Во Франции признали неэффективность и опасность санкций против России

На модерации Отложенный

Экономические санкции: берегись эффекта бумеранга

Les Echos: санкции против России могут усугубить украинский конфликт

Санкции против России пока не дали Западу желаемого эффекта — такой вывод делает редакция Les Echos, опираясь на данные опроса ряда экспертов. Она отмечает, что критика этих экономических мер вполне обоснована, так как они грозят расширением конфликта.

Малоэффективные или совсем неэффективные, контрпродуктивные или отражающие жмотскую политику "лишь бы подешевле" — западные санкции против России поставлены под сомнение. Критика в их адрес частично обоснована, так как за них приходится расплачиваться. Но ошибочно рассматривать санкции в качестве инструмента войны.

По мнению Владимира Путина, происходящее — еще один признак деменции Запада. В Вашингтоне и Брюсселе все говорят о либерализме, но беспрецедентная волна санкций против России в ответ на спецоперацию на Украине — более 13 000 мер, что в три раза больше, чем против Ирана, — демонстрирует как раз пренебрежение элементарными правилами либерализма. Вот что говорит об этом Путин: "Узы сотрудничества намеренно обрываются в ущерб мировому бизнесу, и все это противоречит базовой экономической логике", — заявил Путин на саммите БРИКС, подтвердив курс своей страны на сотрудничество с Китаем под руководством Си Цзиньпина.

Экспорт российской нефти, которая поставлялась европейцам, теперь направлен в Азию. Поставки в Индию достигли рекордных показателей, а Китай готов увеличить импорт газа на 47%. Россия удваивает долю юаней в своем Национальном фонде благосостояния до 60%, чтобы освободиться от доллара, перенаправив свои финансовые потоки на Восток.

 "Безграничная" китайско-российская дружба больше не знает ни одной запретной области сотрудничества, в том числе военной. После совместных российско-китайских морских учений в Восточно-Китайском море несколько дней назад, русские проведут еще одни маневры — на этот раз с ВМС Южноафриканской Республики в феврале.

Уход из России

К этой перетасовке геополитических карт добавляется эффект бумеранга от санкций, которые бьют их инициаторов прямо в сердце. Сотни западных компаний предприняли дорогостоящий уход из России. BP потратила на сборы более 25 миллиардов долларов, Total заявила о более чем 14 миллиардах долларов.

Помимо этого, произошел стремительный рост стоимости энергии, который был очень ощутим в компании Duralex, где счет за электроэнергию увеличился в 18 раз и привел к тому, что 250 сотрудников пополнили армию "частично безработных". 1600 сотрудников компании по производству хрусталя Arc также остались без работы. Эта социальная напряженность используется экстремистскими партиями. В Венгрии развешаны плакаты с изображением ракеты, символизирующей "санкции Брюсселя, которые нас уничтожают". В Германии партия AFD (Альтернатива для Германии) обвиняет правительство за дорогостоящие санкции и требует их отмены. Во Франции Марин Ле Пен также утверждает, что санкции бесполезны.

Расточительство

Санкции не только не остановят войну, но могут ее ускорить. "Не забывайте, что экономические войны в истории человечества часто перерастали в настоящие войны", — предупредил Дмитрий Медведев, заместитель председателя Совета безопасности России. Это свое предупреждение Медведев сделал после особо эмоционального выступления министра иностранных дел Франции Брюно Ле Мера.

С мнением Медведева совпадает и мнение Николаса Малдера, профессора истории из Корнельского университета в Нью-Йорке. Санкции были контрпродуктивными с давних времен, именно они приводили к тысячам смертей от голода, а также обостряли конфликты. Именно после объявления нефтяного эмбарго США против Японии Токио принял решение об атаке на американский флот на базе Перл-Харбор.

 Как инструменты политики "низких затрат" санкции позволяют государствам демонстрировать свою мощь, не подвергая опасности своих сограждан и военных. Так что, хотя Соединенные Штаты явно чрезмерно использовали санкции после войн во Вьетнаме и Ираке, тем не менее внешняя безболезненность санкций сделала их популярными на Западе, где окончание холодной войны привело к демилитаризации внешней политики.

Не путайте причину и следствие

Негативные последствия отмечает также Агата Демаре, директор по глобальному прогнозированию международного исследовательского центра Economist Intelligence Unit и бывшая сотрудница казначейства, работавшая в Москве во время введения санкций в 2014 году. Санкции используются авторитарными режимами для своего укрепления, и они больше не пытаются их отменить. На самом деле они эффективны на 90% только для многопартийных режимов. Их инициаторы могут ухудшить свою собственную ситуацию с безопасностью. В 1990 году американские санкции против Пакистана заставили его отказаться от F-16 и совместных учений. Но США не смогли понять, что от санкций некоторые пакистанские спецслужбы не перестанут поддерживать Талибан* (террористическая организация запрещена в РФ — прим. ИноСМИ).

 Однако, отмечает госпожа Демаре, рассуждения по поводу неэффективности санкций, которые играют на руку Кремлю, смешивают причину и следствие: без действий России в феврале 2022 года не было бы таких масштабных санкций. Но сначала были санкции против России 2014 года, а еще до них Майдан. А уж в ответ на весенние санкции Запада Россия перекрыла газовый кран, что вызвало энергетический и социальный кризис в Европе. Все это было еще до активации западного эмбарго на нефть и других последних санкций в отношении энергетического сектора России.

 Оливье Шмитт, профессор политологии Центра военных исследований Университета Южной Дании, что спор о санкциях высвечивает распространенное в мире ложное мнение. Это мнение о том, что санкции являются инструментом войны. Это все-таки не так: "Цель санкций — ослабить противника, лишить его средств. Это инструмент истощения, а не военного подавления противника. Точно так же подрывные или диверсионные действия в военном конфликте направлены на ослабление боевого потенциала".

Эта концептуальная трудность уходит корнями в далекое прошлое: не так давно на Западе существовало четкое разграничения состояния войны и состояния мира. В международном праве было зафиксировано, что военное время начинается после определенного порога — объявления войны. "Ощущение неэффективности санкций исходит из представления о том, что урегулирование конфликтов требует применения силы. Нам сложно думать о способах противостояния ниже этого порога", — говорит он.

А вот если рассматривать санкции как способ истощения, а не войны, то здесь они демонстрируют некоторую эффективность. "Когда Россия обращается к Ирану за беспилотниками и к Северной Корее за микропроцессорами для холодильников — это признак того, что режим с трудом пытается пополнить свой арсенал", — продолжает Юлий Шмитт из Университета Южной Дании.

Риск вторичных санкций

Анастасия Шапочкина, президент аналитического центра "Eastern Circles", указывает на еще одну ошибку в рассуждениях: "Высказываются предположения, что санкции должны остановить наступление России из-за наносимого ими экономического ущерба. Однако экономическая логика не влияет на политические и военные решения Кремля". Это не предотвращает реальных потерь. Ожидается, что ВВП России сократится на 3,5-4,5 пункта в 2022 году, хотя он должен был достичь рекордного уровня при вызванном боевыми действиями росте цен на нефть.

 Прежде всего, остается главный вопрос: какова была быцена бездействия. "Если бы Запад ничего не сделал, Владимир Путин просто получил бы новый карт-бланш после Крыма и Сирии", — добавляет Шапочкина. "Санкции имеют свою цену, но это политическое решение", — считает один из представителей французского государства.

 С другой стороны, надо учитывать, что США, оплатившие 80% поставленных Украине вооружений, в один прекрасный день могут предъявить счета европейцам. Они могут привлечь европейцев к своим действиям в Тихоокеанском регионе. Возможно и применение экстерриториальных санкций. "Мы должны думать о риске вторичных санкций, потому что США могут напомнить нам об этом в случае необходимости. Произойдет переписывание условий трансатлантического контракта", — уверяет Оливье Шмитт.

*террористическая организация запрещена в РФ, включена Минюстом в список экстремистских групп