Самым сытым и влиятельным классом в эпоху “путинизма” стала вооруженная бюрократия
На модерации
Отложенный
По количеству одних только полицейских на 100 тысяч человек РФ занимает первое место в мире. На каждую тысячу населения приходится 5,5 полицейских, при том, что в Китае этот показатель составляет всего лишь 3,2, а к примеру в Германии - 2,9. На протяжении всех путинских лет постоянно росло количество вооруженных людей в форме и увеличивались расходы федерального бюджета на их содержание. Силовое сословие разделилось на группы по интересам, конкуренция или прямая борьба между которыми превратились в странную пародию на политическую конкуренцию, в некий суррогат системы сдержек и противовесов. Вместо общественного контроля и взаимного сдерживания ветвей власти в РФ существует конкуренция силовиков.
Наиболее многочисленная из россиянских силовых структур - Министерство внутренних дел. На 2005 год в его штате состояло более 820 тысяч человек, на 2015 год количество сотрудников МВД превысило миллион. Министерство подверглось одной из наиболее масштабных реформ 2000-х годов. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 2009 году в качестве реакции на ряд громких преступлений, совершенных милиционерами. Предполагалось одновременно снижение численности состава МВД и увеличение ассигнований для выплаты вознаграждений сотрудникам. В августе 2010 года был опубликован проект закона “О полиции”, который был призван заменить действующий закон “О милиции”. Он ставил себе целый ряд целей: прежде всего повышение эффективности работы органов полиции, повышение доверия к ним граждан, сокращение численности и повышение зарплат сотрудников. Действительно, в ходе реформы, начавшейся в 2011 году, численность сотрудников органов внутренних дел была сокращена на 22%. Однако, уже к 2015 году штат МВД снова вырос и стал больше, чем в какие бы то ни было предыдущие годы.
Одновременно, начиная с 2001 года, шел процесс переподчинения региональных силовых структур и специфических региональных управлений внутренних дел от губернаторов президенту. Строилась единая вертикаль МВД с подчинением ее именно федеральному центру. Исключениями, продолжающими обладать собственным силовым ресурсом, являются регионы Северного Кавказа, особенно Чечня.
МВД - наиболее многочисленная силовая структура, но далеко не единственная. В органах прокуратуры на 2005 год “трудятся” около 190 тысяч человек, в Генпрокуратуре - 53 тысячи. В ФМС - около 30 тысяч человек. Чрезвычайно многочисленное, богатое и достаточно самостоятельное силовое ведомство - это МЧС. В 2005 году там числилось 350 тысяч человек, в 2015-м - уже больше 370 тысяч.
Около 340 тысяч - в Министерстве юстиции. Сколько человек работает в собственно спецслужбах - ФСО, ФСБ и военной разведке из-за режима секретности точно сказать невозможно. По различным данным, ФСБ в 2000-е годы – это около 120 тысяч человек. Если прибавлять туда сотрудников погранслужбы, которая вошла в состав ФСБ, то получится больше 200 тысяч. По различным оценкам, с начала 2000-х годов штатная численность ФСБ без учета погранслужбы возросла в 1,5–2 раза. В службе внешней разведки предположительно занято около 20 тысяч человек. В ФСО - до 25 тысяч человек.
Численность штатного состава силовых структур, несмотря на разговоры о сокращениях, в целом за последние 15 лет неизменно росла. Точно так же росли и расходы федерального бюджета на разделы “Национальная безопасность” и “Правоохранительная деятельность”, которые отвечают за кормление класса силовиков. За годы наблюдений никогда эта цифра в процентах от ВВП не падала ниже 1,3%. В процентах от общего числа расходов федерального бюджета она всегда была больше 8% и после 2009-го наблюдается ее постоянный рост.
Одновременно растет так называемая закрытая часть бюджетных расходов. Эти статьи не обсуждают на пленарных заседаниях, их рассматривает спецкомиссия госдумы. В нее входит председатель комитета по бюджету, председатель комитета по безопасности и ряд других депутатов. В основном это бывшие сотрудники спецслужб и Министерства обороны, уровня замминистра. Каков процент расходов, не подлежащих публичному рассмотрению? С 2005 по 2012 годы - 11%, на 2014 год уже 14,2%, на 2015-й - 16,7%, к концу 2015 года - фантастическая цифра в 20,2%.
Каким образом “кремлевские” поддерживают баланс между конкурирующими силовиками? Помимо контроля над собственно силовым ресурсом, вооруженные чиновники контролируют целые сферы экономической деятельности. Это не только крышевание в духе 90-х годов, а гораздо более глубокое проникновение в экономическую ткань. Например одним из скрытых, но определяющих сюжетов внутренней политики 2000-х годов было соперничество МВД и ФСБ за контроль над денежными потоками, проходящими через таможню. В этой ситуации задача “кремлевских” состояла в том, чтобы не образовался некий мегасиловик, который мог бы победить всех остальных. По этой причине силовые структуры в РФ являются постоянным предметом реформирования. Из них выделяются новые структуры, потом эти новые структуры расформировываются, меняется руководство. Возникающие структуры начинают сражаться за полномочия, за ресурсы, за контроль. И вся эта с виду бессмысленная деятельность имеет своей целью поддержание сложного динамического равновесия.
Комментарии