По грани допустимого -Какими могут быть последствия американского удара по Сирии

На модерации Отложенный

Ранним утром 7 апреля, около четырех часов по московскому времени, два эсминца ВМС США нанесли удар крылатыми ракетами по сирийской авиабазе Шайрат в провинции Хомс. По данным сирийских источников, база выведена из строя, погибли десять человек. Владимир Путин назвал действия США агрессией.

Что произошло?

Массированный удар маловысотными крылатыми ракетами большой дальности типа Tomahawk Land Attack Missile (TLAM) по авиабазе, использующейся ВВС Сирии для поддержки войск, действующих в восточной части провинции Хомс. С территории этой базы также периодически совершали вылеты самолеты и вертолеты ВВС России.

Поводом для удара стали обвинения США в адрес Сирии в применении химического оружия правительственными войсками в провинции Идлиб. Решение об ударе принималось в американском стиле — без каких-либо санкций Совбеза ООН. Союзники США предсказуемо поддержали действия Вашингтона: канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд обвинили в происходящем Башара Асада, который, по их мнению, «единственный несет ответственность за такое развитие событий».

В том же духе выступило турецкое руководство в лице вице-премьера Нумана Куртулмуша, позитивно оценившее американский удар по Сирии и призвавшее мировое сообщество «сплотиться против варварского режима Асада».

Поддержку действиям США высказали Израиль, Саудовская Аравия, Великобритания и ведущие страны содружества, Япония и некоторые другие.

Китай и Индонезия осторожно осудили применение силы, Иран выступил с решительным осуждением американского удара по Сирии, президент России Владимир Путин назвал действия США агрессией.

Можно ли было предотвратить?

Технически развернутые в Сирии российские системы ПВО С-300В и С-400 способны бороться с низколетящими крылатыми ракетами, но прикрыть Шайрат, как и любой другой объект, они могли бы, только если бы были развернуты непосредственно на атакованном объекте. Перехватить крылатые ракеты, ударившие по Шайрату, с территории баз в Тартусе и Латакии было невозможно: маловысотные цели на таком расстоянии находятся вне поля зрения радаров. Сбивать подобные цели могут также зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь», имеющиеся в Сирии как у самих сирийцев, так и у группировки ВКС РФ, но российские ЗРПК прикрывают российские базы, обеспечивая самооборону развернутых там С-300В и С-400, а достоверных сведений о дислокации сирийских «Панцирей» не имеется.

На данный момент нет надежной информации о том, применялись ли для обороны Шайрата средства ПВО или РЭБ сирийских или российских вооруженных сил.

Наиболее интересен вопрос о возможности предотвращения удара дипломатическими методами, но учитывая практику последних десятилетий, остановить Вашингтон в подобной ситуации может только прямая и явная военная угроза.

При этом следует отметить прогресс в обосновании США силовых действий: если в 2003-м администрация Джорджа Буша хотя бы попыталась продемонстрировать в ООН доказательства (впоследствии оказавшиеся сфабрикованными) наличия у Ирака оружия массового поражения, то в 2017 году версия о вине Асада в применении химоружия была принята односторонне и безоговорочно.

Напомним, что достигнутая еще в 2013 году договоренность о ликвидации сирийского химического оружия была выполнена полностью, с тех пор ВС САР таким оружием не располагают.

Каковы последствия?

Чисто технически последствия удара (по имеющимся на момент выхода материала данным) не слишком впечатляют: по сообщению Минобороны РФ, цели достигли 23 ракеты из 59 запущенных (что оставляет открытым вопрос о противодействии, не исключено, что часть ракет все же была перехвачена). ВВС Сирии потеряли 6 истребителей МиГ-23, находившихся на ремонте, 5 самолетов уцелели. Небольшие потери и незначительный материальный ущерб говорит о том, что удар носил скорее демонстративный характер.

США атакуют сирийские военные объекты не впервые. После осеннего удара по Дейр-эз-Зору осенью 2016 года Министерство обороны России официально предупредило США о возможных последствиях дальнейших ударов по сирийской территории.

Очевидно, что для исполнения этого решения необходимо развертывание дополнительных зенитных ракетных систем с созданием в Сирии эшелонированной системы ПВО, прикрывающей основные объекты. О возможности такого шага заявил представитель Минобороны России Игорь Конашенков. «Для прикрытия наиболее чувствительных объектов сирийской инфраструктуры в ближайшее время будет реализован комплекс мероприятий по укреплению и повышению эффективности системы противовоздушной обороны сирийских вооруженных сил», — сказал он.

Непосредственный результат удара — приостановление Россией заключенного с США меморандума о безопасности полетов в Сирии. Об этом говорится в заявлении российского МИД, размещенном на сайте ведомства. Одновременно МИД РФ призвал Совбез ООН провести чрезвычайное заседание для обсуждения ударов США по территории Сирии.

Другие последствия могут оказаться куда серьезнее. Продолжение ударов по Сирии рискует привести к прямому столкновению России с США с непредсказуемыми последствиями. Россия с самого начала своей операции в Сирии осенью 2015 года (и до того) предлагала сотрудничество в борьбе с терроризмом всем заинтересованным сторонам. Попытка силового устранения Башара Асада неминуемо погрузит страну в хаос по примеру Ливии или Афганистана.

Понятно, что этот американский удар во многом обусловлен внутриполитической повесткой, однако подобный способ набора политических очков может стоить Дональду Трампу полного крушения надежд на нормализацию отношений с Россией.