Какой должен быть рабочий день?

На модерации Отложенный «Профсоюз олигархов» подготовил в Трудовой кодекс поправки, грозящие серьезным ущемлением прав работников.

О взаимных обязательствах

Поправки в Трудовой кодекс, озвученные на заседании одного из комитетов Российского союза промышленников и предпринимателей, стали едва ли не главной сенсацией ноября. В частности, «профсоюз олигархов» предложил узаконить 60-часовую рабочую неделю. И до одного месяца сократить срок обязательного предупреждения об увольнении.

И отменить предоставление оплачиваемых отпусков для сдачи сессии тем, кто по собственной инициативе совмещает работу с учебой. А также расширить основания для заключения срочных трудовых договоров, позволяющих увольнять работников без выходного пособия…

Пытаясь скорректировать Трудовой кодекс под себя, работодатели ссылались на то, что он-де не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Но соответствует ли нормам действующего трудового законодательства их собственное отношение к работникам?
Посмотреть на социально-трудовые отношения в Кузбассе именно с этой точки зрения и решила газета.

Что и как нарушалось в кризис

В 2009 году территориальные организации отраслевых профсоюзов Кузбасса провели 675 проверок на предприятиях и в организациях области. В результате была выявлена почти 81 тысяча нарушений трудового законодательства со стороны работодателей. Как уточнил заместитель председателя Федерации профсоюзных организаций Кузбасса Игорь Кондрашев, на первом месте стояло нарушение сугубо кризисное – режима труда и отдыха работников (которое и предлагает узаконить комитет РСПП, возглавляемый миллиардером Михаилом Прохоровым. – Ред.).

– Некоторые работодатели досокращали штаты до того, что работать стало некому, в результате оставшихся на производстве стали привлекать к труду и сверхурочно, и в выходные, – пояснил Игорь Александрович. – Особенно заметно это было в металлургической отрасли. Но возможности человеческого организма не безграничны. Об этом говорят ученые, и это же подтвердил анализ, проведенный технической инспекцией труда Кемеровской территориальной организации Горно-металлургического профсоюза России: в кризис количество травм и случаев со смертельным исходом на горно-металлургических предприятиях Кузбасса резко возросло…
(В скобках заметим, что официальными данными о том, сколько кузбассовцев работает сегодня по 12 часов в стуки, не располагают ни профсоюзы, ни Государственная инспекция по труду, ни территориальное управление Роспотребнадзора, ни Кемеровостат. По неофициальным данным некоторых экспертов, каждый четвертый).

Но вернемся к проверкам. На втором месте среди нарушений, выявленных профсоюзами, стояло нарушение порядка привлечения работников к дисциплинарной ответственности (то есть работодатели наказывали их жестче, чем предполагал сам проступок).
На третьем – нарушение порядка и условий оплаты труда.
На четвертом – порядка увольнения работников.
Любопытно, что когда кузбассовцы искали управу на работодателей в частном порядке, они расставляли другие приоритеты. По данным Гострудинспекции Кемеровской области, 60% всех жалоб и обращений граждан касалось вопросов оплаты труда, и только 9% – режима труда и отдыха. То есть люди готовы были до последнего терпеть жестокую эксплуатацию и терять здоровье ради денег, но бунтовали, если работодатели затягивали с выплатами.

Вредность вредности рознь

У собственников и топ-менеджеров жизнь, что и говорить, нервная, а рабочий день – не нормированный. И когда поздно вечером они скрепляют сделку фуршетом, то вполне могут считать это работой, выходящей за рамки 40-часовой рабочей недели. Отвечают ли условия их сверхурочного труда гигиеническим нормативам? Ответ на этот вопрос не знает даже всеведущая статистика.
Зато Кемеровостат знает, что в 2009 году в экономике региона было занято 1280,1 тыс. человек. Из которых 180,5 тыс. (или 15%) работали во вредных и опасных условиях. При этом надо иметь в виду, что учет «вредников» ведется лишь по таким регионообразующим отраслям, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, выработка и распределение электричества, газа и воды, строительство, транспорт и связь. В добывающей промышленности, к примеру, на вредном труде занято 75% работников, в металлургии и производстве готовых металлических изделий – 65%, в машиностроении – половина, в строительстве – каждый третий…

Но явная вредность имеет и плюс: она хотя бы дает людям возможность рассчитывать на денежные компенсации и льготный пенсионный стаж. А работники какого-нибудь пищекомбината, вынужденные выстаивать по 10-12 часов у конвейера в продуваемом сквозняками цехе и перекладывать за смену центнеры продукции, в этот список не попадают вовсе.
Так же как и сотрудники турфирмы, работающие в крохотном помещении, под завязку забитом оргтехникой. У них лучевую нагрузку тоже никто не считал. А раз так, то и решать проблемы со здоровьем, которые непременно проявятся через энное время, им придется исключительно за свой счет.

Неизвестное со знаком минус

В принципе ст. 212 Трудового кодекса обязывает всех без исключения работодателей провести аттестацию абсолютно всех рабочих мест. Иначе говоря, оценить условия труда работников с точки зрения наличия-отсутствия здесь вредных производственных факторов и привести их в соответствие с государственными требованиями охраны труда.

Уже в скором времени вопрос о назначении компенсаций за вредность (сокращенная рабочая неделя, денежные доплаты, дополнительные дни отпуска, назначение льготной пенсии) будет решаться не на основании списков вредных профессий, разработанных еще в Советском Союзе, а по результатам аттестации. Но вот незадача: по данным департамента труда и занятости, в Кузбассе зарегистрировано около 60 тысяч хозяйствующих субъектов. Аттестацию же прошли… не более 2 тысяч. Правда, в это число попали все самые крупные предприятия области, где трудится почти половина всех экономически активных кузбассовцев. Но получается, что другая половина, а это около 600 тысяч человек, на защиту своих интересов пока что не может даже надеяться.

«Кошмарить бизнес» нынче запрещено, с плановыми проверками контролирующие организации могут прийти на предприятие раз в 3 года, причем не по одиночке, как раньше, а «группой товарищей»: сразу и Гострудинспекция, и Госпожнадзор, и Роспотребнадзор, и т.п. По данным Гострудинспекции, за 9 месяцев текущего года на предмет аттестации было проверено около тысячи предприятий. Нарушения выявлены на 758. Когда проверяющие дойдут до остальных 57 тысяч не аттестованных фирм и компаний?
Да, аттестация – дело не дешевое. Но как-то уж очень цинично получается: драть с работника три шкуры – это в духе кризисной и посткризисной экономики. А обеспечить ему достойные условия труда – затратно…

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Петр БИЗЮКОВ, ведущий специалист московского Центра социально-трудовых прав (долгое время работал в Кузбассе, возглавлял кемеровский филиал Московского института сравнительных исследований трудовых отношений):
– В последний год отмечается тенденция на ущемление прав работников. Речь идет не о разовых вещах вроде инициативы профсоюза олигархов – о системном пакете предложений. Тут и бесконечные угрозы увольнения, и повышение пенсионного возраста, и реформа Фонда социального страхования, и отказ правительства увеличить минимальный размер оплаты труда, несмотря на рост цен и тарифов. Сюда же следует отнести изменение Трудового кодекса, устранившее норму, которая защищала от увольнения неосвобожденных лидеров профсоюзных организаций… Это уже – кампания, суть которой заключается в том, чтобы переложить издержки государства и бизнеса на плечи работников.
Всем известно, что бюрократия «доит» бизнес, получая с него «административную ренту», ведь, кроме как в экономике, деньги взять негде. За это чиновники разрешают бизнесу «доить» рабочих: ужесточать правила, нормы, требовать больше работать. Такая вот деградация трудовых отношений. Причем эта тенденция характерна не для мировой экономики – именно для России. Вбрасываются различные инициативы, и смотрят, что пройдет, а что нет.

Игорь КОНДРАШЕВ, заместитель председателя Федерации профсоюзных организаций Кузбасса, член Общественной палаты области:
– В Трудовом кодексе есть понятие социального партнерства. Создана российская трехсторонняя комиссия, куда вошли представители правительства, Российского союза промышленников и предпринимателей и Федерации независимых профсоюзов России. Все проекты нормативных актов, затрагивающие социально-трудовые права работников, предварительно проходят здесь обсуждения. Без него ни одна инициатива не может быть рассмотрена ни в правительстве, ни в Госдуме. Так вот, конкретных предложений на эту трехстороннюю комиссию «профсоюз олигархов» не выдвигал. Они обсуждали все это на заседании какого-то своего комитета. И хотя официально требования еще не выдвинуты, профсоюзы уже заявили: такие предложения – антиконституционны по сути и никогда не пройдут.

http://www.prof-kuzbass.ru