ЧЕЛОВЕК - ЗВУЧИТ ГОРДО?

На модерации Отложенный
ЧЕЛОВЕК - ЗВУЧИТ ГОРДО?

 

Максим Горький - выдающийся русский советский писатель. Несмотря на вопли либералов, призывающих сбросить его, как певца революции и социалистического реализма, в забвение, творчество великого автора останется в веках. Как никто другой, вышедши из самых низов народа, он знал суть человека и его бытия на земле. На наши вопросы я нашла ответы в произведениях, беседах Алексея Максимовича. Предлагаю «виртуальное интервью» с писателем. Поразительны злободневность и пророчество мыслей автора.

 

 

 

ИЗМЕНА САМИМ СЕБЕ

 

- Алексей Максимович, с приходом рынка-базара, капитализма мы шарахаемся из стороны в сторону, опять встает вопрос для большинства: что делать? Как жить в новой звериной реальности, когда нефть бьет ключом, но чаще по голове?

 

- Что сделано на земле? Выстроены дворцы для немногих, церкви и фабрики для множества. Что проповедуют на земле громче всего, что хотят утвердить на ней незыблемо? Раздробление жизни... Квадратное однообразии всех душ, чтобы можно было удобно укладывать людей, как кирпичи, во все геометрические фигуры, удобные для нескольких владельцев жизни.

 

Но кому солнце принесет радость, если ночь спит в самом сердце человека? Людям нет времени восприять солнце, большинство хочет только хлеба, одни заняты тем, чтобы дать его возможно меньше, другие одиноко ходят в суете жизни, и все ищут свободы и не могут найти её среди неустанной борьбы за хлеб... И так тонут лучшие люди в тине грубой лжи, сначала искренне не замечая своей измены самим себе, а затем сознательно изменяя своей вере, своим исканиям.

 

- Вы имеете в виду героев русской литературы, наш народ в целом?

 

- Наверное, ни одна литература в мире, кроме русской, не изображала свой народ так приторно-слащаво и не описывала его страданий с таким странным, подозрительным упоением. Наша литература - сплошной гимн терпению русского человека, она вся пропитана тихим восторгом пред страдальцем-мужичком и удивлением пред его нечеловеческой выносливостью.

 

Все они терпеливо - непременно терпеливо, без гнева, без ропота! - несут на плечах своих гнетущие душу и тело невзгоды и позор рабской жизни... Такие славные божьи коровки - эти духовно чистенькие мужички, они так любовно мудры, полны такой готовности страдать, что, право, удивляешься, как можно было таких людей-младенцев драть на конюшнях плетьми, пороть розгами, продавать оптом и в розницу, как баранов, и вообще обращаться с ними... неделикатно?

 

Мещанство искренне восхищалось его (народа) незлобивым терпением и, спокойно, крепко сидя на его хребте, дало ему лестный титул народа-богоносца. Немой, полуголодный, безграмотный народ, по уверению мещан, был призван обновить весь мир таинственной силой своей души. А в страну медленно входил железной стопой окутанный серыми тучами дыма и пара великий революционер, бесстрастный слуга желтого дьявола, жадного золота, все разрушающий капитализм.

 

 

 

ВЛАСТЬ БОГАЧЕЙ

 

- В своей работе «Король, который высоко держит свое знамя» вы описали «мурло» олигарха. Он прекрасно себя чувствует, жируя на угнетении и грабеже народа.

 

- Мистер Рокфеллер уже считает необходимым жалобно и жалко оправдываться перед всем миром в непомерном своем богатстве, он доказывает, что обворовал людей ради их же счастья.

 

Люди, которые говорят и пишут о любви к ближнему, всегда были глубоко противные мне, как лицемеры и лгуны, - я слишком хорошо знаю жизнь для того, чтобы верить им. Жизнь ставит дело просто и ясно: общее благо невозможно пока существуют хозяин и работник, починённый и командующий, имущий и неимущий.

 

Хотите погубить человека - возвысьте его в достатке над другими, дайте ему фабрику, поместье - и человек превратится в паука, для которого все прочие люди или слуги или вкусные мухи! Увы! Мещане с этим не согласны! Они считают право собственности опорой морали и бытия. В классовом обществе правд столько, сколько классов. И все эти правды дерутся меж собой, как и носители - их классы...

 

Я всю жизнь считал и теперь того же держусь, что и в классовом обществе разумный человек обязан следовать правде угнетённых классов. В сущности, вся история человечества - это мучительный путь борьбы людей труда за торжество своей, единственно верной трудовой правды. Прочие правды, как бы их ни расписывали, - суть неправды, паразитирующие на теле истинной правды.

 

- Правительство не мешает вам, - скромно спросил я миллионера.

 

- Правительство? - повторил он и задумался, потирая пальцами лоб. Потом, как бы вспомнив что-то, кивнул головой. - Ага... Это те... в Вашингтоне. Нет, они не мешают. Это очень добрые ребята... Но их редко видишь... А разве есть правительства, которые мешают людям делать деньги?

 

- Нет, - тихо сказал я, - я не о том... Я, видите ли, думал, что иногда правительство должно бы запрещать явный грабеж...

 

- Н-но! - возразил он. - Это идеализм. Здесь это не принято. Правительство не имеет права вмешиваться в частные дела.

 

- Но разве разорение одним человеком многих - частное дело?

 

- Разорение? - повторил он, широко открыв глаза. - Разорение, это когда дороги рабочие руки. И когда стачка. Но у нас есть эмигранты. Они всегда понижают плату рабочим и охотно замещают стачечников.

 

...Мне иногда после беседы с человеком так страстно хочется дружески приласкать собаку, улыбнуться обезьяне, почтительно снять шляпу перед слоном.

 

 

 

НОВАЯ ВОЙНА?

 

- А что вы думаете о вождях общества, ведущих к счастью и процветанию»? Тот же президент США Буш ударно сеет демократию в Ираке и поставил в «ось зла» Россию.

 

- Смотрите, как ведет себя Гитлер. Со стороны - полубезумец, фельдфебель, возомнивший себя гением! Но этот полубезумец находит молодчиков, которые слепо идут за ним. Чего доброго, опять полезут напролом и наверняка окажутся у разбитого корыта. Да, так будет! (Разговор 1933 г. - Н.Е.).

 

Перед нами цивилизованные, вернее, натренированные дикари докаменного века. Овладели пушками и пулеметами, кровь ударила в голову, и дикари пляшут каннибальский канкан, всячески непотребствуют. Доколе же это будет! Видимо, до часа, пока не набросят на них смирительную рубашку. А это означает - война и кровь... История умеет озадачивать: несомненный психопат-истерик возглавил крупнейшее государство Запада и хозяйничает в нем, как боров в огороде. Зрелище достаточно зловещее.

 

Видимо, немного надо ума, чтобы претендовать на руководство миром! Слепые комедианты! Они ничего не понимают в наших делах! Ничего! У нас выросло поколение героев, героизм становится массовым, а они пишут о Стране Советов как о «географическом понятии», разобьют они свои морды об это географическое понятие! Знаю - разобьют!

 

Фашизм порождён страхом золотого мешка за свои барыши. Классу обречённых нужен некий Цербер. И чтобы работал он не только хвостом, но и пестом. Признаюсь: «немецкий дух» немецкого мещанства тяжело бьёт в нос.

 

Стремление к вождизму - всегда и везде - гнусность. Оно воплощение звериного начала в человеке. Вождизм по душе паразитам - богачам и фашистам, порождает такие злокачественные вздутия вроде Муссолини и Гитлера...Бесспорно, вождизм - заболевание психики, когда самость разрастается как саркома, отравляя, развращая сознание. Одержимые вождизмом заболевают манией величия, а за ней, как чёрная тень, следует мания преследования. Был человек, и нет человека!

 

Я не увидел и не вижу в Наполеоне ни малейших черт благородства, человечности. Бесстрастный мясник! Всё, что делал, имело одну цель: возвеличить, обогатить себя и тех, кто ему служил. Он - человек выдающейся выносливости и механических способностей - всё делал только во имя личной корысти. Байрон назвал его галльским стервятником, Альфред де Мюссе - палачом Европы!.. Для меня он - воплощение «просвещённого зверя» и стоит рядом с королём, сказавшим: «После меня хоть потоп!»

 

Правительства Европы тратят огромные количества народных средств на вооружения. Известно, что даже револьверы приобретаются не для украшения гостиных, а для убийства или самоубийства, - тем более не следует предполагать, что броненосцы, подводные лодки, танки и прочее в этом роде предназначается для целей мирного туризма. Сейчас мы имеем законное право сказать, что войны ведутся богатыми не только для укрепления власти над бедными, но и против друг друга, силами бедных при помощи умных, то есть при помощи той интеллигенции, которая служит бесчеловечным целям капитала. Это служение является одним из самых отвратительных зрелищ нашего мира.

 

Действительность, созданная капиталистами и мещанством, которое они ведут за собой, как собаку на цепи, - действительность до того цинична, что позволяет думать: экономический кризис является как бы частью грандиозного заговора капитала против людей труда, что кризис поддерживается искусственно, что создают армии безработных для того, чтобы обратить их в армии солдат. Это - фантастика? Возможно. Но более чем возможно, что мы еще раз будем зрителями всемирной битвы нищих, организованной миллионерами.

 

Я советую объявить капиталистов группой людей социально опасных, конфисковать имущество их в пользу государства, переселить этих людей на один из островов океана, и пусть они там спокойно перемрут.


 

 

 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ?

 

- Общество потребителей (мещан, как вы их называете), обречено?

 

- Я не моралист, и если бы вся эта анархия дрянных инстинктов и больного духа, вся эта гниль и грязь не выходила за пределы общества мещан, она была бы для меня только процессом самоистребления в среде тех, кто не нужен и враждебен жизни. Но буря животной распущенности, мятеж обезумевших может захлестнуть своей волной драгоценнейшее в жизни - часть того юношества, которое растет и поднимается к вершинам духа из почвы его, из глубин народа.

 

Болезненный этот нарыв (мещанство) на могучем теле человечества ныне, мы видим, совершенно разрушил личность, привив в кровь ей яд нигилистического индивидуализма, превращающего человека в хулигана - существо бессвязное в самом себе, с раздробленным мозгом, изорванными нервами, неизлечимо глухое ко всем голосам жизни, кроме визгливых криков инстинкта, кроме подлого шепота больных страстей.

 

Эта эпидемия порнографии, поразившая мозги наших литераторов, развилась так быстро и в таких грубых формах, что ошеломила честных людей, - не все же они побиты насмерть!

 

А ведь нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России, и нигде не было такого обилия писателей-мучеников, как у нас. Наша литература - наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней - вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа, в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты...

 

Вот почему берешь на себя противную задачу посильно осветить тот процесс разложения человека, который льстецы именуют психологией современного культурного общества.

 

Появилось целое течение «бессюжетников». Недавно за рубежом вышла книга своеобразного идеолога бессюжетной литературы - «Улисс» Джойса. Книги «42 параллель» и «1919» Дж. Дос Пассоса построены так же хаотично, как «Улисс». Подобные авторы, в сущности, идут по пути Марселя Пруста - несусветного путаника. Все эти последователи Дос Пассоса - люди с мозгами набекрень, не знающие жизни, не видящие цели. Для них порвалась связь времён и всё превратилось в хаос и бессмыслицу.

 

Нет формы в отрыве от содержания, и нет содержания, не воплощённого в соответствующую форму... Пишущие только «для избранных» и «знатоков» всегда напоминали мне повара, накормившего своего барина не то старой рукавицей, не то куском полупротухшего мяса, сдобрив их соусами и маринадами. Вкусы пресытившихся снобов - не вкусы народа!

 

Давно и справедливо сказано: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» Литератор обязан быть трижды гражданином - патриотом! Всегда, везде, во всём. И служить только народу!

 

Развинченные неврастеники возрождают богемные настроения. Они позорят звание литератора. Пьют начинающие, пьют именитые, и пьют значительно больше, чем пишут. Было бы лучше, если бы они упражнялись в питейном деле дома, а не публично. Алкоголизм - вообще зло, среди литераторов он зло втройне.

 

Есенин. Тут подобралась компания бездельников, начали славословить его, спаивать. Будь у поэта посильнее ум, имей он более тесную связь с людьми труда, он бы выстоял, ибо понял бы, что бражничать и гулять по кабакам долго нельзя, что лечить водкой душевный разлад - всё равно что лить керосин в костёр. И вышло, что разлад превратился в распад, а распад принёс гибель. Ещё один талант - редкий, большой - утонул в бутылке. Разлад в душе для поэта - великая беда.

 

 

 

ПАЯЦЫ СЛОВА

 

- Вы жёстко отзываетесь о таких деятелях, как Ницше, и прочих претендентах на звание гениев мысли и ума. В наше время таковые плодятся со скоростью саранчи. Не только Дарья Донцова, сочинения которой составляют в длину километры, оплот мещанской шелупони. Мастер иронического детектива (ха-ха), кровавая леди. Такой «гуру», как Михаил Веллер, уже заявился на звание супермена, философа, однако он не стыдится крутого мата в своих нетленках.

 

Поразил и «патриот» Юрий Поляков, редактор «Литературной газеты». В последнем романе «Грибной царь» он переплюнул Фрейда по количеству сексуальных сцен и мыслей - буквально на каждой странице. Кому же верить, если гниль прёт отовсюду?

 

- О Ницше. Давно я держал в руках сие творение больного духа! Первый раз Ницше озадачил: смысл его вещаний ускользал, как угорь из рук. Устыдился своего невежества и отложил. Потом снова осмелился атаковать и тут уж понял: бред несусветный, хотя и не бесцельный. Обрядясь в тогу философа, сей изувер лил воду на мельницу немецкого шовинизма.

 

О чём только не намудрил он на 448 страницах! (Предпоследние два раздела - «Ослиный праздник» и «Песнь лунатиков» - вызвали у Горького восклицание): Поистине вся книга - песнь лунатиков на ослином празднике! Впрочем, достоверно известно, что Ницше страдал психическим расстройством. Временами на него находило полное затмение.

 

Писатели наших дней услужливо следуют за мещанами в их суете и тоже мечутся из стороны в сторону, сменяя лозунги и идеи, как платки во время насморка, у него нет уважения к имени своему - он беззаботно бросает его в ближайшую кучу грязи: без стыда и не брезгуя, ставит своё имя рядом с именами литературных аферистов, пошляков, паяцев и фокусников. Он научился ловко писать, сам стал фокусником слова и обнаружил большой талант саморекламы.

 

Для старых писателей типичны широкие концепции, стройные мировоззрения, интенсивность ощущения жизни, в поле зрения лежал весь необъятный мир. «Личность» современного автора - это его манера писать... Писатель - это уже не зеркало мира, а маленький осколок; социальная амальгама стёрта с него; валяясь в уличной пыли городов, он не в силах отразить своими изломами великую жизнь мира...Современный неврастеник возводит боль своих зубов - личный свой ужас перед жизнью - на степень мирового события.

 

На Руси великой народился новый тип писателя - это общественный шут, забавник жадного до развлечения мещанства, он служит публике, а не родине, и служит не как судия и свидетель жизни, а как нищий приживал - богатому.

 

Интеллигентам кажется, что они защищают «демократизм», хотя он уже доказал и продолжает доказывать своё бессилие, защищают «свободу личности», хотя она затискана в клетку идей, ограничивающих её интеллектуальный рост; защищают «свободу слова», хотя пресса захвачена капиталистами и может служить только их анархическим, бесчеловечным, преступным интересам. Интеллигент работает на своего врага, ибо хозяин всегда был и есть враг рабочего, а идея «сотрудничества классов» такая же наивная бессмыслица, как дружба волков с баранами.

 

 

 

ПСЫ РЕЛИГИИ

 

- Религии и власть нынче, Алексей Максимович, срослись аки сиамские близнецы. Наши верховные жрецы, не стесняясь, лобызают публично иконы, ставят свечки, попрятав в кармана билеты КПСС. Не стыдно ли ежесекундно талдычить о ценах на газ и нефть, которые стали поистине проклятием для страны.

 

- В капиталистическом мире всё более яростно развивается борьба за нефть, за железо, за вооружения для новой бойни многомиллионных масс, борьба за право политико-экономического угнетения меньшинством большинства. Эту наглую, циническую, преступную борьбу, организованную небольшой группой людей, одичавших в погоне за бессмысленным накоплением денег, благословляет христианская церковь, наиболее лживая и преступная из всех церквей земли.

 

«Пятикнижие» ветхозаветное» и «Моя борьба» - одна другой стоят. Обе - несусветно путаные, бредовые. В ветхозаветной утверждается, что только народ Израиля - богом избранный и что только он один имеет право населять Землю. В фашистской библии доказывается, что в наши дни на это имеют право только чистые арийцы, раса господ, короче - пруссаки, голубоглазые блондины. Разве это не бред? Как видите, ничто не ново под Луной.

 

Библия давно уже не кладезь мудрости, и мир, который она утверждает, во зле лежит, - это мир, где господствует чистоган и правит золотой мешок. А мир этот уже обречён... Евангелие? Его страницы давно захватаны грязными руками насильников, правда его стёрта лицемерами, но и вы за него хватаетесь как за оружие для защиты своей...

 

Посмотрите - ни одного даровитого, даже ни одного просто приличного человека не выдвинуло русское правительство на защиту интересов своего дома, только тёмные люди, изверги, лишённые сердца, животные без разума, стая хищных птиц, почуявших запах трупа, суетится и вьётся около трона, утопающего в крови народа. Правительство русское, не имея нигде опоры, ныне опирается на свору жадных псов, готовых растерзать даже младенца, лишь бы удовлетворить сладострастную, болезненную жажду власти над людьми.

 

Пируя на глазах нищих, нельзя ожидать от них благодарности.

 

Вообще же всё в нашем мире очень просто, все задачи и тайны разрешаются только трудом и творчеством человека, его волею и силой его разума. И всё осложняется, затемняется только «лукавым мудрствованием» умников, которые хотят оправдать позорную действительность и примирить людей с нею.

 

Наталья ЕРМОЛАЕВА http://www.kbarieru.info