ЧЕЛОВЕК ЗЛЕЕ ЗВЕРЯ - Артур Шопенгауэр

На модерации Отложенный


 
Наш цивилизованный мир есть не более как громадный маскарад.


В нём есть духовенство, солдаты, доктора, адвокаты, философы - и чего только нет в нём!


Но все они не то, что они представляют.


Все они не более как простые маски, под которыми скрываются денежные барышники.

Но чтобы лучше обработать своего ближнего, один надевает маску законности, другой прикрывается личиной общего блага и патриотизма; третий берет маску религиозности и правоверия.


Кроме того, существуют еще общие маски, которые всюду уместны: таковы маски справедливости, вежливости, участия и дружелюбия.


Под всеми этими масками, как уже сказано, большею частью скрываются отъявленные промышленники, торгаши и спекулянты.


И каждый пришел бы в ужас, если бы увидел другого таким, каков он есть на самом деле.


Поэтому-то столь многие люди и предпочитают четвероногих друзей: действительно, на чём бы пришлось отдохнуть от человеческого притворства, фальшивости и злокозненности, если бы не существовало собак, в честную морду которых можно смотреть без недоверия?..


НО нас ждут более худшие вещи.


Человек в сущности есть дикое, ужасное животное.


Мы знаем его только в укрощенном и прирученном состоянии, которое называется цивилизацией: поэтому нас ужасают случайные взрывы его натуры.


Но когда  спадают цепи законного порядка и водворяется анархия, там обнаруживается, что он такое.


В каждом человеке прежде всего гнездится колоссальный эгоизм, который с величайшею легкостью перескакивает границы права, о чем свидетельствует обыденная жизнь и каждая страница истории.


Но к безграничному эгоизму нашей натуры еще присоединяется существующий в каждом человеке запас ненависти, гнева, зависти, желчи и злости, накопляясь, как яд в отверстии змеиного зуба, и ожидая только случая вырваться на простор, чтобы потом свирепствовать и неистовствовать, подобно сорвавшемуся с цепи демону.


Если не встретится для этого основательного предлога, то человек в конце концов воспользуется и самым ничтожным, раздувши его при помощи воображения...

Человек есть единственное животное, которое причиняет страдания другим без всякой дальнейшей цели кроме этой.


Другие животные никогда не делают этого иначе как для удовлетворения голода или в пылу борьбы.


Никакое животное никогда не мучит только для того, чтобы мучить.


Но человек делает это - что и составляет сатанинскую черту его характера, который гораздо злее, чем зверский...
 
А. Шопенгауэр