По уровню коррупции России один балл до Сомали



Россия опустилась со 146 на 154 место в Индексе восприятия коррупции, который ежегодно публикует Transparency International. Согласно этому исследованию, Россия значительно отстала от своих соседей по «большой двадцатке» и оказалась в одной кампании с Камбоджей, Папуа-Новой Гвинеей, Конго, Кенией и Таджикистаном. Борцы с коррупцией называют это состояние страны «фактором национального позора» и требуют вывести страну из тупика «неприкасаемости».


Индекс восприятия коррупции-2010, представленный международной организацией Transparency International 26 октября, показал, что объявленная российскими властями борьба с коррупцией пока не привела к результатам. Согласно результатам исследования, в котором первые места отдаются странам с наименьшим уровнем коррупции, Россия заняла 154 место из 178 возможных.

Годом ранее Россия занимала в Индексе, составляемом Transparency International, 146 место, а стран в том исследовании было больше— 180 по сравнению с 178 в 2010 году. Тем не менее, директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова, представившая Индекс восприятия коррупции-2010 на пресс-конференции в Москве, отметила, что, за исключением «соседей», для нашей страны в этом году ничего не изменилось.Соседи

Россия разделила 154 место в Индексе с Камбоджей, Папуа-Новой Гвинеей, Конго, Лаосом, Кенией, Таджикистаном и рядом других государств. Стоит отметить, что Россия оказалась единственной страной— членом «большой восьмерки» и даже «большой двадцатки», оказавшейся ниже 110 места (за исключением Китая, который вообще не вошел в исследование из-за отсутствия достаточной информации о нем).

«Фактор национального позора».

Каждая страна в Индексе получает оценку от 0 до 10. Чем выше оценка, тем лучше обстоит ситуация с коррупцией в стране. Россия заработала 2,1 балла, опередив ровно на 1 балл государство, в котором, по данным исследования, коррупция приобрела наиболее угрожающие масштабы,— Сомали.

По словам Елены Панфиловой, все, что ниже 3 баллов, это не технические проблемы и не отсутствие какого-то закона или инструмента. «Это просто фактор национального позора»,— отметила директор Transparency International Russia. У лучших тоже есть проблемы.

Наилучший результат в Индексе в 2010 году продемонстрировали Дания, Новая Зеландия и Сингапур. Они набрали по 9,3 балла, разделив между собой первое место. То, что ни одна страна не набрала полные 10 баллов, пояснила Панфилова, означает, что даже в странах-лидерах существуют проблемы с коррупцией.

По сравнению с 2009 годом позиции таких стран как Чехия, Греция, Венгрия, Италия, Мадагаскар, Нигер и США, в Индексе понизились. В ряде стран, наоборот, наблюдались положительные изменения по ситуации с коррупцией. Такое замечено, например, в Бутане, Чили, Эквадоре, Ямайке, Кувейте и т.д.

Улучшилось положение и Украины— за прошедший год она поднялась с 166 места до 134.
Как пояснил заместитель гендиректора Transparency International Юлий Нисневич, у такой динамики есть вполне логичное объяснение— президентские выборы и борьба за власть на их фоне, которые обнажили многие коррупционные механизмы. Индекс восприятия коррупции на карте мира. Страны с наилучшим показателем обозначены ярко-жёлтым, страны с проблемной ситуацией - красным. «Не с Папуа надо сравнивать».


Юлий Нисневич привел данные других международных исследований, в частности, индекса подотчетности государственного управления, составляемого Всемирным банком, и исследований качества жизни, и констатировал: когда растет индекс подотчетности государственного управления, индекс восприятия коррупции резко падает, а чем выше уровень коррупции в стране, тем ниже она по уровню жизни.

«Можно сравнивать Россию с Папуа-Новой Гвинеей,— отметил эксперт.— Но есть одно „но“— страна претендует на достойное место в мире. Поэтому не с Папуа-Новой Гвинеей нужно сравнивать. Если взять страны „большой двадцатки“, то Россия в их кампании находится на последнем месте [по Индексу восприятия коррупции]. Это, на самом деле, не так смешно, как соседство с Кенией и Папуа-Новой Гвинеей. Это страшно! Страна, в которой нам уже много лет говорят, что она встает с колен,— никуда она не встает»,— отметил Нисневич.Надежды не оправдались.

Елена Панфилова, представляя Индекс восприятия коррупция, отметила, что до того, как результаты исследования стали известны, российская Transparency International питала надежды на какие-то позитивные изменения в отношении России. Надежды, по ее словам, возникли не на пустом месте, а в связи с антикоррупционной кампанией, о которой так много говорилось со стороны власти, начиная с 2008 года.

Она напомнила, что в 2009 году президент Дмитрий Медведев обозначил важность борьбы с коррупцией в своеё статье "Россия, вперёд!". Однако уже в 2010 году он констатировал, что никаких значимых успехов в этой борьбе у России пока нет. Более того, напомнила она, совсем недавно Генпрокурор России Юрий Чайка заявил о снижении по коррупционным обвинениям на 11%. количества уголовных дел.

«На этом фоне мы продолжаем ждать улучшения положения России в Индексе восприятия коррупции,— отметила Панфилова.— Оно может произойти в этой ситуации? Наверное, нет».Взятки растут.По данным МВД России, в 2010 году средний размер суммы взятки и коммерческого подкупа возрос с 23,1 тыс. в 2009 году до 30,5 тыс рублей.

Пять вопрос к власти.

На пресс-конференции было заявлено, что в этом году борцы с коррупцией хотели бы поставить перед властью ряд конкретных вопросов. Первый вопрос, который озвучила Панфилова, касается причин отсутствия публичной и гласной проверки всех фактов в деле "Даймлера".

«Людям в руки шел случай доказать, что мы реально боремся с коррупцией! Вот вам Минюст США на блюдечке с голубой каемочкой принес все расследование. Возьмите и соедините доказанные случаи дачи взятки с людьми, которые эти взятки получили. Почему этого не было сделано?»,— заявила Панфилова.

http://www.gzt.ru