Последний протест, который пытается игнорировать Москва: тысячи разгневанных дальнобойщиков
Протестующие дальнобойщики встречаются в Манасе, Дагестан. Они в ряду тысяч водителей грузовиков по всей России, которые протестуют против частной системы платных дорог, которой управляет друг президента России Владимира Путина. Ее цена, говорят дальнобойщики, отнимает у них большую часть и так невеликого дохода. (Дэвид Филипов/Вашингтон Пост)

МАНАС, Россия — Она протянулась от горизонта к горизонту, как огромная разноцветная механическая гусеница, и была зла, очень зла. Казалось бы, бесконечная череда грузовиков — гудящие клаксоны, рев мощных моторов, — создавала затор на узком шоссе, огибающем Каспийское море в своенравной южной республике Дагестан.
Их водители, которых были сотни, пытались достучаться до федерального правительства, которое, судя по всему, не замечает мелких гражданских протестов, — только присылает полицию и национальную гвардию в специальной экипировке. Попробуй-ка этого не заметить!
Дальнобойщики на этом недавнем протесте в Дагестане участвуют в национальной забастовке тысяч шоферов, которые говорят, что дорожный налог, который российское правительство только что увеличило, делает для них невозможным зарабатывать на жизнь. Водители, которые прекратили работу 27 марта, жалуются, что налог как минимум неэффективен и подозрителен, если учесть, что его собирает частная компания, связанная с президентом России Владимиром Путиным.
Как и многие участники всероссийских протестов против коррупции, на которые вышли 26 марта десятки тысяч людей, дальнобойщики говорят, что их требования экономические, а не политические. И несмотря на то, что протест против коррупции был событием одного дня, дальнобойщики все еще здесь.
Российские власти отнеслись к этому как к политическому вызову. Ожидается, что Путин будет выдвигаться в президенты в 2018 году, и Кремль всеми силами пытается продемонстрировать основательность его рейтинга одобрения, который не опускался ниже 80% за последние три года.
Также как и с антикоррупционными протестами, власти ответили дальнобойщикам тактикой запугивания и молчанием в СМИ. Организаторы забастовки были арестованы по, как они утверждают, сфабрикованным обвинениям, или без всякой причины — кроме желания властей продемонстрировать свою силу.
Это произошло в текущем месяце с Рустамом Малламагамедовым, представителем дагестанских дальнобойщиков, который не успел закончить пресс-конференцию, как сотрудники правоохранительных органов в штатском забрали его в местное отделение полиции, подержали его какое-то время и отпустили.
«Они просто пытались его запугать. Это распространенная практика», — говорит Надежда Прусенкова из «Новой Газеты», независимой московской газеты, которая организовала пресс-конференцию, и одним из немногих СМИ в российской столице, которое освещало забастовку. Государственное телевидение, где большинство россиян получают новости, проигнорировало протесты дальнобойщиков.
В Дагестане недостаток освещения ситуации — повод для беспокойства. Лидеры союза шоферов говорят, что более 30,000 дальнобойщиков прекратили работу; 4,000 грузовиков припаркованы вокруг придорожного города Манаса, фокусной точки протестов. Магомед Ибрагимов, который, как и многие протестующие в Дагестане, владеет собственным грузовиком и работает независимым подрядчиком, обозначил проблему.
«Мы платим и платим и платим везде, и все», — сказал он, потягивая самокрутку. «Я уже не вижу смысла работать».
Он стоял в веренице из порядка 300 грузовиков — в основном Volvo, несколько голландских DAF, необычный американский Freightliner, — припаркованных у магазинов и на парковке возле шоссе, которое соединяет Россию с Азербайджаном.
Ибрагимов выступал в минувшую пятницу, когда большинство владельцев грузовиков все еще совершали молитву. Мусульманская вера распространена в Дагестане, который остался в стороне от двух гражданских войн в соседней Чечне и пережил свой собственнyю затяжную волну исламизма вместе с безудержной коррупцией, бандитскими разборками и авторитарным местным правительством, которое отправило своих представителей на переговоры с протестующими, но в основном велело им не высовываться.
Дальнобойщики выступают против «Платона», системы сбора оплаты за пользование дорогами, где тяжелые грузовики должны платить за каждый километр. Она была впервые представлена в 2015 году. Тогда дальнобойщики протестовали, несмотря на заверение правительства, что сборы были необходимы для улучшения дорог, и что не было никакого кумовства в том, что компания, управляющая системой, принадлежит сыну влиятельного бизнесмена, который раньше был партнером Путина по дзюдо.
В этот раз дальнобойщики начали забастовку после того, как российское правительство объявило, что тариф «Платона» будет удвоен с 15 апреля. Правительство под руководством премьера Дмитрия Медведева смягчило удар в марте, временно повысив тариф на меньшую сумму — около 3,4 цента (0,38 руб) за километр.
Сумма не кажется такой уж большой. Но Ибрагимов говорит, что он проезжает 100,000 километров в год, что будет стоить уже $3,400 (192 тыс. руб). Его годовой доход, по его словам, в лучшем случае составляет $6,500 (367 тыс. руб). Если учитывать стоимость топлива и ремонта, можно смело говорить об убытке. Он и другие дальнобойщики решили, что лучше оставаться дома в знак протеста, чем работать.
«Если этот Платон не аннулируют, я не вижу смысла», — сказал Ибрагимов.
Дальнобойщики — не единственные, кого затронула забастовка в Дагестане. Шамиль, капустный фермер, который попросил, чтобы его фамилия не называлась, потому что он боится мести — что вполне понятно, если учитывать количество полиции и войск национальной гвардии, — сказал, что он испытывает сложности с доставкой своих товаров на рынок с началом забастовки. Дагестанские дальнобойщики перевозят скоропортящиеся фрукты и овощи в другие регионы России, и Шамилю проще найти покупателей, когда дальнобойщики работают.
Но он поддерживает забастовку. Он пьет чай в придорожном кафе, где молочная продукция, закуски и освежающие напитки поступают в Дагестан на грузовиках.
«То, что происходит с дальнобойщиками, касается всех нас», — говорит он.
Так же говорят и дальнобойщики во Владивостоке на Дальнем Востоке, в Санкт-Петербурге на севере, по всей Сибири и на Волге, в пригороде Москвы.
Протест охватил более чем 60 городов, сообщил Илья Шаблинский, член российского президентского совета по делам гражданского общества и правам человека. Он сказал, что обсудил жалобы дальнобойщиков с Путиным, «но президент дал размытый ответ».
Дальнобойщики говорят, что понимают, что должны платить налоги, однако они осуждают систему Платон как непрозрачную.
«Мы хотим знать, куда идут деньги», — говорит Андрей Бажутин, председатель одного из российских союзов дальнобойщиков, которого арестовывали дважды с тех пор, как начались протесты. «Нам не нужна коррумпированная система».
Компания, которая управляет «Платоном», запросила комментарий от Росавтодора, правительственной организации, которая мониторит российские дороги.
Спикер агентства Дмитрий Игнатьев сказал, что проблема не в системе «Платон», которую он описал как типичную для европейских стран систему сбора пошлин. Все собранные деньги идут прямо в дорожный фонд, говорит он, и выплаты правительства поставщику услуг «полностью прозрачны».
Против системы «Платон», по его словам, предприниматели, которые уклонялись от налогов и указывали меньшую цену за свои услуги. На шоферов предприятий, которые работают легально, «Платон» не повлияет, говорит он.
Камал Магомедов, местный дальнобойщик, сказал, что последнее высказывание касается только больших компаний. Но дальнобойщики, работающие на себя, и маленькие компании, утверждает он, несправедливо нагружены налогами.
«Ничего, кроме отмены «Платона», не заставит нас прекратить забастовку», — сказал он.
Перевод Киры Тверской
Комментарии
Путин аки царь Мидас...к чему не прикоснется - все в ОРДЛО превращается...
Вон в Сирии - так активно останавливал на дальних подступах злодеев, что злодеи метров Питере взорвали прямо в его присутствии...после чего даже на Сахалине появились...
Отдал было иудеям на откуп сбор дорожной дани - опять ничего не выходит...
Единственное достижение Путина - своих кремлевских иудеев-хабадников из Клуба друзей Путина - от налогов освободил...
Предлагаю раз уж с дорожными сборами не выходит - Путину надо кремлевским иудеям отдать на откуп сбор других налогов...например подоходного...
Как я заипался жить в эпоху перемен!
Когда же мы просто жить начнем? По-человечески...
А не тварями дрожащими.
А хлебушек у дальнобойщиков и так не сладкий, крутятся, чтобы семьи прокормить.Вы и это у них отнять хотите?
А, ведь, следующего в оборот могут взять тебя.
Нет, не как нациста, нацики пока нужны. Скажем, как собственника жилья, дачи, гаража, ремесла...
Но позвольте спросить: что конкретно у вас украли дальнобойщики?