OWL - Охре...Ошеломительно Большой Телескоп

В свете последних астрономических открытий тем, кому не хватило духу построить телескоп OWL должно быть особенно стыдно. 

Представьте себе зеркальце размером... с баскетбольную площадку — гигантская стеклянная конструкция диаметром более 30 м. Ее масса — около 150 т, и состоит она из более чем 250 шестиугольных 2-метровых сегментов. Представили? Значит, вы смотрите сейчас на вторичное зеркало сверхтелескопа будущего поколения. Именно — вторичное! Потому что первичное, величиной уже не с баскетбольную площадку, а с футбольное поле, лежит сотней метров ниже, у основания всего сооружения, общий "рост" которого равняется высоте знаменитой пирамиды Хеопса в Египте. 

Вот это и есть 100-метровый Ошеломляюще большой телескоп (OwerWhelmingly Large telescope), сокращенное название которого — OWL — читается так же, как английское слово "сова". Этот инструмент будет обладать вдесятеро большей светособирающей поверхностью, чем все ныне действующие профессиональные телескопы мира, взятые вместе! 

OWL — не сон и не фантазия (А.Х.: далее идёт описание OWL из статьи 2005 года). Это уже вполне конкретный план, находящийся на рассмотрении в Европейской южной обсерватории. Специалисты-оптики уже завершили подготовку чертежей для изготовления зеркал, а инженеры и техники разрабатывают механическую структуру этого сборного "игрушечного конструктора", который будет состоять из 4 тысяч труб диаметром по 2 м. Общий вес сооружения достигнет приблизительно 17 тыс. т, что в 20 раз больше, чем у 6-метрового телескопа БТА Специальной астрофизической обсертории, установленного на Северном Кавказе. 

Руководитель проекта Роберто Гильмоцци утверждает, что весь телескоп обойдется "всего" в 900 млн. долларов. Подобную "дешевизну" он объясняет тем, что сооружение будет состоять главным образом из одинаковых сборных элементов-модулей, созданных с использованием современной технологии. Если денежные средства поступят своевременно, то, как полагает Гильмоцци, "Сова" сможет увидеть свой "первый свет" около 2012 года. Это означает, что к этому сроку по крайней мере часть из 2 тысяч сегментов, из которых будет состоять 100-метровое главное зеркало, будет уже находиться на своем постоянном месте. Окончательно же инструмент может быть сдан в эксплуатацию к 2018 году. 

Читателю ясно, что постройка подобного гиганта — задача титаническая. Гигантская махина, больше похожая на Эйфелеву башню, чем на обычную трубу телескопа, должна ведь еще и двигаться! В течение каждых суток четыре "лепестка", обеспечивающих кондиционирование воздуха над зеркалами, будут то закрывать, то обнажать их, сохраняя ночную температуру, а в случае необходимости, к этому будет привлекаться еще и подвижный ангар, защищающий нежное "дитя" от воздействия стихий. Зеркало будущего чемпиона будет иметь сферическую форму, так что все 2000 составляющих его сегментов должны быть идентичными. Только на то, чтобы изготовить такое количество 2.3-метровых близнецов, уйдет ни много, ни мало 8 лет — более одного сегмента в рабочий день создавать вряд ли удастся. 

Когда OWL вступит в строй, он, как говорится, "заткнет за пояс" все остальные действующие телескопы. Установленные на нем приемные камеры и спектрометры при беспрецедентной светособирающей силе прибора будут в состоянии "добираться" до объектов 38-ой звездной величины!

Благодаря своей адаптивной оптике "Сова" сумеет разглядеть детали с разрешением в 1.4 миллисекунды — это можно сравнить с размерами мелкой монетки, на которую взирают с расстояния 2700 км! 

Возникает перспектива изучать солнцеподобные звезды в скоплении галактик Девы, можно будет наблюдать процессы рождения звезд, происходящие в очень удаленных областях Вселенной. Слабосветящиеся белые карлики станут доступными взору астронома на всем пути до Туманности Андромеды. Станет возможным непосредственно обнаруживать юпитероподобные планеты на расстояниях до 30 световых лет от нас. 

100-метровая "Сова" — самое крупное из всех доселе запланированных на XXI век оптических сооружений. Но не единственное в своем роде. Например, главный конструктор составных зеркал телескопов им. Кека Джерри Нельсон разрабатывает новаторскую систему так называемых Гигантских оптических устройств (Giant Optical Devices, ее английское сокращение GOD образует слово "Бог"), состоящую из комплекса 20-ти и 50-метровых зеркал. Этот "составной великан" должен будет обладать исключительно острым зрением и чрезвычайно высокой чувствительностью, что позволит астрономам изучать самые далекие галактики, погружаясь в далекое прошлое Вселенной. 

И здесь возникает законный вопрос: зачем создавать новые гигантские телескопы, когда при помощи бурно развивающейся сейчас оптической интерферометрии, объединяя несколько мелких (и дешевых) телескопов, можно получать такую же (а зачастую и большую) разрешающую способность, какую имеет однозеркальный инструмент? Например, строящийся сейчас в северной части Чили Очень большой телескоп (Very Large Telescope, VLT) будет состоять из четырех идентичных 8.2-м телескопов, которые, будучи соединены между собой, смогут давать такое же разрешение, что и однозеркальный 130-метровый инструмент (Звездочет, 1998 г., №7, стр. 14). А ведь зеркало даже самого крупного из предлагаемых телескопов — "Совы" — будет иметь только 100 метров в диаметре! 

На это можно ответить, что, во-первых, такие интерферометры, как VLT, не в состоянии достичь той светособирающей силы, какая присуща 100-метровому инструменту, поэтому наиболее слабые объекты останутся недоступными их взору (по сравнению с VLT "Сова" будет иметь преимущество в четыре звездные величины). Во-вторых, интерферометры обладают слишком уж скромным полем зрения, которое не позволит астрономам изучать многие протяженные объекты (например, галактики или области звездообразования). 
Остается проблема мощности компьютеров. Чтобы постоянно приспосабливать к изменяющимся условиям 2 тысячи сегментов главного зеркала "Совы", необходимо, чтобы этим процессом "руководило" с полмиллиона современных вычислительных машин. Именно такое количество техники необходимо для того, чтобы успевать отслеживать и вносить все необходимые поправки, компенсирующие изменения температуры, давления и прочих факторов. К тому же, система адаптивной оптики у 50-ти, а тем более у 100-метрового телескопа должна быть значительно более сложной, чем у нынешнего 10-метрового "Кека". 

И, все же, Роберто Гильмоцци и его коллеги не теряют уверенности в том, что в течение следующих 20 лет их мечты станут реальностью. Переход от Очень большого телескопа к Ошеломляюще большому — это качественный скачок в наземной астрономии, сравнимый с тем, когда вместо невооруженного глаза наблюдатели получили первый телескоп Галилео Галилея. Очень жаль, что такой замечательный проект положен под сукно.