Обвинения и «Пусть говорят»: что происходит после задержания мальчика за «Гамлета»
На модерации
Отложенный
Претензии к родителям, семейный скандал, фейки и первое ток-шоу на федеральном канале.
За резонансом после задержания 10-летнего мальчика, читавшего стихи в центре Москвы, последовала дискуссия в СМИ и соцсетях, реакция Кремля, два административных протокола на родителей и претензии от Следственного комитета.
Спустя почти неделю история только началась: против отца и мачехи попросили возбудить уголовное дело, а герои скандала попали в ток-шоу.
Жёсткое задержание
Около 19:40 в центре Москвы, у станции метро «Арбатская» 10-летний мальчик читал «Гамлета» Уильяма Шекспира. Рядом с ним на земле находилась открытая сумка-холодильник.
К одинокому мальчику подошли трое полицейских, предположившие, что мальчик потерялся и попрошайничает. После короткого разговора ребёнка схватили и силой потащили в полицейскую машину. Мальчик запаниковал, начал сопротивляться, попросил отпустить его домой и закричал, что его не имеют права задерживать.
Находившаяся в 20-25 метрах и читавшая книгу мачеха подбежала и попыталась забрать мальчика. Женщина представилась соседкой и знакомой, потому что мачехой называть её «в семье не принято». Полицейские пригрозили возбудить на неё уголовное дело, оттолкнули её и увезли мальчика в отделение.
История об отношениях с полицией и безопасности детей вряд ли ли бы приобрела такой резонанс, если бы очевидцы не сняли задержание на видео (раз, два).
Полиция извиняется и обвиняет
Мачеха Кристина Скавронски и вызванный по телефону отец мальчика Элиас (Илья) Скавронски до ночи просидели в отделе полиции. Они заявили, что ребёнок не попрошайничал, а практиковал актёрское мастерство. По словам родителей, они не заставляют его выходить на улицу, а деньги от прохожих он тратит на сладости и сувениры.
Более того, мальчик не в первый раз декламировал стихи в центре Москвы. Ранее полицейские, как утверждает Скавронски, «подходили, гладили по головке» и ни разу не задерживали ребёнка.
На этот раз родителям предъявили обвинения. На отца составили административный протокол по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ о неисполнении обязанностей по воспитанию. Статья предусматривает штраф до пяти тысяч рублей или арест сроком до пяти суток.
На мачеху, как ей и угрожали, составили протокол по статье 19.3 КоАП о неповиновении требованию полицейского. Статья предусматривает штраф в размере до тысячи рублей или арест до 15 суток.
Кроме того, изначально полицейские извинились перед отцом ребёнка и пообещали, что его протокол аннулируют. Позже полиция опровергла эти сообщения и уточнила, что принесла извинения только мальчику.
В дело вмешался Следственный комитет. Ведомство начало проверку мачехи, заподозрив её в нарушении по статье 318 Уголовного кодекса (применение насилия в отношении полицейского). Заодно СК проверяет и действия полиции.
Ребёнка отпустили из отделения с родителями.
Фейки
Из-за нехватки сведений о моменте происшествия и основаниях для задержания возникло много версий, почти все из которых позднее были опровергнуты.
В Твиттере регулярно появлялись сообщения от аккаунтов, похожих на ботов, о том, что произошедшее было «провокацией» со стороны родителей мальчика. В не самых авторитетных СМИ писали о том, «кому выгоден скандал» от задержания.
Люся Штейн, снявшая момент задержания, вынуждена была отбиваться от ложных сообщений, согласно которым она работает журналистом «Голос Америки» и «Радио Свобода». Кроме того, ей ставили в укор работу в штабе политика Дмитрия Гудкова — это оказалось правдой, но к делу отношения всё равно не имело. Кроме того, Штейн поступили угрозы, в том числе оскорбления в связи с её национальностью.
В соцсетях сообщали, что родители 10-летнего мальчика — безработные беженцы, приехавшие из Украины. Илья Скавронски это неоднократно опровергал: он родился во Владивостоке и работает дизайнером.
Скавронски обвиняли в том, что он якобы за день до задержания своего сына заключил соглашение с адвокатом в случае административного нарушения. Эти сообщения подтверждены не были.
Некоторые СМИ увидели злой умысел в том, что известный адвокат и член совета при МВД Анатолий Кучерена прибыл в отделение полиции всего через три часа после задержания ребёнка.
Родители объяснили, что адвокат узнал о задержании из СМИ.
Рост инфоповода до федерального
Сначала в Москве провели одиночные пикеты, участники которого читали Гамлета на улице.
Затем задержание мальчика за «Гамлета» вызвало обсуждение чиновников.
Уполномоченный при президенте России по правам ребёнка Анна Кузнецова сначала сказала, что делать выводы по ситуации пока рано, а потом призвала дождаться итогов проверки МВД. Претензий к семье мальчика у омбудсмена не нашлось.
Вице-спикер Госдумы Сергей Неверов назвал ситуацию «сто процентов подготовленной провокацией», для которой, по его мнению, специально снарядили журналистов.
Обсуждение дошло до Владимира Путина. По словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, главе государства доложили о ситуации с задержанием мальчика, но это оказалось «всё-таки не вопросом президента».
Семейные дела
30 мая все трое полицейских, задержавших мальчика, посетили эфир радиостанции «Комсомольская правда». Они объяснили свои действия и между делом объявили о начале семейного скандала.
https://www.youtube.com/watch?v=8Pr-HcyLoos
Как заявил начальник Управления информации и общественных связей ГУ МВД России по Москве Юрий Титов, пришедший на эфир с коллегами, они «не имели права оставить ребёнка на улице с неизвестной женщиной». Мальчик, по словам полицейских, при задержании пытался убежать с сумкой, где находились деньги.
В полиции заверили: если бы у мачехи были документы о том, что она сопровождает несовершеннолетнего, мальчика бы отпустили. Кроме того, сотрудникам МВД не понравилось, что происходящее снимали на камеру.
Если бы женщина подошла к ребёнку, когда к нему подошли сотрудники полиции, и вела себя уравновешенно, спокойно, не снимала происходящее на камеру, а позвонила в это время отцу, чтобы тот поговорил с сотрудниками полиции, то ситуация могла бы развиваться по-другому.
Юрий Титов, глава управления информации и общественных связей МВД по Москве
Также выяснилось, что родная мать задержанного мальчика написала на мачеху заявление в полицию и попросила возбудить уголовное дело. Суть обвинения сводится к тому, что мачеха якобы вовлекала ребёнка в попрошайничество (несмотря на запрет родной матери) и забирала почти все заработанные им деньги. Родная мать, по словам Ильи Скавронски, живёт «своей жизнью», хотя и регулярно видится с ребёнком.
Ток-шоу на федеральных каналах
Ситуация, по мнению политологов, стала обсуждаться так широко, поскольку в ней «отразилось то, что для общества важно». 30 мая задержание мальчика стало темой сразу двух передач — «Пусть говорят» и «Время покажет».
Андрей Малахов, полицейские, отец ребёнка Илья Скавронски, мачеха Кристина Скавронски
В передачу к Андрею Малахову пришли родители задержанного мальчика и полицейские. В сюжете, показанном в «Пусть говорят», читавший Шекспира мальчик заявил, что в отделении из него «пытались всё вытянуть» и угрожали отправить в детский дом.
Сотрудница МВД Дарья Терёхина заявила, что физическую силу к ребёнку не применяли. По версии полицейских, мальчику сообщили, что его отвезут в отдел, а после его попытки убежать в сторону проезжей части «взяли за куртку» для того, чтобы он случайно не попал под машину.
Когда один из участников «Пусть говорят» спросил Терёхину, почему нельзя было отнестись к ребёнку мягче, она ответила: «Это было невозможно сделать».
В конце передачи Илья Скавронски объяснил, как изменилось его отношение к полицейским после происшествия.
Я здесь вижу группу людей, которая почему-то озлоблена. Отпущу ли я его на Арбат с сумкой? Я его и без сумки не отпущу, никак не отпущу. Знаете, в чём причина? Я вас всех начинаю бояться.
Илья Скавронски, отец ребёнка
Комментарии