«Я почувствовал за спиной тяжёлую тень вождя»: Корреспондент вспоминает встречу с Радзинским

 

«Я почувствовал за спиной тяжёлую тень вождя»: Корреспондент «Звёздного бульвара» вспоминает встречу с Эдвардом Радзинским

http://zbulvar.ru/archive/ya-pochuvstvoval-za-spinoy-tyazheluyu-ten-vozhdya-korrespondent-zvezdnogo-bulvara-vspominaet-vstrechu-s-edvardom-radzinskim/

 

Cейчас мы многое знаем о жизни и смерти Иосифа Сталина. Немало для этого сделал писатель-историк Эдвард Радзинский. Пожалуй, именно из его книг читатели узнали самые эмоциональные подробности о жизни первого большевистского «царя». Я — в то время корреспондент газеты «Труд» — встретился с Эдвардом Радзинским как раз в тот момент, когда он изучал материалы о жизни вождя, готовя к изданию книгу «Сталин». Тогда я и сделал этот снимок  в квартире писателя на Ленинградском шоссе. А он рассказал мне о том, как рождается книга.

Дача недалеко от Лианозова
Книгу эту начал писать ещё мой отец, он был тоже писатель. А когда его не стало, работу продолжил я. Начал с того, что пешком обошёл все те места, где отдыхал Сталин, — а он был любитель природы и отыскивал самые красивые места в Подмосковье. Одна из первых его дач находилась недалеко от посёлка Лианозово и деревни Вёшки — там, где на берегу большого пруда стояла заброшенная церковка. Это место ему, бывшему семинаристу, видимо, особенно нравилось, и его огородили забором. Потом на даче поселился Ворошилов, а Сталин переехал жить в Крюково: победила близость к Кремлю. На ту дачу, названную «ближней», вождь добирался от Кремля  всего за 14 минут.

Там он и окончил свои дни.

Никто не знал, где спит правитель
Когда я впервые приехал на дачу в Крюково и прошёл по длинному, похожему одновременно и на казарму, и на тюрьму коридору с множеством одинаковых комнат, в которых поочерёдно ночевал хозяин дома, меня не оставляла мысль  заглянуть в одну из них. Мне разрешили, сказав, что все остальные  похожи как две капли воды. Даже охране было неведомо, в какой из них заночует хозяин. Это потом и сыграло с ним злую шутку, когда, умирая, он звал на помощь…

Дети вождя сюда не заглядывали
Меня оставили одного в большой комнате, возле белого дивана, на котором умер Сталин. На стене висел портрет Ленина, возле него чуть тлела, словно восковая свеча, крохотная лампочка, а на стенах висели обложки журнала «Огонёк» с ребячьими лицами. По публикациям в газетах мы знали, что Иосиф Виссарионович всегда опекал детей. Но почему-то ни его дети, ни внуки, как мне потом рассказывали прикреплённые из дачной обслуги, в этот дом почти не заглядывали. Глядя на всё это, я невольно видел перед собой распластанного на полу парализованного старого человека. Не укладывалось в голове, что это был всемогущий властитель, по воле которого создавались государства и гибли миллионы людей. Мне тогда вдруг показалось, что за спиной — тяжёлая тень вождя, что кто-то дышит мне в затылок, и я невольно оглянулся… Я был один.
Если бы меня попросили вновь побывать в этой комнате, я бы отказался…

Вячеслав КРУГЛИКОВ