О Победе, и ветеранах.
Каким я помню праздник Победы.
Ощущение праздника начиналось как-то постепенно, задолго до него, и шло по нарастающей. Даже первомай воспринимался как репетиция к девятому. Солидарность трудящихся была все же абстракцией, назначенным для этого днем, в отличие от конкретной даты капитуляции Германии.
Радиоточка задолго до даты - транслировала песни военных лет, и воспоминания участников, от рядовых, до полководцев. Я и пацаном в те годы, редко смотрел телевизор, было просто некогда, хватало насущных забот. Но сериал «Освобождение» был исключением, он захватывал. Как раз в эти дни его и начинали показывать несколько лет подряд. И заканчивали в аккурат к празднику(может это и не ежегодно, но именно такое ощущение осталось). Ну и оформление города конечно. Большей частью никак не полиграфическое как сейчас, а сделано было вручную, Кистями и красками на щитах, витринах и стенах. Каждый артобьект был индивидуален, те, что не простые текстовые - можно было разглядывать до деталей. Не то, что сейчас, один большой тираж развесили, и каждый раз в разных концах города натыкаешься глазами на одно и тоже.
Но главное, - не то что было снаружи, а то, что читалось в глазах и на лицах, Ведь в в семидесятых большая часть страны знала о войне не как мы, родившиеся позже, по рассказам, фильмам, и книгам. Все эти источники информации лишь дополняли ощущение всей значительности этой даты. Состояние того мая, было у на лицах его свидетелей, и в веснах последующих лет, которые мое например поколение и еще застало. И неважно, где именно, - в тылу у станков, или на передовой, они были в то время. Она затронула всех людей старшего поколения, даже если был младенцем того времени.
Ну а девятого, с утра тех годов… Первым делом разумеется, парад на площади. Хоть не московского масштаба, но и уральский военный округ мог показать много интересного на брусчатке площади. Позже была и трансляция московского, по черно-белому телику, но это уже не так интересно. Массовых мероприятий в городском масштабе отчего-то не помнится, если и были, то по моему, стихийные. Для многих людей просто приехать в центр, погулять по скверам плотинки – было уже праздником. Ну а если кто приехал с баяном, так ваще, вокруг тут же формировалось локальное увеличение плотности гуляющих, где ритмично двигающиеся пары перемещались в броуновском движении в толпе. К этому времени мы стайкой пацанят уже обожравшись мороженого и сладкой ваты - лежали на газоне, как тюлени на гальке пляжа, и обмахивались передними ластами.
Самое же главное, начиналось вечером.
Салют. Его давали в моем детстве всего лишь десятком ручных ракетниц. Но это было событием. Было два варианта, на что именно пацанам смотреть. На небо, оккупировав крыши домов.(чердачные люки открывали заранее, долго возились с замками, а потом имитировали их закрытыми, и все это в условиях строжайшей конспирации), или второй вариант - присутствовать при звуковом оформлении.
На пустырь, между строящимся ДК «Уралмаш» и Белой Башней – привозили пушки. Самые настоящие! И давали холостые залпы.
Грохот раскалывающий, ударом кулака воздуха ощутимо продавливает ребра, над толпой плавно плывет, растворяясь в сумерках, уносимое ветром облако дыма. И глухо, как сквозь завесу, - звяканье стрелянных гильз, короткие команды, запах сгоревшего пироксилина…
Но самое главное начиналось позже, когда пушки были уже увезены, официальная часть закончилась, и наступало время тех, чей именно был день. В темноте на этом же пустыре зажигались костры.
Фронтовики сидели и стояли освещенные пляшущим огнем, на их кителях и пиджаках – в неверном свете костров поблескивали награды. По рукам шли быстро пустеющие бутылки и стаканы… Разговоры их резко отличались от речей на встречах со школьниками. И мы расставляли локаторы ушей за пределами освещенного круга, хоть нас наверное бы и не погнали, но все равно, при нас будут сдерживаться. Встречались знакомые лица, например - нашего школьного чертежника и изошника, и дядки, что жил в доме и напротив, что ничем особым не выделялся.
Большинство смыслов в разговорах было непонятным, ярко запомнилась только несколько. Одна из них была, наверное, шедевром разговорного жанра. О том, как рассказчик, еще молодым и необстрелянным принял в немецком магазине манекены за людей, а так как они игнорили его вопросы и окрики - решил вступить с ними в неравный бой, и понятное дело, вышел из него победителем… Причем он с первых слов держал публику в напряжении, ярко и сочно описывал свои чувства, страхи, переживания, и о том, как после того, как полмагазина истратил по силуэтам, все таки обнаружил, что это были манекены, и наконец-то употребил это слово как эпилог… Публика на протяжении рассказа сначала пребывала в догадках, почему супостаты оказались неуязвимы. А потом, когда все же выяснилось, слушатели начинали гомерически хохотать, или просто тихо улыбаться, в зависимости от сурьезности ранее. И никто не называл этого рассказчика обидными словами, так как на его груди, в аккуратненьком таком ряду наград не было юбилейных.
Когда разговоры подходили к концу, в дело шли песни. Те песни, которых мы пацаны - не слышали в официальных источниках, их не крутили по радио, и не выпускали с ними грампластинок. Слова в них были простые и бесхитростные, рифма часто хромала, а хмельные голоса порой немилосердно фальшивили. Но без той официальной с бравурности и помпезности, в них было столько вложено чувств… Тоски, надежды, какого-то странного отношения к собственной жизни, выраженного в чуть ли не наплевательском к ней,(но не так, сложно передать) и многого другого. Они словно были из другого мира, сделаны из другого материала, и отнюдь не теста, даже самого круто замешанного.
Несколько мотивов тех песен, я слышал намного позже, даже слова немного переделаны, исполнялись они группой «Каскад», уже моими ровесниками, на тему другой войны и в аранжировке более позднего времени, тексты адаптированы под другие события, но все равно узнается. Хотя может, я себя обманываю, память играет дурные шутки, и узнавание мне кажется, но не сказать об этом было бы ошибкой. Возможно дело и в том, примерно одна и та же обстановка в разное время вызывает именно такие мелодии и ритмы солдатских песен, авторов которых не сыскать, как народных.
Позже, уже в девяностых, когда жизнь немного вошла в стабильную колею, появилась возможность снова хоть как-то участвовать в празднествах вообще, не только по этому поводу – то был прямо таки поражен. Разница между тем что я помню, и тем, что вижу – была огромна. В эфире с апреля обрабатывали народ какой-то хлыщи, что болтали языком о том, что сейчас могли бы пить баварское пиво, и есть немецкие сосиски, и так далее. Сами общественные мероприятия в рамках города – даже не сравнить с теми советскими, как-то понуро и подавлено, хоть и дорого и масштабно…
К нулевым немного изменилось. Те же хлыщи уже пели осанну победе, да так, словно хотели ее испохабить официозом, при всех приличных по отдельности словах и фразах. А на массовых гуляниях, куда я сдуру поперся уже с сыном – было большое торжище, где торговали сувенирами и символами.
Тогда, еще до георгиевских ленточек – мелкому понравилось, для него это было все внове, не с чем сравнивать. А тут можно приобрести рогатый шлем викинга из пластмассы на детскую голову, и надувной молот Тора. И тому подобное. Все что угодно, кроме темы ВОВ… Праздник китайского производителя. В то же время хлыщам городского масштаба – ничего не помешало убрать краснознаменную группу с орденами города с Плотинки, исторического центра – к вокзалу. Вот словно кто-то решил, что орденам место не на груди, а, на штанах сзади. Пели фальшивую песню о реставрации орденской группы, и временности, но как только подходил срок – шли отвлекающие пассы фокусников, в виде вброса очередного храма вместо старого сквера, или других раздражителей, которыми можно замаскировать многое. Сейчас горожане отбиваются от очередного новодельного храма, что хотят воткнуть бельмом в городской пруд, насыпав там остров. Когда появились первые георгиевские ленточки,(вроде в 05-м…) уже примерно представлял, что это такое, ожидания частично оправдались, и то, что это всего лишь частично – уже обрадовало.
Гляжу на сегодняшнее – И мне кажется, что плохие ожидания не оправдаются еще в большей мере… Хлыщи уже сориентировались по ветру, и суют народу – решающую роль православной церкви в ВОВ, всех фронтовиков записывают оптом в верующие по факту их пребывания в окопах(по этой неподтвержденной теории, в которой лично они - не сомневаются. Это утверждение(про окопы, где все становятся верующими) произнес один профессиональный брехун, а своего личного мнения они не имеют, и вывести не могут, ибо знают об окопах только в смутной теории). И ВОВ для них – не победа, а лишь повод поговорить о своей вере, всем сунуть ее под нос, ваот и повторяют принесенное с этой инфопомойки. Они вступив в эту организацию - если и были способны на что-то, то потеряли свойства, необходимые для защитника отечества качества. Молиться можно и при оккупанте, что даже церкви им построит, как это происходило на Псковщине. Войнуха же – время материализма, как и последующее время восстановления и созидания. Люди по ее окончанию, не сняв тогда формы – сели за институтские парты, а вовсе не ломанулись массово в церкви…
И когда мне сломленный человечек впаривает что воевали такие как он,(расправляет вогнутую грудь) верующие, я хмыкаю… Он же – не так давно уверял, что среди ученых множество его братьев по вере… Но если посмотреть, на его лицо, мимику и манеру держаться, речь и смысл того, что он произносит, то видишь три поколения подсобных рабочих, причем два последних – запойные… Ну хочется человеку быть значительнее чем есть, вот и примеряет в своих фантазиях все достойное что видит вокруг.
И те утверждения, что мол война есть очистительное нравственное средство – можно назвать пропагандой войны. На авторе этого утверждения бы попробовать это средство, он быстро от религии бы избавился. Но он сам будет воевать лишь словом и пером, на медийном пространстве… Очищает – да, вот только не приближает к их религиям… Начинаешь ценить то что есть в мире хорошего особенно остро, и поэтому готов защтищать это хорошее, на которое и покушаются клерикалы, что мирно жить не могут. Абсолютное большинство верующих в руках оружия так и не подержали за всю жизнь.
Кто- там вякнул о Родионове? Хороший солдат, из религиозных таких не получается. Тот был просто правильным пацаном, который знал, что соглашаться со шпаной нельзя. Сделаешь одну уступку даже ничего не значащую… – не остановятся, и потребуют большего. Ну да речь не об этом меньшинстве… А о празднике…
Что же все таки радует.
На городском портале Е1 уже много лет пользователи без всякой адм. поддержки, без помпы, и рекламы, просто собирают средства, закупают подарки, как стандартные, так и индивидуальные(что предварительно выясняют) И самостоятельно развозят. Предоставляют фото и видеоотчеты, а так же финансовые. Не деля ветеранов на конфессии если таковые есть(что редкость) ни по каким-то другим параметрам.
http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=67&t=16808342&i=16808342
http://www.e1.ru/talk/forum/go_to_message.php?f=67&t=16278347&i=16282795
Вот так, не пачкаясь о хлыщей, не связываясь с чиновней, простые люди, как частные лица, так и юридические(ни разу не видел чтобы кто-то из поддерживающих фирм и контор участием козырял прилюдно) - просто без подсказок горе-идеологов вывели свою версию выражения признательности, никого не копируя. Уважаю…
Не… я понимаю, что организоваться людям сложно, люди словно чувствуют что что-то надо делать, но не знают как, и в меру возможностей, постят картинки в соцсетях. На городском портале организация вполне возможна без усилий, все друг друга знают в реале, многие вопросы решаются именно в нем, а инет как правило нужен был на первой стадии организации , а после - уже лишь для обьявлений и новостей… Та же схема организации была и по другому поводу, по помощи детдомам, уже на другой ветке того же портала.(в этом деле я больше в курсе, являясь ранее организатором, и кстати, не видел нир одного православного на наших мероприятиях, им некогда видимо, надо веру двигать)
На МП нужно что-то другое, в соответствии с другими условиями, разбросом в географии пользователей например… Там организовалось на одних условиях, здесь могут быть другие, надо только выяснить плюсы и минусы. И организоваться на иных принципах. Там прошло само собой, людям требовалось конкретное дело, для приложения сил, и требовался только толчок, идея… Когда брали интервью на очередной акции, на вопрос, почему мол мы это делаем, - был такой примерно ответ – лучше собираться по поводу добрых дел, нежели чем просто абстрактно «общаться», что обычно для многих тогда значило пиво и прочее… А по такому поводу – и пиво было забыто.
Так вот… О победе таки…
9 мая 45-го. Был только советским праздником. РФ – к нему имеет отношение опосредованно. Люди, что сражались на полях ВОВ – рассчитывали, что их дети и внуки будут жить в той самой стране, которую они защищали. И будут жить лучше их. Те, кто воевал за другую Россию, шли например к Власову. Мы – не уберегли то, за что они отдавали свои жизни. Позволили наследникам власовцев обменять ее на сто сортов их любимой колбасы, да возможность молиться публично, без общественного порицания.(порицание в обществе осталось, просто предпочитают не связываться) и тому подобные «ценности». Сильно мы перед ними провинились, и нам предстоит еще только сделать что-то значительное, чтобы как- то оправдаться, даже не перед ними, а перед собой… А та победа – уже не наша, а только того поколения.
Комментарии
Кто хочет поддержать ветеранов Донбасса, может это сделать:
http://zergulio.livejournal.com/4814394.html
http://zergulio.livejournal.com/4812824.html
" Мы – не уберегли то, за что они отдавали свои жизни. Позволили наследникам власовцев обменять ее на сто сортов их любимой колбасы, да возможность молиться публично, без общественного порицания.(порицание в обществе осталось, просто предпочитают не связываться) и тому подобные «ценности». Сильно мы перед ними провинились, и нам предстоит еще только сделать что-то значительное, чтобы как- то оправдаться, даже не перед ними, а перед собой… А та победа – уже не наша, а только того поколения. "
Очень сильно сказано!!!!
А вот к тем, кто ветеранов делит по какому-то принципу, у меня есть вопросы, хоть м чисто риторические. Впрочем у тех же обмылков с языка не сходят и верующие ученые и подобное....