Товарищ Керенский

На модерации Отложенный

Александр Керенский, 21 августа 1917 года

"Исторической задачей русского народа в настоящий момент является задача уничтожения средневекового режима немедленно, во что бы то ни стало. Как можно законными средствами бороться с теми, кто сам закон превратил в оружие издевательства над народом? С ними есть только один путь борьбы – физического их устранения".

Так в начале 1917 года, в первые дни Февральской революции, гремел с трибуны Государственной думы один из самых известных ее депутатов – 35-летний Александр Федорович Керенский. За несколько последующих месяцев он успеет стать полновластным правителем России, кумиром толпы, врагом правых и крайних левых, неудачливым полководцем, а затем и проигравшим политиком. Большевики, свергнувшие возглавляемое Керенским Временное правительство, по сути дела, исповедовали ту же революционную философию, что и министр-председатель (так звучал его официальный титул), но применяли ее на практике куда более последовательно и беспощадно.

Талантливый юноша из Симбирска (в гимназии, директором которой был отец Керенского, учился Владимир Ульянов) стал адвокатом и быстро получил известность благодаря успешной защите обвиняемых на ряде политических процессов. Он увлекся политикой и был избран в Государственную думу, где возглавил умеренно левую фракцию "трудовиков". Керенский прославился как убежденный противник самодержавия и в дни Февральской революции был одним из наиболее активных думских политиков, которые поддержали массовые выступления и способствовали краху монархии.

Так начался взлет Александра Керенского к вершине власти. С марта 1917 года он – министр юстиции во Временном правительстве, позднее – военный и морской министр, а после июльского мятежа в Петрограде, Керенский становится министром-председателем. Но падение, как известно, оказалось столь же стремительным, как и взлет. Роковую роль, по мнению большинства историков, тут сыграли два события: июньское наступление русских войск, после краха которого армия начала стремительно разваливаться, и странная интрига с выступлением войск генерала Корнилова в конце августа 1917 года.

По поводу "корниловского мятежа" историки спорят до сих пор. Был ли Корнилов обманут Керенским, поначалу призвавшим лояльные войска в Петроград, чтобы покончить с хаосом, в который вырождалась революция, – но затем испугался, что Корнилов отстранит его от власти, и пошел на сговор с Советами, критически ослабив собственные позиции? Или же Корнилов все-таки был мятежником, а Керенский пытался спасти страну от правого переворота и неизбежной в таком случае гражданской войны?

Вот как в конце своей долгой жизни – он умер в Нью-Йорке в 1970 году – вспоминал о стоявших перед ним трудностях сам Александр Керенский:

– Мы, люди, которые случайно или не случайно оказались во главе России тогда, были в трудном, почти безвыходном положении. Потому что в наших руках не было никакой административной власти, и надо было создавать, восстанавливать разрушенный аппарат государства.

Тут бывший министр-председатель несколько кривил душой. Царская власть оставила своим преемникам вполне солидный государственный аппарат, но сами революционеры стали разрушать его. Так, лично Керенский как министр юстиции инициировал чистки в судебных органах, которые привели весной 1917 года к частичному параличу этой ветви власти. Ну а в развале армии выдающаяся роль принадлежит "приказу №1" Петроградского Совета, товарищем (заместителем) председателя исполкома которого Керенский являлся.

История не любит проигравших. Возможно, поэтому глава последнего правительства досоветской России вошел в историю с несколько трагикомической, окарикатуренной репутацией. Чего стоит упоминавшаяся в советских учебниках как исторический факт легенда о том, что в дни Октябрьского переворота Керенский бежал от большевиков из Зимнего дворца в женском платье. В то же время краткая эпоха Керенского вобрала в себя не только множество драм, определивших судьбу страны на десятилетия вперед, но и, например, первую попытку создания того, что много позднее и совсем в другой связи назовут "культом личности".