Владимир Бортко: Минкульт боится моего фильма о войне в Донбассе.

На модерации Отложенный

Российское чиновничество от культуры добивает «Убитые города» Донбасса, отказывая в финансировании фильма по роману А.Проханова.

Так считает известный кинорежиссер Владимир Бортко.

redaktor

Картинки по запросу города бомбежка Донбасса картинки

Картинки по запросу города бомбежка Донбасса картинки

 

Владимир Бортко: Минкульт боится моего фильма о войне в Донбассе

Почему чиновники тормозят съёмки картины о страшных событиях в шахтерском крае.

«Свободная Пресса». Людмила Николаева 
 

Бортко Владимир Владимирович

 

Российское чиновничество от культуры добивает «Убитые города» Донбасса, отказывая в финансировании художественного фильма по одноименному роману Александра Проханова. Так считает известный кинорежиссер Владимир Бортко.

Прошлой осенью автор легендарного «Собачьего сердца» и многих других популярных картин рассказывал корреспонденту «СП» о том, как, прочитав роман, сам отправился в Донбасс.

Побывал на Саур-Могиле, где рядом с советскими солдатами, павшими в борьбе с фашистами, лежат теперь и наши современники — ополченцы, не пустившие в родной край украинских боевиков «АТО».

Позже побывали в ДНР и артисты, утвержденные режиссером на главные роли будущего фильма.

Среди них — Владимир Меньшов, Алексей Чадов.

По сюжету, события происходят в июне 2014 года, одном из самых тяжелых периодов борьбы жителей ДНР с новоявленными нацистами.

Основная идея задуманной Бортко картины — это попытаться найти ответы на вопрос, адресованный россиянам: куда ведет нас война на Украине?

Как мы в России можем помочь Донбассу?

А помощь требуется там практически всем и во всем, и гуманитарная, и психологическая…

Всю минувшую осень и зиму шла подготовка к съёмкам. Начать их планировалось в мае текущего года.

Ровно два года назад, в мае 2015-го, практически сразу после выхода романа Проханова, Министерство культуры РФ выказало готовность профинансировать фильм, снятый по нему.

Это лично подтвердил тогда же глава министерства Владимир Мединский. Уточнив, «если будет интересный сценарий и хорошая режиссёрская работа».

За работу взялся Владимир Бортко, о творчестве которого министр Мединский не раз отзывался, что называется, «высоким слогом».

Но вот май-2017 уже на исходе.

А процесс съемок, едва стартовав, замер, как и сама киногруппа, в неопределенности.

Что стало тому причиной?

Корреспондент «СП» дозвонилась до писателя Александра Проханова — может быть, ему, как автору экранизируемого произведения, не понравился сценарий, его переписывают?

Или он не согласен с подбором актеров?

— И сценарий хорош, и артисты, приглашенные как на главные, так и на эпизодические роли прекрасные. По-другому и быть не могло, ведь режиссер Бортко и его команда — профессионалы, — ответил Александр Андреевич. — Дело в ином. Точнее, в иных людях.

А именно — в чиновниках Минкультуры. Они ведь считают себя «крупнейшими экспертами» в литературе и искусстве.

Сначала разрешили съемки.

Теперь говорят: «несвоевременное кино».

При этом не расшифровывают, что имеют в виду. Остается только догадываться.

«СП»: — На Украине вот тоже сняли фильм о событиях в Донбассе, под названием «Иней». Он даже включен в одну из программ стартовавшего на днях в Каннах кинофестиваля. У них, получается, своевременный…

— Я наслышан о нем. Это результат совместного труда русофобского триумвирата — Украины, Литвы и Польши.

Нетрудно догадаться, как трактуют события последних трех лет в многострадальных ДНР и ЛНР создатели «Инея».

На этом фоне отказ команды Мединского от финансирования «Убитых городов» выглядит, по меньшей мере, странным. Война в Донбассе для меня как для писателя — шестнадцатая.

Я дважды был там, в том числе, на передовой.

Вместе с местными жителями, ставшими для меня близкими людьми, переживал бомбежки, обстрелы, провокации украинских силовиков, пытающихся всеми средствами подавить стремление граждан к свободе.

Всю свою боль за них вложил в свой роман.

Что «криминального» нашли в ней наши чинуши, не понимаю.

Возможно, как люди кабинетные, они просто осторожничают — а вдруг «там, наверху» кому-то не понравится, и кто тогда будет отвечать — они, клерки? Я думаю, в этом скорей всего причина происходящего.

С серьезными препятствиями авторы картины столкнулись практически сразу, как только киногруппа приступила к работе.

При этом к творчеству, киноискусству творимые препоны отношения не имели.

Вот что рассказал «СП» Владимир Бортко:

— Наш фильм о войне в Донбассе закрывали за полгода четыре раза. Под разными предлогами, чаще надуманными. И четыре раза открывали… Понятно, что остановить работу всегда проще, чем возобновить. У многих актеров, занятых в моей новой картине, есть обязательства перед другими киногруппами, театрами. Не могут сидеть и ждать милостей от представителей организаций, курирующих, скажем так, процесс работы над фильмом. Не буду скрывать, что некоторые исполнители, в основном из числа молодых актрис, стали просто бояться появляться в кадре у меня.

«СП»: — Может, извините, вы где-то перегибаете, например, пытаясь показать зверства бандеровских карателей?

— «Перегнуть» с этим невозможно. То, что творят в Новороссии новоявленные фашисты, не снилось и гитлеровцам. Мы акцент делаем не на этом. А именно на стремлении людей жить так, как они считают для себя возможным — в свободном от нацизма крае, в дружбе с братьями-россиянами.

«СП»: — А может, все дело в «запредельном» бюджете?

— Бюджет картины составляет по сегодняшним киномеркам смешные 490 млн. рублей.

Это на порядок меньше, чем у «Викинга», у «Матильды». Я уверен, не в деньгах дело. К слову, чтобы быть правильно понятым: нам в деньгах прямо не отказывают.

Точнее, отказывают по чисто формальным причинам, предлагая «на общих основаниях» принять участие в конкурсе проектов Фонда кино.

До которого могут, во-первых, просто не допустить, повод при желании всегда найдется.

Во-вторых, допустив, «отстегнут» такой минимум средств по остаточному принципу, что сам всё бросишь. Как это регулярно практикуется с теми проектами, которые не угодны Министерству культуры.

«СП»: — Но почему фильм о современной ситуации на Донбассе оказался вдруг неугоден министерству?

— Сказывается привычная для отечественных чиновников осторожность под названием «как бы чего не вышло!».

Вы заметили, у нас в последние годы снимаются в основном исторические картины.

Про то, что было когда-то.

И чем дальше по времени от дней сегодняшних происходящее на экране, тем спокойнее кабинетным деятелям.

Всё уже устоялось, исторические оценки сделаны, где-то можно и перегнуть или «недогнуть», бояться «гнева царского» не приходится. В этом вся российская бюрократия. Ничего не меняется!..

 

Сейчас у группы Бортко заканчиваются выделенные ранее средства.

При этом ожесточенная борьба вокруг будущего фильма продолжается.

Некие влиятельные силы, в том числе, среди депутатов ГД РФ, стремятся уничтожить ещё не родившийся фильм, пугая всех и вся «возможными страшилками» из него.

Это напомнило недавнюю возню вокруг другой работы — режиссера Алексея Учителя.

Его «Матильда», появившись в рекламных роликах ещё до окончания монтажа и озвучивания, вызвала такие же вот вопли «несогласных».

Мода, что ли, сейчас такая в отечественном кинематографе?

Или, бери выше, в искусстве в целом.