Интервью с Вадимом Прохоровым, адвокатом семьи Немцовых

23.04.2017

Суд над подозреваемыми в убийстве Бориса Немцова пока не закончен.

Для адвоката семьи Немцовых Вадима Прохорова завершение это дела – больше, чем профессиональная задача. 

— Вы – адвокат семьи Немцова. Что это значит, какова роль семьи Немцова и, следовательно, ваша, в процессе?

— Я был адвокатом самого Немцова, с 2001 года и до самого конца, и для меня это – главное. Сейчас я и Ольга Михайлова – моя уважаемая коллега, очень известный адвокат, специалист по Европейскому суду, – представляем в процессе интересы Жанны Немцовой, которая, как и другие члены семьи, признана потерпевшей.

— Так всегда бывает – когда происходит убийство, то ближайшие родственники погибшего признаются потерпевшими?
— Да, почти всегда, это обычная практика.
Представительство интересов потерпевших включает разные направления... 

— Значит ли это, что вы ведете собственное расследование, или вы лишь взаимодействуете со следствием в отношении тех действий, которое оно предпринимает, и материалов, которыми оперирует?

— Возможности собственного расследования крайне ограничены... 
Совершенно очевидно, что 2-я часть 105-й статьи Уголовного кодекса, пункты «ж» и «з»,  – здесь может быть использована с очень большой натяжкой...

 Но во многих странах существует специальный состав преступления – убийство людей за их профессиональную и общественную деятельность.

- В России такой состав тоже есть: статья 277 Уголовного кодекса, «Посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля», которую мы и требовали здесь применить. Нам отказали.

Почему – четко объяснил прокурор полковник Антипов на предварительном судебном заседании в июле 2016 года. Вероятно, что в верхах на уме, то у Антипова на языке, цитирую близко к тексту: «Мы не можем позволить, чтобы убийства разного рода оппозиционеров квалифицировались как посягательства на жизнь государственных и общественных деятелей»...

— А зачем нужна переквалификация, какая разница, по какой статье это проходит?

— Действительно, по обеим статьям предусмотрено наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Есть, однако, разница в минимальном возможном сроке наказания...

Ну и, наконец, просто надо называть вещи своими именами.

Если человек убит за политическую деятельность, не надо вести это дело так, будто речь идет о бытовом убийстве.

А Немцов убит, конечно, за политическую деятельность – а за что еще?

— Были ли еще ходатайства, оставшиеся без ответа?
— Еще 22 апреля 2015, когда следствие вел опытный и хваткий следователь Краснов, ныне заместитель главы Следственного комитета, мы заявили ходатайство о проведении следственных действий и допросов в отношении ряда высших должностных лиц – в основном, на тот момент, из Чеченской республики.

Заур Дадаев, Анзор и Шадид Губашевы, Темирлан Эскерханов и Хамзат Бахаев на заседании суда по делу об убийстве Бориса Немцова в Московском окружном военном суде. (с) Михаил Воскресенский / РИА Новости. Все права защищены

       Начали с Руслана Геремеева, командира батальона в составе полка «Север», в котором служил один из обвиняемых на текущем процессе Заур Дадаев, и родного дяди Руслана, члена Совета Федерации от Чечни Сулеймана Геремеева.

Далее – кузены Руслана Геремеева братья Делимхановы. Тогда шла речь про двух братьев, Адама – это правая рука и официальный преемник Кадырова, и Алибека, командира полка «Север».

Но сейчас я понимаю, что, возможно, следовало бы уделить внимание и третьему брату, Шарипу Делимханову, в чьем подчинении находился Беслан Шаванов. Шаванов – еще один фигурант дела, друг и коллега Заура Дадаева.

Они профессиональные бойцы, прекрасно владеющие оружием, и друзья.
Как известно, в начале марта 2015 Беслан Шаванов был убит.
Официальная версия – что он подорвался на гранате в Грозном при задержании.

- В ходе судебного разбирательства нам все-таки удалось вызвать Алибека Делимханова, правда, оказалось, что он страдает тяжелейшей формой амнезии и не помнит вообще ничего из того, что происходило в полку два года назад.

Разве что все-таки вспомнил Дадаева – мол, да, был такой. Еще он подтвердил родство с Геремеевым, что, впрочем, мы и так знали, и рассказал, что, оказывается, его подразделение полка «Север» участвовало в задержании Беслана Шаванова.

У меня нет никаких сомнений в том, что гибель Шаванова неслучайна, и что было принято решение никого по этому делу с территории Чечни не выдавать.

Посмотрите, кто сейчас на скамье подсудимых:

Братья Губашевы, Анзор и Шадид, как и Заур Дадаев, были задержаны в Ингушетии, еще один подсудимый, Темирлан Эскерханов – в Москве в квартире, оформленной на имя Артура Геремеева, а по факту принадлежащей Руслану Геремееву [Артур – племянник Руслана], а Хамзат Бахаев – в Подмосковье.

Я думаю, это очень показательно.

   Итак, мы с Ольгой Михайловой ходатайствовали о производстве следственных действий и допросе в отношении Руслана и Сулеймана Геремеевых, Адама и Алибека Делимхановых, а также гражданина Рамзана Кадырова.

А ведь, по некоторым данным, вскоре после убийства к Адаму Делимханову в Думе подходили люди, жали руку и поздравляли с успешно выполненной операцией – по крайней мере один из депутатов мне это рассказывал.

Хотя, с моей точки зрения, и не Адам является конечным заказчиком. Одним из организаторов – да, я в этом убежден.

— Потому что понятия «правая рука» и «конечный заказчик» друг с другом плохо совместимы?
— Да. Хотя вопрос, кто же конечный заказчик, открыт, там тоже есть варианты.

Возвращаемся к организаторам низшего звена: в ходе судебного следствия полное подтверждение получило, что – цитирую одного из ключевых свидетелей Зарину Исоеву, которая была горничной, или уборщицей у этой компании в Москве, – «старшим у пацанов» был Руслан Геремеев.
А никакой не Руслан Мухудинов, водитель Геремеева и такой же исполнитель и чуть ли не на побегушках, которого сейчас пока пытаются выставить главным организатором, – дескать, это он нанял Дадаева и остальных за 15 миллионов рублей.

— Где Геремеев? Он в розыске?
— Официально он не в розыске. По моим данным, при появлении его в поле зрения правоохранительных органов, во всяком случае в Москве, он должен быть доставлен, на него стоит так называемый «маячок», но официально он в розыск не объявлен. И это прискорбно и возмутительно.

— То есть он может как ни в чем не бывало жить в Чечне?
— А этого никто и не отрицает, по Чечне он перемещается свободно. Ну, может на телевидении не появляется, ему это и не надо, но живет достаточно спокойно.

— А Мухудинов, жив ли он вообще?
— Неизвестно. Мухудинов человек не из влиятельного круга, и его судьба мало кого интересует, но вряд ли кому-то он до такой степени поперек дороги.

Нам, конечно, интересно его местонахождение, мы считаем, что он тоже причастен к убийству, но на уровне исполнения либо самого-самого нижнего звена организаторов.

— Как обстояло дело с удовлетворением ходатайств о вызове в суд людей, которых вы назвали?
— Игорь Краснов, при всем уважении к нему, удовлетворил ходатайство только в отношении допроса Руслана Геремеева, чье местонахождение неизвестно.

В материалах дела есть издевательский ответ то ли от участкового, то ли от сотрудника СКР из Чечни, где написано, мол, я приходил к его дому, постучал в калитку, мне никто не открыл и я ушел.

Далее по мере накопления информации, которая имеет как официальный, так и неофициальный характер, через несколько месяцев мы заявили ходатайство о допросе ближайшего «протектора» и друга Кадырова в Москве.

Это глава Росгвардии генерал Виктор Золотов.

Я так понимаю, что если Путин недоволен какими-то действиями Кадырова, ходатаем за Кадырова перед первым лицом всегда может выступить господин Золотов.

Интересная личность, стоял с Ельциным на танке в 1991 году, а рядом стоял его тогдашний начальник Коржаков, который его, кстати, терпеть не может и публично называл негодяем, хотя сейчас старается больше так не говорить.

Потом Золотов был начальником охраны Собчака, а с 2000 по 2013 возглавлял личную охрану Владимира Путина, являясь при этом замначальника ФСО.

Как я понимаю, Золотов и по сей день «с ногами» сидит в ФСО, такой же его вотчине, как и Росгвардия...

Разумеется, в этом ходатайстве о допросе Золотова нам тоже было отказано.

Хотя есть и формальные основания для привлечения Золотова к следственным действиям. Он возглавляет Росгвардию, в составе которой служил Дадаев.

По сути, Золотов – не непосредственный, но начальник Дадаева и Геремеева.

— А как следователь Краснов объяснил отказы?
— Внятного объяснения не было. Следователь же вроде как самостоятелен в своей деятельности…

Через неделю после нашего ходатайства о допросе Геремеевых, Делимхановых и Кадырова генерала Краснова с этого дела сняли – причем сняли по-византийски, отправив на повышение.

Не потому что он диссидент или сильно симпатизирует либералам, да боже упаси! Но у него бульдожья хватка, и на фоне общей низкой квалификации СКР он выделялся...

Полностью читать тут :

https://nemtsov-most.org/2017/04/23/vadim-prokhorov-i-do-not-play-hero-but-for-me-it-has-become-a-deeply-personal-matter/