Русские участники французского Сопротивления
Французское Сопротивление (Rèsistance — противодействие, отпор, сопротивление врагу) по праву занимает особое место в истории Второй мировой войны. Само слово «Сопротивление», впервые использованное русскими эмигрантами Б.Вильде и А.Левицким в названии нелегально выходившей в Париже антифашистской газеты, почти сразу стало именем интернационального освободительного движения, объединившего многочисленные подпольные антифашистские группы и организации.
Заявившее о себе вскоре после капитуляции военной администрации маршала Петена французское Сопротивление действовало как внутри страны, так и за ее пределами, где была создана организация «Сражающая Франция», которую возглавлял генерал Шарлем де Голлем из штаб-квартиры в Лондоне. На призыв де Голля «Не все потеряно, рано или поздно мы победим наших врагов!» откликнулись люди самых разных политических воззрений — от «правых» католиков до коммунистов и анархистов.
Первоначально движение видело свою задачу в том, чтобы распространять радиосводки с фронтов и антинацистские листовки, помогать заключенным, а также устраивать саботаж и диверсии на предприятиях и военных объектах. Одновременно, почти сразу после оккупации, заявили о себе первые вооруженные группы, в составе которых было немало русских эмигрантов, прошедших войну в Испании. В 1941 году партизанское движение охватило всю страну.
С нападения Гитлера на Советский Союз начинается второй период истории Сопротивления. Теперь в подпольных группах — все больше выходцев из России, воспринимавших участие в антифашистском движении как возможность помочь охваченной войной Родине. 22 июня 1941 года в русских эмигрантских кругах было объявлено «днем национальной мобилизации». В одиночку или мелкими группами русские антифашисты примыкали к уже существовавшим французским подпольным группам или создавали свои организации. Вступая в ряды Сопротивления, многие из эмигрантов, специально оговаривали, что готовы выполнять любые приказы, но только если они не противоречат интересам Советского Союза.
Война на Восточном фронте заставила Гитлера вывести из Франции около 20 дивизий. Это в значительной мере ослабило триумфалистские настроения среди оккупантов и позволило партизанам перейти к открытому противостоянию. Однако после того как в Париже на станции метро Барбес–Рошешуар полковник Сопротивления Фабьен (Пьер Жорж) застрелил немецкого офицера, оккупационные власти, прежде создававшие видимость доброжелательных отношений с местным населением, переходят к репрессиям. Они устраивают облавы, расстреливают заложников, участников Сопротивления арестовывают и отправляют в концентрационные лагеря.
Третий период истории антифашистской борьбы во Франции начался в ноябре 1942 года, когда под Сталинградом была разгромлена 6-я армия Паулюса, и продолжался до 6 июня 1944 года, то есть до высадки союзнического десанта, в которой участвовали примерно 300 тысяч бойцов «Сражающейся Франции».
В мае 1943 года из разрозненных антифашистских групп был создан Национальный совет Сопротивления, в который вошли почти все патриотические силы Франции. В том же 1943 году создается деголлевская Тайная армия, а год спустя она объединяется с двумя другими антигитлеровскими военными организациями — во «Французские внутренние силы».
Тогда же, в 1942–1943 годах, во Францию стали прибывать на работы советские военнопленные.
Некоторым из них удалось бежать из лагерей и присоединиться к партизанам. В конце 1943 года по инициативе ЦК французской компартии и некоторых деятелей русской эмиграции был создан Центральный комитет советских пленных, координировавший действия партизан и выпускавший газету «Русский патриот», а позднее был сформирован Первый советский партизанский полк. Всего в рядах французского Сопротивления сражались почти 40 тысяч партизан семнадцати национальностей, среди них — около трех тысяч эмигрантов и советских граждан, бежавших из немецких концлагерей и лагерей для военнопленных.
Позднее к Сопротивлению стали примыкать солдаты армии генерала Власова, части которой размещались на западе Франции. В дальнейшем, после победы союзников, судьба советских военнопленных, в том числе, участников Сопротивления, сложилась трагически — их собирали в фильтрационные лагеря и высылали на родину, где многих из них вскоре по возвращении расстреляли по абсурдным приговорам, а тем, кому удалось уцелеть, предстояли долгие годы сталинских лагерей и ссылок.
О русских героях Сопротивления мы знаем не много. Известно, что среди них было немало людей, сыгравших значительную роль в общественной и культурной жизни «русского Парижа» предвоенной поры — Георгий Маковский, Борис Вильде и Анатолий Левицкий, Ариадна Скрябина-Кнут, Вера Оболенская (легендарная «Вики»), мать Мария Скобцова (Е.Ю.Кузьмина-Караваева), о.Димитрий Клепинин, Илья Фондаминский, прот. Николай Оболенский, Георгий Гагарин, Вадим Андреев, Тамара Волконская, Анна Смирнова-Марли, Владимир Варшавский.
Однако о многих выходцах из России, участвовавших во французском Сопротивлении, не известно ровным счетом ничего. Как того требовала конспирация, в подпольные группы они вступали под псевдонимами или под вымышленными иностранными именами, поэтому проследить их реальные судьбы чаще всего не удавалось. Многие бесследно исчезли в немецких концлагерях и гестаповских застенках. Сотни имен участников французского антифашистского подполья были установлены в послевоенные годы Содружеством русских добровольцев, партизан и участников Сопротивления.
На русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем стоит похожий на небольшую часовню памятник воинам-эмигрантам, участвовавшим в Сопротивлении и сражавшимся в рядах французской армии. Он был установлен Анной Воронко-Гольдберг в память о ее сыне Эдуарде и других русских, отдавших жизнь за Францию. 3 мая 2005 года памятник русским участникам французского антифашистского движения был открыт на парижском кладбище Пер-Лашез. По замыслу создателей — скульптора Владимира Суровцева и архитектора Виктора Пасенко — он представляет собой отлитую в бронзе мужскую фигуру в полный рост.
На медали Сопротивления изображены скованные кисти скрещенных рук: большие пальцы образуют латинскую букву «V» — начальную букву слова «Victoire», т.е. победа. Тот же образ — и на бронзовом пятигранном знаке узников концлагерей. Бело-синяя лента этого знака символизирует благородство, духовную чистоту и веру в грядущее освобождение.
И.Е.Розанова
http://www.rp-net.ru
Комментарии