РУССКИЙ МИР И ЕГО МЕСТО В ПРАВОСЛАВИИ

На модерации Отложенный

Это эссе нам хотелось бы посвятить метаморфозам общественного сознания, связанным с восприятием идеологии Русского мира. Каких-то три года назад казалось, что эта самая идеология станет чуть ли не в один ряд с концептом Третьего Рима. 

В связи с присоединением Крыма в Сети мы говорили о том, что Россия встала на путь строительства национального государства. Восхищались тем, что мы стали на путь противостояния беспрецедентному западному давлению. Мыслилось, что все это делается ради нашего государственного возрождения и осуществления мессианства, которое каждый понимал во что горазд. 

Многим из нас тогда Украина представлялась осколком российского государства, дни которого были сочтены. Мы поверили, что наши русскоязычные единоверцы сплотятся вокруг идеи Русского мира. В Рунете говорили о цивилизационном единстве России, Украины, Беларуси, Северного Казахстана и непризнанных республик постсоветского пространства. 

Самые оголтелые даже завели речь об СССР 2.0. Судачили и о приоритете духовных ценностей над меркантильными политическими соображениями. Мы размышляли о традиционных ценностях, происходящих из православной культуры, богослужения и богословия. И все это в контексте идеи Русского мира. 

Но вот прошла пара месяцев - на юго-востоке Украины появилась Новороссия - аморфное объединение Донецкой и Луганской народных республик. После Крыма и россияне, и многие жители этих областей исторической России поверили в поддержку Москвы. Но их ждало жестокое предательство. Испугавшись антиолигархических и антибанковских санкций Запада, наша страна отказала в поддержке народному восстанию, которое она вдохновила, а затем и снабдила всеми средствами борьбы. Показательно, что многие православные пастыри оставили в этой ситуации свой народ без молитвенной поддержки и духовного окормления - каждый из нас знает, сколько их перебралось - или в Россию (в том числе и на Урал), или на мирные территории Украины. 

По обе стороны конфликта в православной среде возникли крайние мнения. Спикер УПЦ МП протоиерей Георгий Коваленко обвинил Россию в нарушении заповедей в связи с присоединением Крыма. Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин благословил непризнанные республики юго-востока Украины за то, что они стали преемницами советских государственных образований. Маститый священник почему-то находил в неосоветских политических идеологемах руководства Новороссии и в сокращении числа признаннных в ЛНР и ДНР прав человека что-то созидательное. 

Украинцы стали восприниматься в сознании большинства русских из ДНР, ЛНР и РФ как агрессоры, неонацисты и еврофилы.

А россияне стали для подавляющего большинства украинцев сторонниками антинародного режима Януковича, оккупантами, азиатами, наемниками, распропагандированными обывателями или же теми, кто позвал за собой, за идеей Русского мира, а потом предал... 

Русско-украинская война стала средством для укрепления авторитарных режимов наших стран: закосневшего путинизма, предстающего перед нами то в космополитическом, то сталинистском модусах, а также победившего майдана - со всем его шовинизмом, отрицанием полноты прав русскоязычного большинства на Украине и погоней за химерой членства этой страны в Евросоюзе. 

Повсюду началась политизация церковной жизни. На фоне милитаристской риторики высших церковных чинов лицемерными выглядили слова всеобщей молитвы о мире на Украине. Церковь стала служить разделению. На наш взгляд губительным для единства Московского Патриархата, его составных частей (РПЦ и УПЦ), стало то, что наши Синоды не благословили создание антивоенного фронта.

У Украинской Церкви не нашлось духовных сил, чтобы претерпеть новые гонения. Она предпочла молиться о мире, окормляя украинских солдают, которые воевали со своим собственным народом. А Русская Церковь поддержала Российскую федерацию, посеявшую на юго-востоке управляемый хаос. Некоторые известные нашей редакции русские священники начали оказывать прямую финансовую поддержку авантюристским и бандистким властям ДНР и ЛНР. 

В этом статус-кво сложно не увидеть мину замеделенного действия. Украинское государство подталкивает УПЦ МП к автокефалии и объединению с разномастными раскольниками. Конечно же, автокефальная церковь начнет терять связь с русской культурой. В ней возвысят свой голос украинские националисты, обновленцы и экуменисты. Важно отметить, что при сохранении независимости Украины церковная самостоятельность УПЦ неизбежна - так было всегда в истории Православия. 

Русская же Церковь потеряет свой вес в православном мире, утратив абсолютное большинство своих западных приходов. Все потому, что она не отказалась обслуживать режим, сделавший наших соотечественников на юго-востоке Украины инструментом в геополитике и жертвой в интересах истеблишмента. 

К сожалению, три года назад никто из нас не предполагал какой высокой окажется цена отказа иерарахии и мирян русского и украинского народов от евангельской проповеди мира и возвышенного отказа от этнически понимаемого национализма. Тогда наши Церкви позволили погнаться украинскому народу за жупелом евроинтеграции и постороения экономического рая на земле, а русским - за неоимперским химерическим проектом.

В заключение нам хотелось бы спросить вас о том, как вы относитесь к идее общего для России и Украины антивоенного фронта. Опрос доступен по ссылке: https://vk.com/prihozhane77?w=wall-147125091_132.