Культура и идентичность народа

На модерации Отложенный На чём основывается культура народа?Ответ. На памяти. Помимо знаний, опыта наличествующие в основном в головах. Есть и материальное отражение культуры – здания, памятники, бытовые вещи и производственные инструменты, машины, механизмы. То есть всё то, что так или иначе ассоциируется с определённым промежутком времени истории человека, семьи, народа, государства и мировой истории в целом. По прошествии времени материальное отражение той или иной эпохи в большинстве своём отбрасывается и забывается как не нужное и лишь небольшой процент продолжает существовать, но уже часто в изменённом виде. Современное общество (здесь и далее имеется ввиду европейская культура) пытаясь сохранить память о прошлом создаёт музеи, сохраняющие как произведения искусства высокой художественной ценности, так и вещи бытового обихода, машины и механизмы ранее не представлявшими интерес, с точки зрения истории и культуры. В России такими хранилищами исторического прошлого являются в основном краеведческие музеи. Попытка сохранить хотя бы частичку уходящего прошлого вызывает уважение. Необходимо сказать тёплые слова благодарности всем энтузиастам этого дела…Дело они делают нужное и полезное, но при этом я хочу сказать, что собирание и показ вещей из прошлого не даёт основания полагать, что это способствует сохранению исторического и культурного наследия. Сейчас я не говорю о высокохудожественных произведениях искусства, речь идёт о вещах- предметах окружавших наших отцов-дедов. Многое из того, что для них было обычным и вполне привычным. Именно они и формируют основное представление о семье, народе, государстве. Сыновья эти предметы воспринимают как вещи морально устаревшие и часто в быту не нужные, но знают для чего эти вещи, как они использовались и какое отношение они имели к жизни предков. То есть вещи-предметы и даже кое-где сохранившаяся окружающая обстановка были им не чуждыми. Пусть и в сильно утраченном состоянии сохранялась человеческая, живая, культурная и историческая связь поколений, то есть то, что создавало целостное мироощущение человека. Такой человек (сын) зайдя в краеведческий музей чаще всего будет смотреть на тот или иной предмет осознавая его культурную ценность. В тоже время внук, будет смотреть на этот же предмет как на пустое место. Мало кто из современных детей видел ручную маслобойку, дровяной самовар и совсем не понимает для чего нужны телеги и конная упряжь, серпы, косы и кухонные ухваты. И даже если видел дровяную печь, то не совсем понимает сказку, в которой герою предлагается залезть на печь и тем более в печь… Поэтому всё собрание краеведческих музеев обладает малым культурным значением уже для третьего поколения. Если не сказать полным его отсутствием.
Конечно было бы полным абсурдом углубляться в глубину веков, но показывать как жили отцы-деды было бы делом разумным; Предлагается не посадить всех в телегу, одев в холщёвые рубахи, а на действующем ремесленнике или через показательные выступления показать, где, чем и как жили в недалёком прошлом. Отчасти это позволяет лучше воспринять дух недавнего прошлого, почему сейчас живут именно так, а не по-другому и в чём отличие одного народа от другого. Понятно, что сторонники толерантности не в восторге от такого подхода им интереснее было бы, чтобы все были сварены в одном котле. На это можно возразить, что безликая масса никогда не была двигателем прогресса. Сила цивилизации в многообразии. Подлинная сила культуры кроется в способности служить примером, образцом. Но образцом живым. В некоторых странах, например в Японии, власть это понимает и поддерживает носителей культурного наследия – каллиграфов, труппы традиционных театров и поддерживает ремесленников (гончаров, оружейников, тех кто шьёт кимоно и т.п.), обучающих японским боевым искусствам. Некоторые считают ненужным поддержку традиция, следование обычаям, ношение старинной одежды, проведение праздников, карнавалов, шествий. Поддержка же в живом состоянии отживших производств, ведения домашнего хозяйства, старинных ремёсел с большим трудом вписывается в современное насквозь рациональное мышление. Но без этого наглядного примера без обучения и ознакомления молодого поколения тому чем жили предки не будет подлинной связи времён. Не зная чем жили, что переживали предыдущие поколения молодые просто не смогут понять кто они в этом мире. (И такое происходит у нас на глазах. Когда дети не знают кем и где работают родители, а про жизнь своих бабушек-дедушек вообще представления не имеют). Это касается и национальности, и вероисповедования. В конечном итоге не будет сохранения идентичности народа. Не зная откуда они вышли, не будут знать куда идти. Конечно, такое отношение требует огромного терпения и не вмещается в рамки экономического рационализма и технических стандартов. Но оно жизненно необходимо каждому уважающему себя народу.Обобщение вышесказанного;Чтобы любое общество успешно развивалось оно должно осознавать себя. Осознание возможно через связь поколений. Отсутствие этой связи делает народ «Ванькой родства не помнящего». Любая культура, которая отторгает ценности, давшие ей силу слабеет и опустошается изнутри. Культура может избежать этой опасности лишь в том случае, если она лелеет те базисные ценности, что образуют её природу и обеспечили ей успех. Все же изменения, диктуемые временем должны аккуратно встраиваться расширяя культурное пространство, но не ломая его через колено.