Циркулярное письмо ЦК РКП(б) «об отношении к религиозным организациям» 16 августа 1923 г

На модерации Отложенный

 

Циркулярное письмо ЦК РКП(б) «об отношении к религиозным организациям» 16 августа 1923 г

Для упрощенцев истории –"белодельцев" и попадающих под их чары нашёл полный текст циркулярного письма ЦК РКП(б) №30 от 16.08.1923 г. (обычно он цитируется с 5-го абзаца).

Еще В.И. Ленин предостерегал партийцев от унижения религиозных чувств верующих, и не допускал антирелигиозной пропаганды для построения нового государства – государства трудящихся:

« Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства.

Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения.

Внося остроту в борьбу, мы можем озлобить массу; такая борьба укрепляет деление масс по принципу религии, наша же сила в единении.

Самый глубокий источник религиозных предрассудков — это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться» – из выступления на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г. (Полн.собр.соч. т.37 стр. 186)

И это не удивительно, ведь крестьяне составляли 85%, а рабочий класс только формировался, в основном рабочие тогда - это в буквальном смысле вчерашние крестьяне, представители традиционного, религиозного общества. И, как глава государства, Ленин чутко реагировал на опасность ущемления интересов населения Советской России.

В статье «Об отношении рабочей партии к религии» (газета «Пролетарий», № 45, от 13 (26) мая 1909 г.) он писал и о привлечении верующих в партию:

«Мы должны не только допускать, но и привлекать всех рабочих, сохраняющих веру в бога, в с.-д. партию, мы безусловно против малейшего оскорбления их религиозных убежде­ний, но мы привлекаем их для воспитания в духе нашей программы, а не для активной борьбы с ней. (Полн.собр.соч. т.17 стр. 415-426)

4 января 1919 года, вышел декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям».

И т.д.

Теперь вернёмся к циркулярному письму. Оно запрещало закрытие церквей «по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации», за неуплату налогов, аресты «религиозного характера», если они не связаны с контрреволюционными деяниями. Циркуляр предостерегал от гонений на верующих, так как «гонения только укрепляют религиозные предрассудки». Итак, полный текст:

* * * * *

№ 12-56

Строго — Секретно Экз[емпляр] №

ВСЕМ ГУБКОМАМ, ОБКОМАМ, КРАЕВЫМ К[ОМИТЕ]ТАМ, НАЦ[ИОНАЛЬНЫМ] ЦК и БЮРО ЦК.

ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО ЦК РКП № 30

(Об отношении к религиозным организациям).

ЦК предлагает всем организациям партии обратить самое серьезное внимание на ряд серьезных нарушений, допущенных некоторыми организациями в области антирелигиозной пропаганды и, вообще, в области отношений к верующим и к их культам.

Партийная программа говорит: «необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма». Резолюция ХІІ-го1* Партсъезда по вопросам антирелигиозной агитации и пропаганды подтверждает, что «нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами веры и культа, взамен серьезного анализа и объяснения — не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков».

Между тем некоторые из наших местных организаций систематически нарушают эти ясные и определенные директивы партийной программы и партийного съезда.

Иркутский Губисполком одним расчерком пера прекратил с 26.VI с. г. существование всех баптистских обществ по всей губернии и закрыл их молитвенные дома по «политическим соображениям». Орловский губисполком закрыл по всей губернии церкви и молитвенные помещения за неисполнение административных распоряжений, за нерегистрацию, несмотря даже на то, что срок регистрации был2* отсрочен2*. На Ключинском стекольном заводе Тверской губернии и на фабрике «Коммунистический авангард» (б. Собинка) Владимирской губернии3* голосованием на общих собраниях вынесены решения о закрытии церквей, молитвенных помещений и эти решения послужили4* основанием для местной власти к закрытию церквей, причем в последних случаях дело дошло до вооруженного столкновения верующих рабочих с коммунистами и комсомольцами. Мценский уисполком (Орловской губернии) объявил в грубой форме представителям церковных советов об обложении каждой церкви от 100 до 500 рубл. золотом, как штраф за нерегистрацию, причем на просьбу о предъявлении основания взыскания последовала угроза арестом, а вслед за5* этим5* и арест. По всему Закавказью, особенно в Грузии, закрываются десятки церквей совершенно незаконно, с нарушением директив партии, вызывая среди населения брожение, недовольство. В Минске (Белоруссия), в Харькове (Украина), Полтаве (Украина), Кременчуге (Украина), Лоеве (Речицкий уезд, Гомельской губ.), Бирзуле (Одесская губ. Украина), Симферополе (Крым) и во многих других городах юга и юго-запада СССР были местной властью закрыты еврейские молитвенные дома. И т. д., и т. д.

Эти и подобные им многочисленные примеры с достаточной яркостью свидетельствуют о том, как неосторожно, не серьезно, легкомысленно относятся некоторые местные организации Партии и местные органы власти к такому важному вопросу, как вопрос о свободе религиозных убеждений. Эти организации и органы власти, видимо, не понимают, что своими грубыми, безтактными действиями против верующих, представляющих громадное большинство населения, они наносят неисчислимый вред советской власти, грозят сорвать достижения партии в области разложения церкви и рискуют сыграть на руку контрреволюции.

Исходя из сказанного, ЦК постановляет:

1) воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений и синагог по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, а где таковое закрытие имело место — отменить немедля;

 

2) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. путем голосования на собраниях с участием неверующих или посторонних той группе верующих, которая заключила договор на помещение или здание;

3) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и пр. за невзнос налогов, поскольку такая ликвидация допущена не в строгом соответствии с инструкцией НКЮ 1918 г. п. 1153;

4) воспретить аресты «религиозного характера», поскольку они не связаны с явно контр-революционными деяниями «служителей церкви» и верующих;

5) при сдаче помещений религиозным обществам и определении ставок строжайше соблюдать постановление ВЦИК-а от 29/III-23 г.54;

6) разъяснить членам партии, что наш успех в деле разложения церкви и искоренения религиозных предрассудков зависит не от гонений на верующих — гонения только укрепляют религиозные предрассудки,— а от тактичного отношения к верующим при терпеливой и вдумчивой критике религиозных предрассудков, при серьезном историческом освещении6* идеи бога, культа и религии и1* пр.1*;

7) ответственность за проведение в жизнь данной директивы возложить на секретарей губкомов, обкомов, облбюро, национальных ЦК и крайкомов лично.

ЦК вместе с тем предостерегает, что такое отношение к церкви и верующим не должно, однако, ни в какой мере ослабить бдительность наших организаций в смысле тщательного наблюдения за тем, чтобы церковь и религиозные общества не обратили религию в орудие контр-революции.

Секретарь ЦК И.5* Сталин.

16/ѴІІІ 23 г.

****

— Л. 117-119. Машинописный экземпляр того времени. На л. 117 в левом верхнем углу рукописная помета: «(С набора)». Формула секретности, гриф «Экз[емпляр] №», номер письма, дата после формулы подписи вписаны чернилами от руки. Этими же чернилами в документе вычеркнуты в начале «ПРОЕКТ». а в конце - «ВЕРНО: КУРЫНДИНА».

— Л. 120 – об. Типографский лист того времени, сделанный для рассылки на места. Рукописная правка текста экземпляра л. 117-119 учтена. В грифе «Экз[емпляр] №» проставлено штампом число «31». Число номера письма «30» также сделано штампом. Приложен к документу № 12-55.

— Л. 114-116. Заверенная машинописная копия позднейшего времени. Рукописная правка текста экземпляра л. 117-119 учтена и передана машинописью. В грифе «ЭКЗ[ЕМПЛЯР] №» машинописное число «53» зачеркнуто от руки. Вверху л. 114 рукописная помета о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол № 25, п. 16 от 16 августа 1923 г. (№ 12-55).

— АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 356, л. 30-32. Черновой протокол заседания Политбюро. Машинописный подлинник первоначального документа; подпись, дата, формула секретности, гриф «Экземпляр] №», номер письма «30» отсутствуют. Рукописная правка текста полностью учтена в экземпляре л. 117— 119 и передана машинописью. На л. 30 в левом верхнем углу рукой помощника секретаря ЦК РКП(б) А. М. Назаретяна помета: «Сегодня: 1. Перепечатать. 2. Раздать чл[енам] ПБ и собрать голоса. А. Щазаретян]. 14/ѴІІІ». В этой помете весь текст, кроме первого слова и даты, зачеркнут (или подчеркнут?) карандашом. Этим же карандашом справа другие пометы А. М. Назаретяна: 1) «К делу ПБ. А. Н[азаретян]»; 2) «Проект».

— Там же, л. 27-29. Другой экземпляр той же машинописной закладки, что и л. 117-119. Рукописная правка текста повторена. Номер письма не проставлен. В конце документа отсутствует «ВЕРНО: КУРЫНДИНА». Формула подписи рукописная, фамилия вписана карандашом рукой помощника секретаря ЦК РКП(б) А. М. Назаретяна.

Примечания и комментарии:

В деле находится записка на бланке МК РКП(б), направленная 8 сентября 1923 г. за подписью заведующего Секретариатом МК РКП(б) Д. Иванова(?) «В ПОЛИТБЮРО ЦК» с просьбой «сообщить пересмотрено ли Вами решение Политбюро от 10/Ѵ в части, касающейся введения нашего представителя в Церковную Комиссию при ЦК. Постановлением Бюро от 24/Ѵ-23 г. прот[окол] № 7 МК предложена в комиссию вместо т. Жакова тов. Кастеловская». На записке гриф: «СРОЧНО». Штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с датой «8/9-23 г.» и входящим номером. (Л. 121).

1* Вписано в строке чернилами от руки.

2* Исправлено чернилами от руки из первоначально напечатанного отсрочен был до 27.IX.-с. г.

3* Далее зачеркнуто чернилами от руки первоначально напечатанное и уезда.

4* Вписано чернилами от руки в строке по первоначально напечатанному служили и повторно над строкой.

5* Вписано над строкой чернилами от руки.

6* Вписано над строкой чернилами от руки вместо зачеркнутого объяснении.

53 См. комм. 50 к д. 12.

54 См. комм. 48 к д. 12.

Источник

* * * * *

В дополнение к этому материалу см. о том, сколько было всего священников в РИ начала XX века. А то, например, писатель О.Платонов пишет в "Истории русского народа в XX веке. Том 1", что репрессировано было не много не мало 700 тысяч.