Еврейское покаяние

На модерации Отложенный

Неожиданное продолжение получила антисемитская выходка Толстого-думца. Гозман призвал евреев задуматься. Солонин написал, что тут и думать нечего: и вообще, все эти покаяния – чушь собачья: немцы только людей смешат.

Тема важная, мимо не пройти. Покаяние – тема для нас важнейшая. Причем, не личное покаяние, а групповое. И Солонин в отношении немцев совершенно не прав. Именно покаяние слелало Германию лидером Европы. И именно отсутствие покаяния парализовало и всю РФ вообще, и ее либерально-демократчески-протестующую часть в частности.

Более того, я вам по секрету скажу: и евреям бывает за что каяться. Да, и раньше бывало.

Только тут с евреями вот какое дело. Будучи распыленными по миру, никогда не было деяний, за которые отвечали и соответственно должны были бы каяться все евреи. Предположим, что-то не так было в до-хмельницкой Украине (хотя детали сегодня за давностью лет уже не установить). Но при чем здесь, скажем, бухарские евреи? Которые ни сном, ни духом... То же относится, скажем, и к Израилю. У него непростая история. Требующая глубокого осознания. Но евреи как этнообразование не равны израильтянам или даже израильским евреям.

Есть деяния индивидуальные, есть групповые (в том числе, и национальные, и конфессиональные). Несет ли группа ответственность за преступление принадлежащего к группе человека. Несет. Но только тогда и только в той мере, когда и  в какой мере преступление совершенно в силу групповых мотивов, под действием групповых идей, разделяемых всей группой. Скажем, если член общества трезвенников напился пьяным и надебоширил, то общество тревенников в его пьяном дебоше никак не виновато.

А теперь перейдем к вопросу об участии евреев в революции и последующем коммунистическом строительстве и сопутствующих коммунистических преступлениях. Было? Было. Было активным? Активным. Тут даже проценты считать не надо. Было еврейским? Конечно – нет.

Евреи-коммунисты, как и великоросы-коммунисты, как латыши-коммунисты, украинцы-коммунисты, грузины-коммунисты  действовали так, как они действовали, не потому что они были евреями, грузинами и так далее, а потому что они были коммунистами. И в этом смысле – интернационалистами, космополитами, гражданами мира, мечтавшими о мировой революции. И все они полностью или почти полностью отвергали всё национальное, как буржуазный предрассудок и "буржуазный национализм". Все они активно "русели", ассимилировались и по сути с еврейством рвали (как и грузины с грузинством, а латыши – с латышеством). Насколько это вообще возможно. В первую очередь они были "советскими", во вторую – коммунистами, в третью – просто людьми, и только где-то потом после профессиональной идентификации наступал черед этнической. Конечно, позднее, в годы государственного антисемитизма ситуация поменялась: значение этнической идентификации ("я – еврей") выросло. Но в это время евреи были уже из госаппарата вытеснены полностью и в преступлениях коммунистов в 60-80-е годы не участвовали вовсе. Ну, почти. Разве что какие-нибудь Кобзон с Разенбаумом могли съездить попеть в Афганистан. Но и их туда гнало отнюдь не еврейство.

Именно поэтому и речи быть не могло о получении каких-то национальных преференций для евреев в результате революции. Положение улучшилось. Но точно также, как у татар, чувашей или балкарцев. И именно это отсутствие национальных преференций и стало одной из причин государственного антисемитизма второй половины истории СССР.

Национальность для первых коммунистов не играла никакой роли. Именно поэтому, евреи Каменев и Зиновьев помогали грузину Сталину топить еврея Троцкого. Не были они евреями, как и Сталин не был грузином. Они были коммунистами – русскими (в смысле принадлежности к суперэтносу – единству русского языка и культуры) коммунистами.

И позднее, в советское время никакой еврейской взаимовыручки, о которой так воспаленно бредят антисемиты уже сегодняшние, не было. Говорю с полным знанием дела. Мне лично она часто очень бы могла помочь. Но получить еврею помощь от еврея в СССР было весьма затруднительно.

Покаяние за коммунистические преступления – вещь для нас жизненно необходимая. Но покаяние – должно быть осознанием того, что было, а не придумыванием того, чего не былою

Среди преступлений коммунистов было и безжалостное отношение к памятникам культуры, включая и религиозную культуру. Но при этом нужно видеть и то, что само разрушение института церкви (не только христианской, но и всех остальных конфессий) к таким преступлениям отнести никак нельзя. Институт этот отжил свое и мешал развитию страны. Скорей уж его реконструкция Сталиным была ходом политиканствующим. Да, нельзя было лить кровь, нужно было быть бережней с памятниками архитектуры, но в целом коммунистическая политика секуляризации общества была оправдана.

Впрочем, еще раз – чтобы не потерять главного – кровь лить было нельзя. Но опять-таки – при чем здесь евреи? Коммунисты и евреи – разные группы, с разными групповыми идеями. Вообще говоря – совсем разными. В конце концов, коммунисты много больше взяли от христианской идеи, чем непосредственно от идей Пятикнижия-Торы. Еврейский же комплекс идей (вроде "в будущем году в Иерусалиме"), наоборот, выводил его носителей из зоны влияния коммунистической идеи и отправлял строить совсем другое государства далека от России, на Ближнем Востоке.

В своем естественном, но неадекватно эмоциональном антикоммунизме мы то и дело заваливаемся то на один бок, то на другой, обвиняя и непричастных, и в том чего не было. Был ли, например, Голодомор преступлением? Был. А геноцидом? Нет оснований так считать. Геноцидом украинцев? Точно не был. Геноцидом великоросов (русских) против украинцев? Совсем не был. Это было преступление коммунистов против человечности. Они решали таким образом чисто экономическую задачу. Хотели ли они при этом наказать-устрашить определенную социальную группу – крестьянство? Может быть, хотя этот мотив был далеко не первым по значимости, если был вообще. Хотели ли наказать-устрашить украинское крестьянство, скажем, отомстить за петлюровщину? А этот мотив (если он вообще был) по значимости был еще меньше. Впрочем, о наличии таких мотивов только догадываться можно – фактов, подтверждающих их наличие, нет никаких.

Та же история с "жадами", которые повзрывали наши церкви и сегодня не успокаиваются. Точно такой же бред. И взрывали не "жады", и сегодня антиклерикалят не они – посмотрите только на ФЕО с его Бородой. И уж точно антклерикалы 1920-х годов и антиклерикалы 2010-х годов – совсем разные люди. Разные по всему.

В общем, всё это ведь вещи-то очевидные. И очень странно, когда такие неглупые люди, как Гозман и Солонин ведутся на такую откровенно вбрасываемую дурь.