Юрий Алексеев: ложь Солженицына
Мой отец-фронтовик был убежденный сталинист. А я до 30 лет был с этой точки зрения — никто, пишет латвийский публицист Юрий Алексеев на портале Imhoclub.lv

Разговор сталиниста с солженистом. Про «ни за что посадили»…
«Политика и история меня совершенно не интересовали. Историю КПСС я сдал в вузе на четверку, занудно перечислив экзаменатору с десяток цифр из достижений какой-то пятилетки (с цифрами у меня в голове всегда порядок). И поскорее забыл. Я был — радиоинженер, и первую половину жизни провел за чтением «стрелки осциллографа».
Но политика, а затем история все-таки влезли в мою голову сами, без мыла. Началась «перестройка». Работы стало меньше, и появилась невиданная доселе «запрещенная литература». О! Солженицын — великий и ужасный «Архипелаг ГУЛАГ». Удивленный таким чудом, я прочитал его от корки до корки.
Далее пошла жесть — лагерная проза Шаламова и Гинзбург. Советский Союз бывшую запрещенную литературу читал взапой, передавая из рук в руки. И был шок: как такое могло происходить в нашей милой стране, где «всё для народа», где «человек проходит, как хозяин»…
А потом появились эпигонские произведения от тех сочинителей, кто сам не сидел, но ему как бы «рассказал старый политзаключенный». Там уже пошел полный трэш — описания массовых пыток (с рисунками), массовых казней, рассказы про могильники, где зарыты миллионы-миллиарды трупов… Вся страна покрылась костями и черепами. О, эти страшные буквы «НКВД»!
Запевалой разгула гласности был журнал «Огонёк» под редакцией, на минуточку, кавалера ордена Октябрьской Революции, лауреата премии Ленинского комсомола, члена КПСС с 1967 года, украинского писателя Виталия Коротича. Осиновый кол ему в жопу! (Прим. автора.)
Журналу «Огонёк» верили, поскольку он выходил под торговой маркой издательства «Правда».
Не удивляйтесь — таки да, «Правда». А как не верить самой «Правде»?
И я поверил. И я стал «солженистом» — то есть тем, кто поверил Солженицыну и журналу под торговой маркой концерна «Правда».
Тяжело мне было с отцом-сталинистом…
На этот период пришлись мои самые горячие споры с отцом-сталинистом. Я ему показывал очередной разоблачительный опус из «Огонька» и спрашивал: бать, так ты всё еще считаешь Сталина великим руководителем страны? Он же — полнарода в лагеря упёк, а остальных — уморил. Вот же ж написано!
Бате трудно было ответить мне аргументированно, с цифрами. Он их просто не знал. Но как практик он понимал, что это — ложь. (Отец после войны 15 лет работал следователем по военным преступникам — то есть в основном с теми, кто проходил по той самой пресловутой 58-й «политической» статье.)
Он мне просто говорил: «Юрка, не верь, это — ложь». И иногда рассказывал кое-что из своей практики.
Батя умер 22 года назад, так и не доспорив со мной.
А я — с ним.
К тому времени на рынке «разоблачений» произошло насыщение. Народ бывшего СССР, убедившись из «надежных источников», что Сталин действительно расстрелял 100 миллионов (или миллиардов — какая разница?), причем 50 — лично; что при Сталине половина страны сидела, а остальная половина — охраняла; что еще 200 миллионов (или миллиардов) умерло от голода; что всю промышленность у нас построили рабы, которые потом утопили Гитлера в собственной крови, а Королев запустил Гагарина только потому, что ему сломали в ГУЛАГе челюсть, — успокоился.
Настало затишье.
И в этой тишине начали появляться серьезные исследования. Открылись архивы, там стали копаться занудные историки и вытаскивать на свет реальные документы. А документы сии оказались далеко не столь эпическими, как кликушествовал журнал «Огонёк».
Далеко не столь…
Историки стали издавать книги, где рассказывали — как, сколько, когда, где, почему…
Но тираж журнала «Огонёк» был 4,5 миллиона, а книги историков редко выходили тиражом более 500 экземпляров… Кто их читал, кроме самих историков?
Потом начался интернет, и в разных местах Сети, где иногда собираются взрослые люди, начались споры «сталинистов» с «солженистами». Первые — это обычно, как я, технари. Занудные, читавшие много разной документальной «муры». Вторые — прочитавшие «Архипелаг ГУЛАГ» (не до конца) плюс кучу эротических статеек про «пытки в ГУЛАГе», очень эмоциональные товарищи…
Как это обычно происходит
"Солженист: — А-а-а! Сталин посадил в ГУЛАГ 100 миллионов человек!
Сталинист: — В ГУЛАГе в самые суровые годы репрессий сидело около 2 миллионов, вот цифры, вот ссылки, вот исследования — одно, второе, третье, вот документы, справки. Их уже не оспаривает даже «Мемориал».
Солж. (почитав немного): — А-а-а! Тебе двух миллионов заключенных мало? Проклятый садист, упырь!
Стал.: — Да, это немало. Но в тюрьмах США, по данным на 2016 год, сидит 2,2 миллиона. И это — в сытой богатой Америке, где войн-революций не было уже два века… Вот данные…
Солж. (почитав немного): — А-а-а! В СССР сидели политические! Невинные! Уголовники гуляли на свободе!
Стал.: — Если считать «политической» 58-ю статью, то вот цифры: в самые суровые годы репрессий по 58-й сидело 400-450 тысяч, то есть около 20%. Остальные 80% — реальные уголовники. Вот данные…
Солж.: — А-а-а! Тебе полмиллиона невинно посаженных мало? Полмиллиона сидело только за то, что были несогласны с твоим Ста-а-алиным!
Стал.: — Вообще-то 58-я «политическая» статья охватывала большой спектр преступлений. Там было 14 пунктов. По ней проходил и шпионаж, и терроризм, и бандитизм… Те преступления, за которые и сейчас в самых ласковых странах сажают на длинные срока… Чисто идеологических пунктов, типа «контрреволюционная агитация», там всего три… Так что не все, пожалуй, проходившие по 58-й, были невинными жертвами…
Солж.: — А-а-а! Но невинные были! Они там в ГУЛАГе все умерли! Это были — лагеря смерти! Там всё усыпано костями!
Стал. (покопавшись немного в цифрах): — Вот график смертности в ГУЛАГе по годам. За исключением двух военных лет смертность заключенных не превышает среднюю по стране…
Солж. (уже не заглядывая в предложенный документ): — А ты читал Шаламова? Ты читал Гинзбург? Ты читал Солженицына? Ты знаешь, за что их посадили? Ни за что! Тебе этого мало? Их всех НИ ЗА ЧТО посадили!.."
Про «ни за что посадили»…
Эх, да. Читал я их всех, много читал... И книги, и биографии их заодно прочитал. И вычитал я в них, что Шаламов и Гинзбург были участниками тайных антиправительственных троцкистских кружков (они этого и не отрицали).
А кто такие были троцкисты в то время?
Ну… Примерно то, что сейчас называется — сторонники ИГИЛ — весьма упоротые фанатики, грезящие Мировой революцией.
Шаламов и Гинзбург были — дети неразумные? Не спорю. Но киевскому майдану массовку тоже обеспечили абсолютно неразумные «онижедиты». Мы это видели только вчера…
Власти наказали Гинзбург и Шаламова неадекватно жестоко? По нынешним стандартам — да. Но в первой половине прошлого века и стандарты гуманизма были иные. И не только в СССР — везде…
С Солженицыным же история вообще странная. Арестовали его за то, что он писал своим друзьям с фронта письма, где ругательски ругал Верховного главнокомандующего — Сталина (прекрасно зная, что военная цензура их читает). И обещал после войны организовать «общество истинных ленинцев»…
По поводу такой его «смелости» идет много споров, но я замечу, что письма сии он писал, будучи офицером Красной армии. И я лично не могу себе представить спецслужбу хоть одной страны мира, которая во время войны не арестует такого своего офицера-вольнодумца…
Ну да ладно. Хотите канонизировать Шаламова, Гинзбург и Солженицына — хрен с вами. Молитесь и дрочите на них.
Прости, отец-сталинист…
Мой папка умер, не дожив две недели до 70-ти. Четыре военных ранения и контузия здоровья ему не прибавили. Плюс было еще пятое ранение: на очной ставке, уже в начале 1950-х, когда он, следак МВД, допрашивал двух карателей-бандеровцев, один из них воткнул ему заточку под мышку (метил в сердце — промахнулся)…
А дико пострадавшие от РЫЖЫМА Солженицын, Гинзбург и Шаламов прожили соответственно 89, 73 и 75 лет. Колыма-а-а! А-а-а! Прилично пожили товарищи диссиденты, трудно назвать их жизнь скоротечной.
Мой папка три года «отдыхал на фронте», когда эти господа и госпожи дико мучились в ГУЛАГе на не сытной, но достаточной для функционирования организма пайке. Причем в ГУЛАГе не стреляли минами по баракам. А мой папка, сержант-минометчик, в это время защищал свою страну, полил кровью весь свой военный путь от Днепра до Берлина.
В это время диссиденты дико страдали на лагерных шконках, вынашивая свои будущие книги про свои страдания от клятого Сталина.
А великая страна тогда воевала, гибла миллионами, чтобы победить в страшной войне на уничтожение… Статистика: поколение моего отца, мальчишки 1923-25 годов рождения, исчезли в той войне почти полностью. А шаламовы-солженицыны-гинзбурги отлично выжили. И потом еще прожили много дольше моего, случайно уцелевшего отца-фронтовика-сталиниста…
И понаписали книг, даже нобелевских, лауреатских. Фильмов по ним снимают, спектаклей ставят, песен поют… А те, кто погиб в эти годы, — ничего такого нобелевского-лауреатского-ура не написали. Не успели — погибли.
Как-то так…»
Юрий Алексеев
P.S.:
Из обсуждения статьи
"Давайте проведем один несложный мысленный эксперимент, который сразу расставит все по своим местам.
Представим, что сейчас появится политический лидер, имеющий желание и возможность навести порядок. Ну, хотя бы гипотетически, хотя бы пофантазируем.
Представим, что правосудие заработало, и все, кто привыкли смачно плевать на закон, отправились «дорогой длинною»…
Представили?
Так сколько тогда сядет «предпринимателей», «эффективных собственников», топ-менеджеров и прочей шушеры, которая благодаря взяткам и связям оборзела окончательно?
Сколько сядет представителей «правоохранительных органов», которые уже стали страшнее любых бандитов?
Сколько сядет бандитов, как теперешних, так и бывших, ставших ныне депутатами и банкирами?
Сколько сядет «деятелей искусства», которые пилят деньги, выделяемые на это искусство, как стая пираний карася?
Сколько сядет военных чинов, поучаствовавших в развале и распродаже армии и флота?
Сколько «этнических диаспор» из крупных городов поедет вместо валить лес в холодную Сибирь?
Сколько сядет «государственных деятелей», которые через жен, детей и внуков, друзей, друзей друзей, пилят бюджет и строят себе замки, покупают яхты, самолеты, уникальные картины и эксклюзивные музыкальные инструменты на необъяснимые доходы и через благотворительные "откатные" фонды?
Сколько сядет «ученых» из Сколков, Роснано и других «храмов науки», кто гонит мыльные пузыри за реальные деньги, про чьи беспардонные хищения уже написаны тома разоблачительной литературы?
Да Сибирь и Арктика треснут от такого наплыва новожилов!
Причем у всех у них окажутся гроздья безутешных родственников, которые затянут долгий плач по этим «невинно пострадавшим».
Ведь «все так делали, кто же мог знать?»
Ведь «у нас дочка на выданье, сына-оболтуса надо пристроить в престижный ВУЗ, а к нему на не на Феррари не подъедешь! Так за что, Господи?»
Но, несмотря на все эти причитания, простой народ наверняка не высыплет на улицы против такого «нового 37-го», а скорей устроит демонстрации в поддержку таких мер – ибо замучили ворюги!
А теперь вопрос: как это будет выглядеть лет этак через пятьдесят-семьдесят?
Откройте любую статейку про «ужасные сталинские репрессии» – там уже все написано.
Все эти посаженные и ссыльные "приХватизаторы", эффективные менеджеры, воры, проходимцы, комбинаторы, опишут страшные репрессии по отношению к ним, "уму и чести нации", невинным, притесненным и обиженным властью.
Но будет ли для нас теперешних такая чистка сущим кошмаром?
Да нет, скорее будет прекращением того воровского кошмара, который душит нас, лишая надежд на светлое будущее и справедливое настоящее."
Комментарии
Вспыхнувшая вдруг необузданная клевета, запущенная во всеприемлющий Интернет, оттуда подхваченная зарубежными русскоязычными газетами, сегодня перекинувшаяся и в Россию, - а с другой стороны оставшиеся уже недолгие сроки моей жизни - заставляют меня ответить. Хотя: кто прочел мои книги - всем их совокупным духовным уровнем, тоном и содержанием заранее защищены от прилипания таких клевет.
Новые нападчики не брезгуют никакой подделкой. Самые старые, негодные, не сработавшие нигде в мире и давно откинутые фальшивки, методически разработанные и слепленные против меня в КГБ за всю 30-летнюю травлю, - приобрели новую жизнь в новых руках. С марта 2003 началась единовременная атака на меня - с раздирающими «новостными» заголовками.
Вот Солженицыну возвращаются его ложь, его фантазии,его откровенная клевета.
В каком месте Солженицын говорил, что это его предположения, рассуждая о масштабных репрессиях?
У него эти данные звучат как приговор, а не как предположение!
Вы хотя бы читали тот текст, о котором рассуждаете?
Это так сложно ответить?
Мужик! У тебя что то с мозгами не в порядке...
Комментарий удален модератором
Русофобам
Так в чём теперь виновны мы
Народ неправедной Европы?
Века, как пальцы сплетены.
Урок не впрок, напрасен опыт.
Все вы, клянущие Россию,
Защиту вы искали в ней.
Себя считавшие мессией,
Запутались в клочках ролей.
Уж в битвах вы б не раз сгорели
Без этой жертвенной страны.
Покой и мир вам надоели,
Ваш клич войны из тишины.
Спасён очаг цивилизаций
И был низвержен ужас зла.
В лесу словесных махинаций,
Европа солнце прокляла.
Оставьте нас, чего ж вам надо?
Избавьте от бесстыжих глаз.
На это озорное чадо
Душевных сил иссяк запас.
Впредь не просите, русофобы,
Неблагодарные народы.
Вас ждёт палач греховной злобы.
Грядите же под мрака своды.
Что касается русофобства, отрицание Солженицына - не синоним русофобства, он нанес непоправимый ущерб стране и народу, принимая посильное участие в разрушении страны, сидел в Вермонте и исходил на дерьмо...
Еще напомню об его позорной неблагодарности Новому миру, Твардовскому и Лакшину, которые его вытащили из безвестности, а он их же и обосрал
Мои слова
"Если повесился,значит скорее всего виноват был."
Клевета на великого,русского писателя это признак русофобства.
Солженицин не виноват,что его выслали из страны.Величие человека не уменьшается от того,что над ним расправились власти во времена ига безбожного.Власти приходят и уходят,а гении остаются с нами навеки.
Родина отправила его в ГУЛАГ на 15 лет... его документы оказались утеряны. Через десять лет его опять забрало КГБ... чтобы вручить крест де Голля. Помню его слова - "Там невиновных не было"
Отец, которого лишили должности и званий как врага народа из-за деда (служил в СМЕРШ), страшно ненавидел Солженицина.
Будет будущее.
Но, как говорят... "вначале была война". Другого пути нет.
""Повоевав" в частях ВНОС (по сути - сущая, халява по сравнению с другими) и подойдя к границам издыхающего Рейха, и дурак бы понял, что потери в боевых частях в последниие месяцы войны будут огромны, а потребности в слуховой разведке среди тотальной стрельбе всего и вся будет нулевая, а значит капитану никак не избежать командования штурмовым батальоном. А учитывая его "боевой" опыт - жить ему было от нескольких минут до нескольких дней. Выжить без тяжелых увечий - шансов почти нет. Дезертировать - расстрел. И тогда он накатал маляву (смешно думать, что он не знал о 100% перлюстрации писем), достаточную для того, чтобы доставили на Лубянку, но не расстреляли, а потом и вовсе оставили стукачом...."
http://maxpark.com/community/4109/content/5784118#comment-87767219
Но что нашему эксперту точно известно: «На передовой Солженицын никогда не был. Он командовал батареей звуковой разведки, которая располагалась...» - где бы, вы думали? - даже и «в 5-м эшелоне». Хоть где-нибудь и своими мозгами поработал бы Дейч. Для того чтобы мембранные звукоприемники воспринимали бы выстрелы даже отдаленных пушек, а тем более и слабые звуки минометов - они должны дугой располагаться от переднего края нашей пехоты - обычно в двух, но не далее трех километров. И чтобы первым услышать дошедший звук выстрела - и по нему включить записывающий центральный аппарат - «Предупредитель» (наблюдательный пункт) батареи должен находиться на уровне пехотных окопов, а чуть зазевайся - звукоприемники уже могут пропустить сигнал.
Я не нанимался проводить для Вас ликбез по этому вопросу.
Гугл и Яндекс Вам в помощь
Значит ложь все же заразна.
Мое неприятие Солженицына связано с простым: в Архипелаге есть глава - "Кенгирское восстание", там он оболгал майора Макеева Алексея Филипповича. Макеев был нашим преподавателем в школе - географ, мы его любили.
После выхода Архипелага, Макеев, не имея возможности ответить на клевету, повесился.
Тут Виткевич снова выступал по западному радио, тут прижало КГБ и моего школьного друга Кирилла Симоняна, хирурга, заставило его написать лживую брошюру обо мне.
Не о нём ли?
«В «Архипелаге», и не только в нем, я не щадил себя, и все раскаяния, какие прошли через мою душу, - все и на бумаге... В этом ряду я не поколебался изложить историю, как вербовали меня в лагерные стукачи и присвоили кличку, хотя я ни разу этой кличкой не воспользовался и ни одного донесения никогда не подал7. Я и нечестным считал об этом бы умолчать, а написать - интересным, имея в виду множественность подобных вербовок, даже и на воле. Я цель имел во всей книге, во всех моих книгах показать: что можно из человека сделать. Показать, что линия между Добром и Злом постоянно перемещается по человеческому сердцу. А у ЦК и КГБ не только этого уровня понимания нет и не было, но даже нет простого образумления: с чем можно высунуться, не влипнув (как моя «переписка» с Ореховым, или как грубая их подделка «доноса» 1952 года). У КГБ если что и красное - то пальцы, то руки по локоть, отнюдь не щеки».
Даже самые упертые диссиденты, которым твой кумир и в подметки не годится, писали:
"Метили в коммунизм, а попали в Россию".
Твой кумир несет такую хе ответственность за развал страны, как Горбачев, Яковлев и иже с ними. Не волнуйся, придет время и его выкинут из могилы в Донском монастыре
Вспыхнувшая вдруг необузданная клевета, запущенная во всеприемлющий Интернет, оттуда подхваченная зарубежными русскоязычными газетами, сегодня перекинувшаяся и в Россию, - а с другой стороны оставшиеся уже недолгие сроки моей жизни - заставляют меня ответить. Хотя: кто прочел мои книги - всем их совокупным духовным уровнем, тоном и содержанием заранее защищены от прилипания таких клевет.
На кого работаете? На зарубежье?
Кто ему Нобелевскую премию дал не забыли?
Где и на чьи деньги издавались его книги, которые потом контрабандой везли в СССР?
У внезапно случился склероз, да?