Пепел пассажа
На модерации
Отложенный
ЖЕРТВОЙ РАЗБОРОК В ВЫСШЕМ ЭШЕЛОНЕ ВЛАСТИ СТАЛО ПРАВОСУДИЕ
25 октября в заседании Сыктывкарского горсуда, рассматривающего уголовное дело по обвинению экс-зампрокурора Ухты Григория Чекалина в заведомо ложных показаниях, каковыми следствие считает его показания о фальсификации материалов уголовного дела о поджоге торгового центра «Пассаж», был допрошен заместитель начальника УФСБ по РК Михаил Тырин.
Ранее сторона защиты не смогла обеспечить явку этого свидетеля в суд. Но в дело вмешался бывший начальник УФСБ по Коми Николай Пиюков. Он добровольно явился в суд и дал сенсационные показания, в которых заявил, что у него «сложилось устойчивое, однозначное мнение», что в деле, в результате рассмотрения которого Алексей Пулялин и Антон Коростелёв были приговорены к пожизненному заключению, были «допущены фальсификации». Генерал ФСБ также сообщил в ходе допроса некоторые другие важные подробности расследования «громкого дела». По решению суда Михаила Тырина — действующего сотрудника ФСБ — допрашивали за закрытыми дверями. А нам есть смысл напомнить некоторые эпизоды скандального дела, перелом в котором наметился благодаря вмешательству «бывшего чекиста».
ХРОНИКА ТРАГЕДИИ
11 июля 2005 года пожар в «Пассаже» унес жизни 25 человек, еще 10 ухтинцев получили травмы и ожоги.
8 августа 2007 года в Ухте началось заседание Верховного суда Коми по рассмотрению уголовного дела о поджоге торгового центра «Пассаж».
В суде в качестве свидетеля заместитель прокурора Ухты Григории Чекалин сказал, что часть документов в деле сфальсифицирована. Г.Чекалин также указал, что, будучи в составе оперативно-следственной группы по расследованию поджога «Пассажа», он неоднократно докладывал о своих подозрениях бывшему прокурору города Николаю Санаеву (он отправлен в отставку, сейчас работает в частной компании), руководителю группы следователей Анатолию Власенко. Те просили его не вмешиваться, отвечая, что это «оперативные разработки».
29 нюня 2008 года Верховный суд Коми полностью оправдал обоих обвиняемых в поджоге торгового центра «Пассаж» в Ухте. Глава Коми Владимир Торлопов выразил недовольство работой прокуратуры в связи с оправдательным приговором, вынесенным подозреваемым по делу о поджоге торгового центра «Пассаж», и потребовал наказания виновных в прокуратуре.
7 июля 2008 года Прокуратура Коми направила в Верховный суд РФ кассационное представление на оправдательный приговор.
25 августа 2008 года прокурор Коми Александр Шуклин подал рапорт об отставке.
12 ноября 2008 года депутаты Государственного Совета Коми единогласно одобрили назначение Владимира Поневежского на должность прокурора республики.
12 января 2009 года в Верховном суде Коми началось повторное рассмотрение уголовного дела по факту поджога ухтинского торгового центра «Пассаж».
19 июня 2009 года к пожизненному заключению приговорены Антон Коростелёв и Алексей Пулялин, обвиненные в поджоге ухтинского торгового центра «Пассаж».
«Качественно иной подход к расследованию дела о «Пассаже» в Ухте принёс свой результат», — такое мнение высказал заместитель председателя комитета Государственной Думы России по проблемам Севера и Дальнего Востока Ростислав Гольдштейн, комментируя приговор обвиняемым в поджоге торгового центра.
20 июня 2009 года по подозрению в совершении организации поджога были задержаны двое подозреваемых Асрет и Фахрудин Махмудовы.
26 октября 2009 года Верховный суд РФ поставил окончательную точку в деле о поджоге магазина «Пассаж».
Но в начале ноября на портале YonTube Григорий Чекалин, уволившийся из органов прокуратуры, разместил
своё видео-обращение к Президенту РФ, в котором рассказал о беззаконии, царящем в правоохранительной системе. Особый акцент сделан на фальсификациях, допущенных при расследовании уголовного дела о поджоге «Пассажа», и на том, что к пожизненному заключению приговорены невиновные люди.
Руководитель Коми управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ Николай Басманов незамедлительно возбудил в отношении Григория Чекалина уголовное дело по ч.2 ст. 307 УК РФ «Заведомо ложные показания, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления» (предусматривает санкцию -до 5 лет лишения свободы).
2 февраля 2010 года бывший заместитель прокурора Ухты доставлен в Сыктывкар.
16 февраля 2010 года Антон Коростелёв и Алексей Пулялин согласились сотрудничать со следствием по поджогу ухтинского торгового центра «Пассаж». Дали признательные показания и в качестве заказчиков указали на братьев Махмудовых.
Тем временем в суде дали показания немногочисленные свидетели защиты, в их числе — бывшие сотрудники УФСБ по РК. Они подтвердили, что Григорий Чекалин еще в 2006 году информировал их о совещании в ухтинской прокуратуре, на котором обсуждалась возможность «поработать» над протоколом ключевого свидетеля Хозяинова А.В. — очевидца поджога, заявившего, что он не сможет опознать выбегавших из «Пассажа» людей. Позже протокол с этими показаниями исчез, а вместо него появился другой, где г-н Хозяинов, кстати, работник милиции, уже заявляет, что опознать злоумышленников сможет.
7 августа 2010 года в Ухте Григорий Чекалин задержан возле здания суда по подозрению… в мошенничестве. Основанием для задержания стало заявление некой г-жи Шкрум, у которой были договорные отношения с принадлежащим Чекалину ООО «Правеж». Стало известно, что ранее г-жа Шкрум неоднократно жаловалась на г-на Чекалина в ухтинскую милицию, но всякий раз у милиционеров не находилось оснований привлечь последнего к ответственности. На этот раз — нашлись.
После чего Григорий Чекалин, находясь в камере ИВС, объявил бессрочную голодовку и подготовил
открытое сообщение для СМИ, в котором в качестве одной из причин возбуждения нового дела и содержания его под стражей назвал желание стороны обвинения максимально затруднить обеспечение явки на судебные заседания свидетелей защиты. Угроза проведения бессрочной голодовки подействовала — Чекалина освободили из-под стражи и «прописали» домашний арест. Суд отказывает в многочисленных ходатайствах подсудимого о привлечении дополнительных свидетелей. На встречу Григорию Чекалину судья Александр Печинин пошел только в отношении Михаила Евсеева, доставленного в суд.
Бывший оперуполномоченный управления уголовного розыска МВД по РК Евсеев был одним из непосредственных участников реализации оперативных действий по псевдоизъятию фальсифицированной«записки Пулялина», о чем он год назад открыто рассказал в
видеообращении к Президенту РФ. Евсеев готов был явиться на заседание суда в качестве свидетеля еще в конце августа, но накануне этого заседания он был задержан, а затем, по предъявлении ему обвинения в разглашении сведений, составляющих гостайну, арестован и помещен в верхнечовское СИЗО №l.
А спустя некоторое время в отношении Михаила Евсеева возбудили еще одно уголовное дело по подозрению сразу в нескольких преступлениях (превышение должностных полномочий с применением насилия, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, нарушение неприкосновенности жилища), якобы совершенных им во время длительной командировки в Чечню в 2004 (!) году.
12 октября 2010 года на закрытом заседании суда Евсеев снова заявил о фальсификации дела по «Пассажу»...
КАК ПРОКУРОР ПРОКУРОРУ
Во вторник,
26 октября, в Сыктывкарском городском суде начались прения сторон по уголовному делу по обвинению экс-зампрокурора Ухты Григория Чекалина в даче заведомо ложных показаний.
Государственный обвинитель Юрий Овчинников в своём заключительном слове практически «разоблачил» в лице Григория Чекалина агента авторитетного бизнесмена Фарида Махмудова в рядах следственно-оперативной группы по делу о поджоге магазина «Пассаж» и потребовал наказания в виде четырёх лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.
Основным доказательством вины Юрий Овчинников считает тот факт, что 17 июня 2009 года Верховный суд Коми признал виновными в поджоге «Пассажа» Пулялина и Коростелева и приговорил их к пожизненному заключению. Таким образом, показания Чекалина об имевших место фактах фальсификации дела в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашли. Этот факт подтверждается кассационным определением Верховного суда России.
В своей пространной речи (20 страниц машинописного текста) обвинитель последовательно перечислил эпизоды якобы имевших место фальсификаций. При этом показания членов следственно-оперативной группы, бывшего прокурора города Ухты Санаева и других сотрудников правоохранительной системы Юрий Овчинников считает объективными и заслуживающими доверия. А вот показания адвокатов Пулялина и Коростелева, бывшего руководителя УФСБ по Коми ФСБ Николая Пиюкова, действующего заместителя начальника УФСБ Михаила Тырина и сотрудников Ухтинского ФСБ гособвинитель подверг обоснованному сомнению. Показания Михаила Евсеева о фальшивой записке Пулялина воровским авторитетам (в том числе — Пичуге!) Юрий Овчинников назвал «путаными» и не заслуживающими внимания.
Основным аргументом обвинения стали многочисленные факты, указывающие на дружеские отношения Чекалина с бизнесменом Фаридом Махмудовым. По версии прокурора Овчинникова, бывший прокурор Чекалин сознательно действовал в интересах Махмудова, потихоньку «разваливая» дело с расчётом на оправдательный приговор суда в отношении Пулялина и Коростелева.
Особо пафосной прозвучала заключительная часть речи прокурора (в сокращении — ред.):
«...- Высказываясь об особой опасности совершенного Чекалиным преступления, следует акцентировать внимание на том, что в некоторых странах данное преступление относится к особо тяжким преступлениям.
Действия Чекалина вызвали необоснованное затягивание правосудия в отношении Пулялина и Коростелёва. Дело рассматривалось в суде более двух дет, что, естественно, недопустимо. Существенно был подорван авторитет судебной власти, так как в первом заседании Чекалин ввёл коллегию судей в заблужде-нне. дав ложные показания, высказав свои сомнения, обвинив следственно-оперативную группу, в которую входил лично, в совершении преступлений, а именно: превышении должностных полномочий н фальсификации материалов дела по особо тяжкому преступлению.
Дискредитировал органы государственной власти и продолжает их дискредитировать в этом процессе, утверждая, что инициатива его допроса в суде исходила от сотрудников УФСБ по Республике Коми...
Хотелось бы отметить, что критериями оценки профессионально важных психологических свойств и качеств прокурорского работника являются следующие: морально-нравственные качества, мотивационные характеристики, развитое правосознание, доминирование социально значимых мотивов при осуществлении профессиональной деятельности. Это стремление к достижению успехов в работе, завоевание авторитета, уважения не только среди коллег, но и среди граждан. Это, в первую очередь, честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость, ответственность, состязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность и аккуратность!» Действующий прокурор естественным образом отказал бывшему в наличии всех этих качеств «в полном объёме» и потребовал наказания в виде четырёх лет лишения свободы. Далее судья назначил ответное слово подсудимому на 12 ноября. А затем прокурор и подсудимый пожали друг другу руки!
ЕСТЬ ТАКАЯ ВЕРСИЯ
Среди множества версий, которые рассматривались следствием в самом начале расследования, была и такая. В 2005 году активно обсуждался вопрос о строительстве в республике гигантского глиноземного завода в Сосногорском районе. Стоимость его исчислялась миллиардами долларов. Естественно, появился вопрос о том, где брать огромный объем строительных материалов, необходимых для завода. Завозить их издалека было невыгодно единственный выход – производить на месте. Но вот проблема: большая часть строительных мощностей вблизи предполагаемой стройки контролировалась братьями Махмудовыми.
Возникла «инициативная группа влиятельнейших чиновников и депутатов», желавших получить куш от продажи строматериалов Сосногорскому заводу. Представители группы попытались «по-хорошему» договориться с братьями п принудить их поделиться своим бизнесом. Но те были непреклонны.
Кстати, в уголовном деле есть аудиозапись беседы с одним из братьев Махмудовых, которому «полномочный представитель группы чиновников и депутатов» предлагает сдать свой бизнес за смешные деньги. В противном случае семье Махмудовых обещают большие неприятности.
Удивительно, но эта запись в суде над братьями почему-то не фигурировала.
Затем происходит поджог. Как теперь можно предположить, представители группы, разумеется, не планировали такой грандиозной трагедии. Считалось, что для выведения из игры Махмудовых будет достаточно небольшого возгорания с большим шумом и непродолжительной изоляцией их от общества. Впрочем, достаточной для получения контроля над их предприятиями стройиндустрии.
Но случилось то, что случилось. Погибли люди, дело о поджоге приобрело общефедеральную известность. Представители группы чиновников и депутатов пришли к выводу, что в целях собственной безопасности необходимо сделать всё, чтобы правда о трагедии была скрыта, и началась масштабная фальсификация материалов следствия.
Был задействован весь имеющийся административный ресурс, и несмотря на некоторые провалы (первое оправдание Пулялина и Коростелева), следствие добилось нужного результата.
Сначала были осуждены так называемые исполнители, затем под пресс попали так называемые заказчики. Попутно была решена судьба прокурора республики Александра Шуклина, который не стал потакать инициативной группе.
И все бы шло хорошо, но у двух сотрудников правоохранительных органов — Евсеева и Чекалина — вдруг развязался язык. Смелость проявленная ими в борьбе с системой, привела к тому, что и другие люди перестали бояться. А дальше ситуация приобрела собственную логику развития, неподконтрольную тем, кто пытался ею управлять.
Показания генерала Пиюкова сыграли ключевую роль, а когда минувшей пятницей
загорелся его дом, вновь подхлестнули интерес федеральных СМИ к расследованию дела «Пассажа».
Чем закончится это дело, пока говорить рано, но есть шанс, что истинные заказчики и исполнители массового убийства не уйдут от ответственности. Дмитрий САХАРОВ,
Виталий ШАХОВ
komionline.ru
http://www.komikz.ru взято от сюда:
belayalenta.name/blogs/ozera/270.php
Комментарии