Евреи Парагвая
На модерации
Отложенный
В последнее время на портале часто публикуются блоги на еврейскую тематику. В принципе тенденция налицо. и было бы глупо к данному движению не присоединиться. Поэтому, на основе материалов Интернета и некоторых собственных наблюдений хочу кратко предоставить информацию о парагвайских евреях.
История такова.В 1811 году после провозглашения независимости президент Парагвая пригласил в страну инженеров-евреев из Австрии. Один из них, Ф. Виннер де Моргенштерн, в 1847 году возглавил парагвайский флот. В 1863 - 1870 годах он участвовал в войнах с Аргентиной, Бразилией и Уругваем. Парагвай до сих пор ощущает последствия той войны. В ней погибли три четверти населения страны, почти все мужчины, страна потеряла тогда свыше 150 тысяч квадратных километров территории и границу с Уругваем.
В 1870 - 1880 гг. в стране проживали 20 евреев-выходцев из Франции. В 1904 - 1905 гг. в Парагвай приехали ашкеназы из России и Польши, а в 1908 году - сефарды из Эрец Исраэль, которые привезли с собой свиток Торы из Иерусалима, после чего в Парагвае собрался первый миньян (молитвенный кворум - не менее 10 молящихся мужчин-евреев).
В период с 1910 по 1920 гг. в Парагвай переехали несколько сотен евреев из стран Восточной Европы, Греции и Турции. В 1917 году еврейское население Парагвая насчитывало около 600 человек. Почти все евреи начала ХХ века занимались торговлей и ремеслами. Попытка создать еврейское сельскохозяйственное поселение окончилась неудачей.
В 1913 году возникла сефардская община «Темпло исраэлита латино», в 1916 году ею была создана хевра-кадиша (похоронное бюро общины) и куплен участок земли для еврейского кладбища.
В 1915 - 1916 годах группа евреев, живших в столице страны, - Асунсьоне, основала культурное общество и женскую организацию.
В 1920 году прибывшими евреями из России и Польши была создана Ассоциация евреев Парагвая и образовалась ашкеназская община «Сосьедад уньон эбраика». В 1924 году там же открылся молодежный центр имени М. Нордау, в 1925 г. - Талмуд-Тора (религиозная школа).
В 1933 - 1939 гг. в Парагвай прибыли около десяти тысяч (по другим данным - 15 - 20 тысяч) евреев-беженцев из Германии, Австрии и Чехословакии. Однако беженцам вскоре пришлось покинуть Парагвай из-за того, что конце 1930-х годов в стране резко усилились антисемитские настроения, инспирированные германскими эмиссарами и русской черносотенной эмиграцией. Под их влиянием правительство в 1938 году выслало из Парагвая 17 еврейских семей, а в 1939 году запретило иммиграцию евреев. Почти все они вскоре покинули страну, а оставшиеся к 1941 году 1200 человек основали синагогу и еврейский общественный центр.
Запрет на въезд евреев был снят в середине 1940-х гг., после чего в страну переселилась группа европейских евреев, переживших Катастрофу, в том числе из шанхайского гетто. Они образовали общину «Уньон де исраэлитас про сокорро мутуо», впоследствии слившуюся с «Уньон эбраика».
В послевоенный период экономическое положение евреев Парагвая существенно упрочилось, многие из них стали крупными промышленниками и коммерсантами. Генерал А. Стресснер, правивший страной в 1954 - 1989 гг., в целом лояльно относился к евреям, однако в последние годы его пребывания у власти в Парагвае резко усилилась антисемитская пропаганда с призывами к бойкоту всего еврейского. Это вызвало решительный протест со стороны еврейских организаций.
Еврейское население Парагвая сконцентрировано в городах Асунсьоне, Консепьсоне и Вильярике. Имеются ортодоксальные ашкеназские, сефардские и немецко-реформистские синагоги. Работают две еврейские школы и детские сады. Несмотря на то, что евреи страны принадлежат к различным течениям иудаизма, они объединены в общину - отделение Всемирного еврейского конгресса. Сионистское движение охватывает молодежные организации, ВИЦО, Магбит, «Друзья иерусалимского еврейского университета».
В 1980-х годах началась эмиграция еврейской молодежи в Аргентину и Бразилию. Но совершенно прекратилась в конце 1990-х - начале 2000-х годов из-за тяжелого экономического и политического кризисов в Аргентине. В конце ХХ - начале XXI века в Парагвае наблюдается увеличение числа смешанных браков. Но в таких семьях большинство детей получают еврейское воспитание. В Асунсьоне функционируют три синагоги: ашкеназская, сефардская и движения ХАБАД. 71 % еврейских детей учатся в еврейской средней школе «Эстадо де Исраэль». В Асунсьоне находится Еврейский музей Парагвая. В стране действует сионистская организация. Все еврейские общины и организации страны входят в Еврейский представительный совет Парагвая.
Проявления антисемитизма в современном Парагвае довольно редки. Но в июне 2000 г. распространялись неонацистские памфлеты в Американском университете в Асунсьоне. Преподаватель университета, принимавший участие в распространении памфлетов, был уволен.
По официальным данным на 1990 год в Парагвае проживали 900 евреев, в 2000 году - 1000. По сведению раввина из Ла-Паса Леви Фейгельштока в начале 2010 года в стране насчитывалась примерно тысяча евреев.
Представитель Парагвая в ООН голосовал в 1947 году за резолюцию о разделе Палестины. Вскоре после провозглашения независимости Израиля Парагвай установил с ним дипломатические отношения. Посольство Израиля в Парагвае было открыто в 1968 г. Отношения между двумя странами неизменно дружественные. Парагвай признаёт Иерусалим единой и неделимой столицей Израйля.
Конечно же, еврейская диаспора Парагвая ничтожно мала, по сравнению с еврейской общиной Аргентины. Более того, в последнее время наблюдается тенденция возврата из Израйля семей, уехавших ранее на ПМЖ. Интересно прочесть комментарии на этот счёт израильских друзей.
Комментарии
"Кто сказал что в Грузии есть антисемитизм!? Нету! Смотрите какой в Тбилиси мы евреям район построили!"
http://lh3.ggpht.com
(Шутю)
Не знаете что это? Почему, отчего?
h ttp://newsgeorgia.ru/video/20100913/213457059.html
Что касается русских летописей в этом вопросе, то воздержусь от комментариев... и так всё ясно))))
Хотя лучше подождём ответ Larry
Да, нередко фамилии частично или полностЬю менялисЬ в соответствии с порядками страны обитания, в ПолЬше в конце появлялосЬ *-ski*, в России *-ский*, *-ов* или *-ин*, а в Грузии издревле и у местных еврееv в конце фамилиии писали *-швили*, что значит - *сын*, к примеру: Элиашвили - сын Элии, ИлЬи.
Но вот флаг Аджарии мне очень нравится, и на Уругвай очень похожи тамошние пейзажи...и климат наверняка... и растительность... и порядком и чистотой на улицах... и туристами...
В садике ещё дружил с евреями, школе в классе половина были евреи, в ВУЗе тоже... На работе еврейские начальники и сотрудники... евреи друзья.... Была еврейка с которой встречался долгое время....
Сейчас много контрагентов и знакомых евреев....
В Парагвае есть евреи
Триста парагвайских душ
В Шаббат делают кидуш.
с чем же сей кидуш едят
В Аргентине проживая
Вдалеке от Парагвая
Я кидуш бы тоже съел...
Но не знаю из чего
Приготовить мне его.
Максим Горький
"Россия есть игра природы,а не ума"
Фёдор Достоевский
"Россией управлять несложно,но совершенно бесполезно"
Александр II
"У России нет друзей"
Александр III
"В России любят затевать реформы потому,что так легче скрыть неумение править"
Столыпин
"Сколько у нас добрых людей,но сколько есть и плевел,от которых житья нет добрым людям"
Николай Гоголь
"Если бы захотелось одним словом выразить,что делают в России,то следует сказать:воруют"
Николай Карамзин
И под конец-от Задорнова:
"У нас важная миссия-показать другим народам,как не надо жить"
Дурак прошлого презирает то, чего не знает.
Дурак современный обожает рассуждать о том, чего не знает. Заумное пустозвонство, бесплодное мудрствование -- его удел. Тяга резонёрства поднимает его в собственных глазах. Однако, это свойство лишь пассивного дурака. Даже толпы подобных мало выделяются из благополучного окружения.
Более асоциален активный дурак. Он одержим потребностью утвердиться в обществе. Такой разглагольствует о том- и назидает в том, чего не знает тем- или в присутствии тех, кто знает.
Мировое еврейство ее до смерти застебает?
Значит Вы тоже причастны их к развалу, пусть даже косвенно....
Своей жизненной позицией в частности, которая зиждется на ненависти к другим народам... Что бы Вам было спокойнее. я не еврей по крои и по вере. но евреи меня окружают с детства и этот народ мне симпатичен и близок по духу, вызывает уважение....
И вовсе не страдаю будучи славянином. что лица вокруг не славянские, а живу в окружении представителей почти абсолютно всех европейских этносов. из которых и состоит население нашей страны... и славян хватает.... Порядка 2-х миллионов их у нас, изних где-то 250 тысяч русских, это вам да статистики.... и чувствуют они, русские, здесь себя гораздо увереннее и комфортнее. чем в большинстве субъектов РФ..... Так что мультикультурность намного лучше этноцентризма....
Вот я прекрасно обхожусь без евреев в своей деятельности, и даже не представляю, в чем их живительная сила. Подскажите?
- Вы что, притворяетесь? В первую очередь лучших по пользе для страны и общества. Или для вас какой-нибудь спившийся бомж ближе, чем скажем великолепный врач или инженер, только потому, что у бомжа "правильная" национальность?
"Вот я прекрасно обхожусь без евреев в своей деятельности"
- Я, конечно, не знаю чем Вы занимаетесь, но скорее всего Вам это только кажется.
И с чего это мне должно казаться, что без еврея никак?
Что-то Вас в расизм занесло, не находите?
- Дело ведь не в том кому чего кажется. Посмотрите, например статистику, какой процент евреев лауреатов Нобелевской премии в Штатах и какой процент их в общем населении. К слову сказать все они либо выходцы из России, либо потомки выходцев из России, которые в начале прошлого века уехали из-за погромов. По Вашему Россия только выиграла от того, что они уехали?
"евреев на виду больше врачей, чем шахтеров"
- Забавно, что Вы говорите это именно мне. Дело в том, что мой родной дядя всю жизнь проработал шахтером, в 50 лет вышел на пенсию. А потом какая-то мразь сказала ему: "жид" и дядя приложил ему кулаком, а кулаки у дяди были пудовые. Пришлось дяде уехать из того города... Вот такая вот личная история.
Может быть, вы и музыкальные премии проанализируете с этой точки зрения?
От выезда евреев Россия мало потеряла, потому что евреев громили на территории Украины, причем в основном греки в Одессе и сами украинцы в черте оседлости. Потеряла ли Украина - спросите у украинцев.
Вашему дяде сочувствую. Жидом его называть не стоило, люди не разобрались.
Однако, он принял часть ответственности за реальных жидов, которые обычно не страдают ни при каких обстоятельствах.
- Ага, обольщайтесь.
"принял часть ответственности за реальных жидов"
- В дальнейшей дискуссии с Вами не вижу смысла.
А в том, что именно Вас обидело, Вам стоит разобраться. Чисто для себя.
http://newsland.ru
Там можно и увидеть мои контакты. Да и Парагвае узнать больше.
Ваши материалы прочёл, очень интересно.... И сам чего-нибудь там напишу, фотки выложу.... С удовольствием пообщаемся...
Более того, планирую в скором времени побывать в Сьюдад дель Эсте.... А то давненько я уже не был в Парагвае...