. Послесталинские политики считали и нынешние политики считают, что Сталинский опыт строительства военного могущества и достижения побед им не пригодится. И потому изложение исторических событий советского времени полно недомолвок и кривотолков. А по сути в Курской битве немецкий инженерный гений был побеждён советским массовым школьным по научному организованным образованием и воспитанием кадров заводских производственников начиная с инженера Ларионова и кончая десятками тысяч металлообработчиков, изготовивших в кратчайший срок сотни тысяч коммулятивных бомбочек.
Валерий Савельев