«Полицейские терпеливы и корректны до невозможного»
На модерации
Отложенный
Полицейские извинились перед семьей девятилетнего мальчика, которого накануне со скандалом задержали в центре Москвы за чтение стихов. Мнения экспертов расходятся: одни полагают, что полицейские были «неадекватны по жестокости», другие считают, что все было корректно. Сходятся в том, что сотрудники правоохранительных органов имели право и даже были обязаны доставить ребенка в отделение.
Замначальника полиции по охране общественного порядка МВД по ЦАО столицы извинился перед семьей девятилетнего школьника, которого в пятницу вечером задержали в районе Арбата на Воздвиженке за чтение «Гамлета». В тот день мальчик закончил третий класс. Как рассказала в своем Twitter адвокат Татьяна Соломина, протокол, составленный в отношении отца ребенка Ильи Скавронски, будет аннулирован.
«Для него выходы на улицу – это борьба с комплексами»
Полицейские составили протокол о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего по ст. 5.35 КоАП. Однако Скавронски отказался подписывать его, и пожаловался на грубые действия полицейских при задержании – у его жены (мачехи задержанного ребенка) была порвана одежда и разбит планшет. «Будет проведена служебная проверка по действиям сотрудников, задержавших ребенка. Разбитый (при задержании) планшет осмотрен криминалистом», - сообщила Соломина.
Напомним, после придания инциденту огласки в столичной полиции заявили, что ребенок был задержан из-за того, что находился на улице один и подходил к прохожим и водителям автомашин. Об этом заявили «Интерфаксу» в управлении информации и общественных связей московского главка полиции. Полицейские увезли ребенка в ОВД «Арбат».
Впрочем, Илья Скавронски отрицает версию о попрошайничестве сына. По его словам, жена и сын гуляли в районе Арбата. На улице Воздвиженка мальчик стал декламировать прохожим фрагменты из «Гамлета» Уильяма Шекспира, в это время мачеха находилась от него приблизительно в 20–25 метрах – женщина сидела на лавке и читала книгу. «Подъехал наряд милиции, о чем-то они разговаривали без ее участия. Потом скрутили его, есть видеозапись того, что происходило. Стали запихивать – она подошла, пыталась воспрепятствовать этому», - рассказал Скавронски «Медиазоне».
Скавронски же утверждает, что сын «занимается театральной деятельностью». «Для него эти выходы на улицу – это борьба с комплексами», - сказал он.
Ролик, на котором виден момент задержания, опубликовала (осторожно, присутствует ненормативная лексика) в Facebook гражданский активист Ирина Яценко. По всей видимости, его сняла мачеха. Однако женщина, прося полицейских отпустить мальчика, сначала несколько раз называет себя знакомой ребенка, а затем – соседкой. Происходящее она снимала на камеру мобильного устройства. Полицейские отказывались отпустить мальчика, указывая на то, что она не мать ребенка. Сам мальчик кричал и просил отпустить его, он говорил полицейским, что «вы не имеете права меня трогать».
В итоге ребенка усадили в машину, после чего запись обрывается. Затем Яценко вела прямую трансляцию из ОВД «Арбат», куда привезли мальчика. Туда же приехал адвокат, председатель Общественного совета при МВД Анатолий Кучерена. Соломина отметила действия Кучерены. «Это было действительно мощно», - пишет она. Правозащитник попросила журналистов «не писать мерзости про ребенка» и его близких. «Про все вот это не так однозначное. Там все однозначно», - написала она.
Кучерена поговорил с мальчиком, пытаясь успокоить его, спрашивал, стихи какого поэта ему больше всего нравятся. «Пушкина», - ответил мальчик. «Будешь поэтом», - предположил Кучерена. «Кто знает», - ответил тот.
В то же время одна из находившихся в ОВД правозащитников следила за тем, как реагируют на инцидент в блогосфере. Она посетовала, что там пишут о том, что неоднократно видели, как мальчик попрошайничал.
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова пообещала разобраться в этой истории. «Вчера в Москве задержали мальчика. Я, конечно, понимаю, что полицейский не аниматор, но это же ребенок...Разберемся во всем обязательно», - заверила она через Facebook.
В субботу днем на на сайте столичного главка МВД появилась информация о показаниях мальчика. В них он признался, что «занимается сбором денежных средств и в настоящий момент находится без сопровождения родителей или законных представителей». «Учитывая указанные обстоятельства, было принято решение забрать несовершеннолетнего с улицы, доставить в отдел полиции и вызвать для разбирательства его родителей», - говорится в заявлении.
В нем говорится также, что женщина, которая требовала передать ей мальчика, представилась соседкой ребенка, поэтому передача мальчика стала бы «прямым нарушением закона».
«Ребенка однозначно надо везти в отделение»
Мнения наблюдателей по поводу произошедшего расходятся. Председатель комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, детей и материнства Диана Гурцкая оправдывает действия правоохранителей.
«Сейчас развернута какая-то дикая травля полицейских, забравших ребенка с улицы. Считаю, что их действия оправданы. Как можно было этой посторонней и неадекватной женщине отдать мальчика? И какие здесь могут быть споры? То, что он декламировал «Гамлета», а не держал табличку о спасении жизни больной матери, ничего не меняет», - сказала Гурцкая РИА «Новости», напомнив, что Уголовный кодекс предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетних в бродяжничество и попрошайничество.
Такого же мнения придерживается писатель Сергей Лукьяненко. Он убежден, что если полиция «видит попрошайничающего малолетнего», «она обязана выяснить, что происходит». «Даже если ребенок читает стихи Шекспира на староанглийском. Если в процессе выяснения окажется, что рядом с 9-летним ребенком нет родителей, то ребенка однозначно надо везти в отделение. Потому что ребенок может быть в бегах, может быть похищен и принужден попрошайничать», - считает писатель.
Впрочем, журналист Александр Минкин, который еще в начале мая заметил этого мальчика на Арбате и восхитился его талантами чтеца, назвал произошедшеее «в миллион раз хуже, чем история с Гоголь-центром». «Он уличный артист. Уличный принц. В чем он виноват? В том, что у него не было кассового аппарата? Занимает четверть квадратного метра столичной площади и не платит налоги?» - задается вопросом Минкин.
Впрочем, общественник Роман Хабаров попытался без эмоций посмотреть на произошедшее. По его словам, «мальчик действительно просил деньги». «Доказательство – сумка для пожертвований. На видео она сначала лежит у его ног и потом он берет ее и его конвоируют вместе с сумкой», - пишет Хабаров.
То, что мачеха была в 30 метрах от ребенка и вступилась за ребенка только после того, как полицейские решили задержать мальчика, Храбров трактует так, что женщина изначально надеялась, что полицейские не станут предпринимать никаких действий. «Т.е. когда к мальчику подошли полицейские, мачеха не пошевелилась (надеялась, что ее участие останется для них в тайне и они просто уйдут), и только когда его стали в машину сажать, прибежала воевать», - полагает Хабаров.
Он согласен с тем, что действия полицейских были «неадекватны по жестокости», «но они имели полное право доставить ребенка в полицию». «Хотя бы для того, чтобы передать законному опекуну и составить необходимые протоколы... Я тут посмотрел больше видео и что скажу: Полицейские тут терпеливы и корректны до невозможного. Нет тут жестокости никакой. Все законно», - уверен он.
Хабаров напомнил, что вовлечение несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством или попрошайничеством наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, «либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет».
В субботу стало известно, что управление СК РФ по Москве проведет проверку действий полицейских и мачехи ребенка. По мнению ведомства, в действиях женщины, пытавшейся помешать увезти мальчика в ОВД, могут быть признаки применения насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ). «Изучается видеозапись, на которой женщина воспрепятствовала действиям сотрудников полиции, находящихся при исполнении своих должностных обязанностей», - говорится в заявлении СК.
Комментарии
Мачехой, по-любому, должна заняться ювеналка.
9-летний ребенок не имеет социального опыта.
Если в семье ему сказали "попрошайничать хорошо и правильно" - он так и будет делать.***
К полиции вопросы могут быть только если они применили избыточное физическое воздействие/силу.
Сами действия их правильные
Сегодня перешел улицу в неположенном месте, патрульные мало тог что остановились меня оштрафовать, развернулись через двойную сплошную. Ну ладно я виноват, а они? Все корректно, выписали штраф 250 рублей, не помру, но тут же летит джип во-первых без включенных фар, во-вторых скорость явно больше 40 км/ч, на этом участке ограничение. Тормознули, и что, постояли погыгыкали, видимо этому можно с нарушениями по городу кататься. И дальше поехал.
Задаю старлею вопрос - ПОЧЕМУ? Ответ поразил - а вы за собой смотрите.
С одной стороны вроде получается что нарушителя наказали, а с другой сами нарушают и нарушениям потворствуют