Беспредельщики в погонах захватили власть в Томске

На модерации Отложенный

Беспредельщики в погонах захватили власть в Томске

11:23 27 марта 2017

 Как стало известно нашему корреспонденту, в настоящее время громкий скандал с участием силовиков назревает в Томской области. В него могут быть вовлечены высшие должностные лица региональных правоохранительных структур. И это уже после того, как по подозрению во взяточничестве был задержан начальник УЭБ и ПК УМВД Томской области Константин Савченко.

Позже из-за дела Савченко вынужден был уйти на пенсию и также чуть не оказался под следствием начальник УМВД Томской области генерал Игорь Митрофанов. Но, исходя из поступающей информации, отнюдь не Савченко и Митрофанов являлись главными решалами и коррупционерами в регионе. Большинство теневых финансовых потоков сконцентрированы под руководящей ролью клана, в который входят высокопоставленные работники прокуратуры области.

Потоки нелегальных финансов

Под контролем клана оказались нелегальные источники получения доходов. Наиболее прибыльными из них является «обнал» (незаконная банковская деятельность), азартные игры, рейдерские захваты, контрафактный алкоголь и откаты от госконтрактов. Это не считая того, что уровень занимаемых должностей позволяет решать и другие вопросы, в том числе через взятки, вымогательство, покрывательство, участие в разрешении коммерческих конфликтов и т.д. Деятельность клана является закрытой. Людям со стороны, даже при наличии денежных средств практически невозможно найти подход для решения своих вопросов, например, с помощью взятки. В зависимости от ситуации вся работа идет через доверенных лиц или подставные коммерческие организации.

Наиболее прибыльным бизнесом для клана является «обнал» – незаконные схемы ухода от налогообложения и обналичивание денежных средств. Обеспечив неприкосновенность, и, «подсадив» на схемы лояльных предпринимателей, зарабатываются колоссальные суммы. Размеры недоплаченных налогов исчисляются сотнями миллионов рублей, а прибыль от осуществления схемы измеряется десятками миллионов.

Вместе с тем, в последнее время в Томске было раскрыто сразу несколько групп, занимающихся «обналом», возбуждены уголовные дела и идёт следствие. Однако группировка, которая занимается «обналом» в интересах клана, продолжает работать без проблем. Наши источники полагают, что клан намерен полностью прибрать к рукам этот заработок, «убрав» конкурентов.

В этом хорошую помощь оказывает начальник областного УЭБиПК УВМД Томской области – Анатолий Кривошеин. Его назначение на должность было пролоббировано представителем областной прокуратуры – Андреем Вяткиным, общая роль которого будет расписана ниже.

Второй по значимости является незаконная организация азартных игр. Поразительно, но в Томске сейчас примерно 95% всех игорных заведений принадлежит одному человеку – предпринимателю Александру Ломакину, который является родственником высокопоставленного работника прокуратуры области Андрей Вяткина.

Сейчас под контролем Александра Ломакина находится порядка 20 игорных заведений, что для небольшого города более чем достаточно. Все остальные игорные клубы, как и положено по закону, закрыли, но тем самым намеренно «расчистили дорогу» одному человеку. Теперь игорные заведения в Томске работают в открытую – залы с игровыми автоматами стоят вблизи школ, остановок общественного транспорта, находятся на первых этажах жилых зданий. Этот вид деятельности приносит ежемесячно более 50 миллионов рублей.

Не гнушаются и разовыми заработками. Веселая история произошла с контрафактным алкоголем: из незаконного оборота было изъято «паленой водки» почти на 80 миллионов рублей. Впоследствии контрафакт исчез. Когда стали выяснять его судьбу оказалось, что в итоге этот алкоголь, который являлся вещественным доказательством, официально вернули предпринимателю (у которого он и был изъят) на временное хранение! Это тоже самое, что вернуть орудие преступления убийце и думать, что он будет его хранить ответственно. Естественно алкоголь больше никто из правоохранителей не видел.

О случаях покровительства и крышевания ходят легенды. Чего стоит одно только дело предпринимателя Домовникова, в отношении которого было возбуждено уголовное дело по мошенничеству в особо крупном размере. Однако уже перед самой отправкой дела в суд решением прокуратуры Томской области постановление о возбуждении уголовного дела было отменено.

При этом предприниматель Домовников не скрывал, что у него есть связи в областной прокуратуре, в судах, в полиции и следствии. Известно, что он регулярно устраивал закрытые вечеринки, так называемые «крещенские купания», куда съезжались представители политического и правоохранительного «бомонда».

Неоднократно Домовников напрямую заявлял о том, что все свои проблемы с законом он решит с помощью связей. Так и получилось. Уже позже, после закрытия дела история получила широкий общественный резонанс и приехала проверка из Генеральной прокуратуры.

Накануне ее приезда фактически бежал из города тот высокопоставленный работник прокуратуры, который прекратил уголовное дело. Соратник всё того-же Андрея Вяткина, обладающий полномочиями прекращения уголовных дел, бежал в прямом смысле слова - собрал вещи и скрылся в неизвестном направлении. Впрочем, позже всё было урегулировано, никто к уголовной ответственности не привлечен.

Кадровый состав и зачистки неугодных

В целях осуществления всех описанных и задуманных схем и дальнейшей работы по ним представители клана долгое время вели кропотливую работу по формированию лояльного и подконтрольного им кадрового состава.

Большинство осведомленных собеседников считают, что серым кардиналом влиятельного в регионе клана является Андрей Вяткин – начальник Управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Прокуратуры Томской области.

 

Андрей Вяткин

Андрей Вяткин, по меркам небольшого города, ведет роскошный образ жизни. Роскошный в прямом смысле этого слова. У него несколько дорогостоящих автомобилей (любит номера 888), элитная недвижимость в самом центре города, а в окрестностях Томска имеется загородный комплекс с баней, саунами, спортивными сооружениями, гостевыми домами и, естественно, работниками.

На сестру жены оформлен отель в городе Сочи. Члены семьи по несколько раз в год отдыхают заграницей, в не самых бюджетных гостиницах.

Все трое детей учатся в элитной дорогостоящей гимназии, только на оплату которой вряд ли бы хватило заработка прокурора. В Томске подобный образ жизни позволяют себе даже не все крупные предприниматели и руководители высшего звена, не говоря уж о сотрудниках правоохранительных органов.

Именно имя Андрея Вяткина прослеживается за большим числом связей и решений. Основные задачи и функции его управления помогают Андрею Вяткину влиять на работу практически всех правоохранительных органов региона, вмешиваться в любые вопросы, держать на контроле работников почти всех правоохранительных структур области.

Возглавляемое им управление осуществляет надзор за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью территориальных подразделений Следственного комитета Российской Федерации, МВД России и ФСКН (с сайта прокуратуры). Даже некоторые сотрудники регионального УФСБ благодаря Вяткину улучшали свои статистические показатели. 

 

Из схемы прекрасно видно, что именно к Андрею Вяткину ведут все нити. В неё оказались втянуты весьма высокопоставленные силовики. Степень их участия, осведомленности и инициативы различны.

К примеру, прокурор области Виктор Романенко рад бы вовсе не участвовать во всем этом, он прибыл из другого региона когда вся эта каша уже варилась. По имеющимся сведениям он вовремя не сориентировался, дал небольшую слабину, из-за чего впоследствии стал заложником имеющегося на него компромата. Он просто вынужден закрывать глаза на происходящее и творимое.

К другим высокопоставленным прокурорам были другие найдены подходы.

Поддерживаются не только коррупционные и финансовые связи, но и решаются другие вопросы.

Так, например, зампрокурора области Татьяна Мелихова была заинтересована в продвижении своего родственника на высокую должность в прокуратуре. Во многом именно ее решения помогают и влияют на кадровые чистки в органах прокуратуры.

Дочь начальника Уголовного розыска УМВД Томской области (Андрея Стороженко), в свое время, была пристроена в отдел прокуратуры области, который подконтролен Вяткину.

При этом должность Стороженко позволяет решать вопросы с привлечением спецподразделений ОМОН и СОБР, а также держать «на поводке» местный криминалитет.

Начальник отдела прокуратуры – Михаил Бердников является и подчиненным и непосредственным исполнителем указаний Вяткина. При этом Бердников поддерживает связи как с коллегами и представителями других правоохранительных органов, так и с некоторыми сомнительными бизнесменами, представителями влиятельных диаспор и представителями криминальных структур.

В областной прокуратуре работает еще один отпрыск очень высокопоставленного силовика, экс-заместителя директора ФСБ России, генерал-полковника Евгения Сысоева, который сейчас является директором исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС. Его сын – Александр Сысоев работал сначала в прокуратуре города, потом перешел в управление Вяткина, а сейчас назначен на должность заместителя прокурора в город Асино. Фактически его спрятали подальше от набирающего силу скандала, который может повредить скрупулезно проложенной для него карьерной лестнице.

Недавно также случился еще один скандал. Сотрудник Управления экономической безопасности УМВД Томской области Николай Думчев попался на пьяной езде и был уволен.

Примечательно, что в компании с ним в тот момент находился ранее упомянутый сотрудник прокуратуры Александр Сысоев. Загадочным образом, уже вскоре после скандала, судом принято решение о многочисленных нарушениях при составлении протокола. В итоге Думчев оказался не виновен и скоро восстановится в должности.

Вскоре из ГИБДД срочно был уволен начальник, проявивший свою принципиальность и настоявший на привлечении пьяного водителя к ответственности. Примечательно, что Николай Думчев, Евгений Сысоев и Андрей Вяткин уже не в первый раз оказываются в одном ряду в скандальной истории.

Важную роль играет и начальник Управления экономической безопасности УМВД Томской области – Анатолий Кривошеин, тот самый который не замечает некоторых обнальщиков. После поимки на взяточничестве предыдущего руководителя Савченко, который был нейтрально настроен к клану и старался не пересекаться с его интересами, новый глава отдела по экономическим преступлениям был назначен при непосредственном лоббировании Андрея Вяткина, который протащил его кандидатуру во время смены власти в УМВД.

Даже к председателю областного суда – Александру Кайгородову нашли своеобразный подход через работавшую у него секретаршу.

Общение по рабочим вопросам переросло в роман, но помехой на пути чувствам стал её муж - Дмитрий Азаркин. Вопрос с устранением преграды взялся решать помощник председателя областного суда – Александр Казырский. Вскоре супруга задержали с наркотиками в кармане.

В ходе всего следствия и суда он утверждал, что его подставили высокопоставленные силовики, наркотики он никогда не употреблял, официально работал, характеризовался с положительной стороны. В общем, он никак не подходил на роль наркомана или наркоторговца.

При этом его задержание было оформлено с множеством нарушений, не были произведены смывы, не проводились оперативно-технические мероприятия, на основании показаний лишь одного лица он был осужден на 5 лет. В то время именно начальник управления областной прокуратуры Андрей Вяткин осуществлял надзор за оперативно-розыскной деятельностью ФСКН.

Костью в горле клана одно время была прокуратура города Томска, которая вроде и подчинялась областной прокуратуре, но была формально независимая. В целях устранения неугодных работников прокуратуры г. Томска руководству было предложено уйти в отставку или перевестись. После их отказа под руководством заместителя прокурора Томской области – Татьяны Мелиховой было организовано проведение комплексной проверки по всем направлениям надзора. Это не смотря на то, что ранее Генеральная прокуратура России уже проводила комплексную проверку и нашла только одно нарушений, отменив лишь одно постановление.

Если рассматривать объективно, то, как раз в проверяемый период наблюдался значительный рост показателей в работе Прокуратуры г. Томска, кадровый состав был как никогда силён, взаимодействие между структурами отлажено. Это позволило добиться значительного улучшения в работе. В проверяемый период было выявлено нарушений и принято мер прокурорского реагирования в 2 раза больше, нежели в предыдущем году. Прокуратуру стали бояться и уважать, она гремела как координирующий орган по борьбе с экономическими преступлениями, наркоторговлей, коррупцией, незаконной игорной деятельностью и другими не менее значимыми преступлениями. Тем самым деятельность прокуратуры города Томска была не только фактически неподконтрольна, но и зачастую сильно вредила интересам клана.

В итоге, проверки превратились в настоящие гонения не только руководства, но и рядовых сотрудников прокуратуры. Несмотря на показатели, по итогам проверки прокурору города – Виктору Федотову объявлен строгий выговор, одному заместителю Алексею Багдуеву - предупреждение о неполном служебном соответствии, а другому заместителю – Александру Дутову вынесено предупреждение о неполном служебном соответствии и досрочная аттестация, другие сотрудники также были массово привлечены к дисциплинарной ответственности.

Вскоре Алексей Багдуев был отправлен работать в небольшой город Асино, а потом и вовсе перевелся в другой регион. Но Дутов попытался обжаловать незаконные приказы. В ходе обжалования в судебном порядке даже была установлена фальсификация и подлог документов органами прокуратуры. Некоторые судебные решения были в его пользу ввиду их очевидной незаконности, но отменены были не все. Вскоре по семейным обстоятельствам Дутов был вынужден взять отпуск по уходу за ребенком. Спустя некоторое время на его должность был назначен Александр Конопатов - бывший подчиненный все того же Андрея Вяткина. И даже это было сделано с нарушениями: по закону запрещено при нахождении сотрудников отпуске или больничном увольнять или переводить его на другую должность.

Глобальные чистки в прокуратуре привели к значительному снижению показателей. Вместо профессионалов пришли менее квалифицированные кадры, но с нужными связями и однозначным подходом к происходящему. В связи с низким качеством работы, теперь речь уже идет о полном упразднении подразделения прокуратуры по городу Томску.

Ранее аналогичным образом была расформирована неподконтрольная следственная часть УМВД России по г. Томску, а это почти 20 следователей, которые ежегодно расследовали более тысячи сложных уголовных дел. Также, накануне смены руководства УФСБ по Томской области, был расформирован отдел, который занимался именно возможными злоупотреблениями прокуратуры. В процессе роспуска находится и Следственное Управление СК по городу Томску.

Таким образом, после устранения всех неугодных и мешающих, получается, что сейчас в регионе нет сил, способных приструнить влиятельный клан. Финансовые потоки налажены и организовано их прикрытие со стороны правоохранительной системы. Отпор могло бы оказать УФСБ по Томской области, но, как и сказали выше - там недавно сменилось руководство, и на текущий момент такое решение не представляется возможным, так как это даже при политической воле требует значительного количества времени.

 

Думается, что пора федеральным властям вмешаться и навести порядок. Нам видится, что срочно необходимо принять кадровые решения. В качестве самой гуманной, но срочной меры можно использовать ротацию кадров, отправив основных фигурантов на службу в другие регионы России.

Кроме этого, надо провести тщательную проверку работы указанных лиц с дальнейшими оргвыводами. Параллельно с этим, необходимо вести документирование преступной деятельности клана по всем вышеуказанным направлениям, ведь одними ротациями дела не решить.

История обещает быть интересной. Общественный резонанс в регионе уже идёт. Мы будем следить за развитием событий и информировать Вас о происходящем.