Социальное неравенство в России

Проблемы социального неравенства всегда были близки людям. Мы всегда замечаем и переживаем, что равны другим. Почему у других есть возможности, которых нет у нас? Чем они, другие, лучше? Социальное неравенство – это неодинаковый доступ к общественно ценимым благам, вытекающий из принадлежности к различным группам или из занятия различных общественных позиций. Социальное неравенство всегда особенно остро затрагивает сферу интересов людей и вызывает сильные эмоции.

         К сожалению, в России социальное неравенство в последние годы усугубляется. Конечно, отчасти это можно объяснить экономическим и финансовым кризисом, но только отчасти. Общие экономические показатели страны диссонируют с показателями, характеризующими качество жизни населения. Например, в рейтинге комфортности жизни пожилых людей Россия на 79 месте (из 91) с крайне низкими показателями по размеру пенсий, состоянию здоровья и качеству социальной среды (доступность транспорта, физической безопасности, социальных связей). Судя по всему, старикам в России не место…

Любое сравнение хромает, любой рейтинг условен, но факт: многие параметры социального развития в нашей стране существенно ниже ее экономических возможностей. Вызывается это, прежде всего, крайней неравномерностью распределения богатства в обществе. При этом правительство ведёт себя так, словно проблема усиливающегося социального расслоения его мало волнует.

Рост социального неравенства сейчас, увы, мировой тренд. Повсеместно богатые богатеют, бедные беднеют, средний класс размывается. Однако даже на общем мировом фоне ситуация с неравенством в нашей стране выглядит просто аномально. По последним данным, на долю 1% россиян приходится 71% всех активов физических лиц в России! В мире в целом этот показатель равен 46%, в Африке – 44%, в США – 37%, в Китае и Европе – 32%, в Японии – 17%. Только по официальным данным Росстата, доход ниже прожиточного минимума имеют в России 22,7 миллиона человек (15,7% от общего числа жителей страны). При этом размер прожиточного минимума многие эксперты считают заниженным. Если оценивать положение по европейским и мировым стандартам, то бедных в России оказывается около 25% населения.

Интересно, что самыми бедными при этом являются вовсе не пенсионеры. Замминистра финансов России Татьяна Нестеренко: «Самыми бедными в России, около 37% из числа всего бедного населения, являются молодые семьи, которые имеют двоих детей». Вот такой неожиданный вывод. Молодым трудно, а молодым с детьми – совсем невозможно.

Большинство россиян живет на зарплату. Но средней зарплаты, о которой рапортует всё тот же Росстат, люди в регионах по большей части не видят. В оплате труда также вопиющее неравенство: разрыв в зарплатах между руководителями и подчиненными в ряде отраслей составляет 300 раз и больше! Чего стоит одна только история премией почти в 100 млн.руб.

руководителя "Почты России" Дмитрия Страшнова! А простые почтальоны получаю порой всего 7-10 тысяч... Если российский топ-менеджмент достиг в личных доходах международного уровня (чем страшно гордится), то рядовые сотрудники по тем же меркам – нищие.

Наших работающих бедных вице-премьер Ольга Голодец назвала "уникальным явлением". Реальные доходы населения продолжают падать, около 70% россиян экономят буквально на всем. Кризис бьет, прежде всего, по нижним и средним слоям общества и в этих условиях гипертрофированное неравенство воспринимается все более остро. Ведь «карнавал» сверхпотребления верхних слоев общества – все эти яхты/самолёты/этажи квартир – по-прежнему продолжается. Это вызывает утрату доверия к власти, социальную депрессию, ощущение невозможности улучшить свою жизнь, чувство безвыходности и крушение надежд.

"Одна из главных причин социального неравенства — неравномерное распределение налоговой нагрузки. У нас, по сути, регрессивная шкала налога на доходы физических лиц, адекватного налогообложения сверхдоходов нет. В Европе их облагают по ставке 30-40%, а у нас для всех 13%" – Сергей Миронов («Справедливая Россия»). В подавляющем большинстве развитых стран применяется прогрессивная шкала налогов на доходы физических лиц. Плоская шкала НДФЛ является не правилом, а исключением. Более того, фактически нынешняя плоская шкала НДФЛ для обеспеченных граждан является регрессионной, так как они имеют возможность уменьшить налогооблагаемую базу за счет различных форм налоговой оптимизации. А попавших под санкции топ-менеджеров, депутатов и прочих випов правительство во главе с президентом щедрой рукой вообще освободило от уплаты налогов. Хотя вряд ли наши олигархи нуждались в подобном «подарке».

Почему бы вместо этого не освободить от налогообложения бедные группы граждан, как это предусматривается в прогрессивных шкалах стран Запада? При этом вовсе не обязательно слепо копировать наиболее радикальные образцы скандинавского социализма, где предельная ставка для богатых доходит до 60-70%. Шкала НДФЛ должна предусматривать налогообложение свыше 13% лишь для доходов, существенно превышающих уровень среднего класса. А у нас вся правительственная дискуссия о налогах вновь сползает к увеличению налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения.

Разумеется, никакой речи нет об абсолютном равенстве – оно не является ни социальной нормой, ни социальным идеалом. Можно говорить об определенной «норме неравенства», варьирующей в разных обществах и эпохах. Проблема именно в том, что социальное неравенство в современной России крайне далеко от этой нормы, оно является патологическим – и с точки зрения количественного масштаба, и с точки зрения слабой взаимосвязи богатства с заслугами перед обществом. И изменения к лучшему ситуации не видно.