Конструктивный «агрессор»

На модерации Отложенный 20 июля 2010 8:04 Ваша новость 'Конструктивный «агрессор»' удалена. Размещенный Вами материал не является ни новостью, ни аналитикой, ни публицистикой. Рекомендуем разместить его в блоге.

Выполняю согласно рекомендации:

Тимофей Зинченко http://dc-summit.info

Накануне неумолимо приближающегося периода отпусков затихают потихоньку внутриполитические страсти. Что неудивительно — о каких волнениях может идти речь в аномальную жару? Ну, разве что, известный деятель украинского бизнеса возьмет, да и предложит выдвинуть президента Виктора Януковича на Нобелевскую премию мира «за сохранение страны». Не будем вдаваться в подробности мотивировки, движимой господином Рабиновичем (о ней, при желании, можно узнать в СМИ), дабы и в дальнейшем сохранить целостность государства и не будоражить лишний раз общество. Отметим только, что жара порой действует на людей очень серьезно.

«А потом я действительно увидел, что Украина - не Россия. И ничего плохого в этом нет», - Виктор Черномырдин.

Но, несмотря на многообразие климатических условий в глобальном измерении, существенно снижается также градус внешнеполитической конфликтности. По крайней мере — в отношениях Украины с ключевыми партнерами.

Все более или менее ясно с Европой — Украина стала подавать ощутимые надежды на предсказуемость. И что бы там ни говорили о других европейских добродетелях в оценке соседей глазами Брюсселя именно непоследовательность Киева долгое время мешала систематизировать и обозначить вектор развития отношений Украины с ЕС.

Теперь мы меньше говорим об амбициозности наших планов в контексте обретения полноправного членства в ЕС, а предпринимаем больше практических действий в направлении подготовки содержательного Соглашения об ассоциации и неуклонного движения к достижению безвизового режима и максимально выгодных условий взаимной торговли с Евросоюзом.

Безусловно, праздновать рано. Необходимо определенное время, чтобы по достоинству оценить сегодняшние усилия украинских властей, успех которых зависит не только от нас, но и от наших партнеров. Но новые прагматичные акценты во внешней политике уже сейчас заслуживают уважения.

Также, хотя никто не ожидал особых сенсаций от визита в Украину Госсекретаря США Хиллари Клинтон, его результаты вполне можно занести в актив. Уровень отношений был подтвержден, деликатные вопросы касательно демократических процессов в нашей стране обсуждались корректно, и уровень сопредседательства межгосударственной комиссии был повышен до уровня глав внешнеполитических ведомств. Американская сторона продемонстрировала готовность к развитию сотрудничества на фоне слухов о полном «уходе» Украины в сферу российского влияния. Большего трудно было бы ожидать.

К слову, министр иностранных дел Константин Грищенко успел уже посетить Китай, подготовив таким образом основу к предстоящему осенью визиту президента Виктора Януковича в эту важнейшую в экономическом и политическом плане страну.

Но более всего успокаивают промежуточные итоги, достигнутые на российском направлении. Успокаивают в том плане, что многочисленные разговоры о форсированной и бесповоротной «анексии» Украины Россией, начатой нынешней весной, не подтвердились. Вернее, ситуация пока развивается вполне благопристойно и несет определенный позитив, который стоит учитывать оценивая происходящее.

Легендарный российский политик, экс-посол Москвы в Украине Виктор Черномырдин в интервью газете «Известия» в конце июня с. г. более чем красноречиво и с душой отметил, что «сегодня уже не надо предпринимать усилия, чтобы удержать отношения на более-менее приличном уровне. Уже подписаны многие документы, основополагающие для наших стран. Россия не хочет, чтобы Украина была слабым государством. Наоборот, нам нужен сильный сосед, богатый.
С богатым договариваться легче».

Эта цитата ярко свидетельствует об окончании продолжительного периода травли украинского руководства в российском информационном пространстве.

Безусловно, можно развернуть дискуссию о цене, которую Украина «заплатила» за прекращение горячей фазы деструктивной информационной войны. Ведь сам «формат» такой работы в России никуда ни исчез. Так, по телеканалу НТВ в разгар российско-белорусского газового конфликта демонстрировался фильм «Крестный Батька» о том, сколько Россия заплатила за режим в Белоруссии, о потраченных на поддержку Лукашенко миллиардах. При этом он был представлен предателем, который хочет сейчас также обмануть Европу.

Главное, что теперь орудия упомянутой войны разворачиваются в противоположных от нашей страны направлениях и умалять значение этого явления не стоит. Ведь шансов на победу у нас практически не было. Достаточно заметить, что все социологические исследования последних лет демонстрировали высокую степень доверия украинских граждан именно российским СМИ, по сравнению с западными и даже отечественными. Так не стоит ли теперь по достоинству оценить перемирие?

Или, допустим, отказ от взаимного выискивания пресловутых персон, которым запрещается въезд в Украину или Россию, ознаменовавшийся «возвращением» на украинскую землю господ Затулина и Лужкова. Негативный шлейф взаимных обвинений, сопровождавший каждый случай с запретом въезда помнится до сих пор. Но кто всерьез рассчитывал, что, допустим, позиция мэра Москвы по чувствительным вопросам двухсторонних отношений не дойдет до «своего» адресата в Украине в условиях современного развития медийных технологий? Не позапрошлый век на дворе, в конце концов!

А вот приехал Юрий Михайлович в Севастополь и поговорил о вполне насущных для местных жителей вещах, увеличении объема российских инвестиций, например. Что в этом плохого? А вот позаботиться о том, чтобы инвестиции не «обросли» в пути чрезмерным политическим багажом — забота украинской власти. Ведь далеко не единым господином Лужковым жива российская внешняя политика. И на украинском направлении — тем более.

С другой стороны наши отношения с Россией входят в период активного поиска взаимовыгодных направлений экономической кооперации. Ведь даже в шумном деле вокруг гипотетического «объединения» «Нафтогаза» и «Газпрома» речь идет, очевидно, о создании совместного предприятия, в состав которого стороны передадут определенные активы. Является ли такой формат сотрудничества уникальным на европейском пространстве? Отнюдь. Скорее наоборот, создание СП с корпорацией, оценочной стоимостью от 150 до 200 миллиардов американских долларов, является привлекательным проектом для многих субъектов предпринимательской деятельности в странах ЕС, чей опыт мы старательно перенимаем.

Ситуация, в принципе, аналогична с информационной. Или мы находим способ взаимоприемлемого взаимодействия с Россией в сфере энергетики, или, учитывая планы строительства новых газотранспортных маршрутов в среднесрочной перспективе, нас оставят на обочине процесса и «национальное достояние» в лице ГТС останется обузой в память о золотых временах «дерибана» дешевого голубого топлива.

В других отраслях экономики — подобная картина. Если о технологической модернизации в кооперации с Россией и другими странами СНГ говорить можно лишь с определенной натяжкой, то увеличения объемов совместных производств и либерализации условий взаимной торговли необходимо добиваться любой ценой. Как, собственно, единственного способа аккумулировать реальный финансовый ресурс для упомянутой модернизации собственной экономики.

Любой выпуск международных новостей рассказывает нам сегодня о множестве горячих точек и противоречивых, конфликтных ситуаций в разных регионах мира. Возможно, у Украины и России появляются шансы навсегда покинуть список упомянутых информационных лент?