В Великобритании перед началом процедуры выхода из Евросоюза задумались, что будет потом

Портить отношения с США Лондону совсем ни к чему, в особенности в преддверии непростого развода с Евросоюзом. Процедуру запустят уже через месяц, и, как обещала Мэй, никаких полумер не будет: страна выйдет изо всех структур ЕС, включая общий рынок. Британцы прикидывают: что будет дальше, как адаптироваться к новым условиям и не пора ли подыскать себе какую-нибудь другую страну для проживания?

Есть ли жизнь после Брекзита? Вопрос этот волнует даже тех, кто не так давно голосовал за выход из Евросоюза. В начале марта Тереза Мэй обещает запустить процедуру выхода, и пути обратно не будет. А ведет ли этот путь в светлое будущее, сомневаются и депутаты, им еще предстоит формально «закрепить» выбор народа.

«Нам рисуют картины из «Алисы в стране чудес»! Нырнул в норку кролика, и вот она, волшебная страна, где все народы занимают очередь, чтобы подписать с нами торговые соглашения и открывают для нас свои рынки!» - говорит депутат парламента Великобритании Кен Кларк.

Парламент вряд ли заблокирует выход страны из ЕС, хотя граждане уже голосуют ногами. Посольство Германии в Лондоне завалено прошениями о предоставлении гражданства. В очереди за немецким паспортом в основном британские евреи.

Памятник возле лондонского вокзала Liverpool Street Station воскрешает историю тех, кто прибыл в Британию накануне Второй мировой в рамках операции «Киндертранспорт». Это еврейские дети из Австрии и Германии, они использовали последнюю лазейку, чтобы вырваться из рук нацистов. Но сегодня их потомки начинают задумываться о том, чтобы вернуться на домой, на континент.

Автор исторических романов Томас Хардинг немецкое гражданство получил на днях. А вот довоенный рейхспаспорт его дедушки, рожденного в Берлине Эриха Хиршовица. Переезд в Лондон спас всю его семью от верной гибели.

«Я не говорю: «Гудбай, Британия!» Я говорю: «Привет, Европа!» Я не хочу, чтобы передо мной захлопнулись двери на континент! Я хочу жить и работать в 27 странах», - заявляет писатель Томас Хардинг.

Томас не собирается продавать свой дом и переезжать в Берлин.

Для него немецкий паспорт, скорее, политический жест, но многие еврейские семьи всерьез думают собирать вещи. И причины не только экономические.

«Политики, противники Европы говорят: Брекзит заставит этих мигрантов убраться домой! Для сторонника любой неонацистской группировки это является оправданием его слов, ему как бы говорят: быть расистом - это нормально!» - заявляет писатель, журналист Мелани Филиппс.

Власти, разумеется, обещают каленым железом выжигать антисемитизм. Но а что делать с поляками и румынами? Живущие в Британии граждане Польши, в основном это трудовые мигранты, уже ощутили все «прелести» Брекзита. Поджоги, побои и граффити на двери культурного центра в Лондоне: «Польские подонки, убирайтесь домой!» 

Британцам с ирландскими корнями бояться вроде бы нечего, но и они присматривают запасной аэродром. «Мы всегда думали, что детям не повредит двойное гражданство, но именно страх перед Брекзитом заставил нас шевелиться быстрее!» - рассказывает владелец двойного гражданства Мартин О’Нил.

А что делать тем, кому ирландский паспорт не светит? Рекордное количество заявок на получение гражданства обрушилось на никем не признанное карликовое государство Си Ленд. Это не остров даже, а уцелевшая после Второй мировой войны оборонительная морская платформа в 10 километрах от английского берега. Полвека назад ее захватила семья Бейтс и провозгласила себя правителями Морской земли. 

Майкл Бейтс, он же наследный принц Майкл, говорит, что не знает, как и где разместить новых поданных: «Меня поразило, сколько к нам приходит заявок на получение паспорта! Каждый день их по интернету приходит несколько сотен. Я даже не в состоянии на все ответить!»

Чтобы сбить панику, многие требуют от премьер-министра четко объяснить, что означает Брекзит для каждого британца. Ведь неопределенность мучает больше всего. Но что такое Брекзит, похоже, не знают ни занятые разводом с Брюсселем министры, ни сама Тереза Мэй.

Дмитрий Сошин