Пепел пассажа

На модерации Отложенный ЖЕРТВОЙ РАЗБОРОК В ВЫСШЕМ ЭШЕЛОНЕ ВЛАСТИ СТАЛО ПРАВОСУДИЕ

25 октября в заседании Сыктывкарского горсуда, рассматривающего уголовное дело по обвине­нию экс-зампрокурора Ухты Григория Чекалина в заведомо ложных показаниях, каковыми след­ствие считает его показания о фальсификации материалов уголовного дела о поджоге торгового цен­тра «Пассаж», был допрошен заместитель начальника УФСБ по РК Михаил Тырин.

Ранее сторона защиты не смогла обеспечить явку этого свидетеля в суд. Но в дело вмешался быв­ший начальник УФСБ по Коми Николай Пиюков. Он добровольно явился в суд и дал сенсационные показания, в которых заявил, что у него «сложилось устойчивое, однозначное мнение», что в деле, в результате рассмотрения которого Алексей Пулялин и Антон Коростелёв были приговорены к по­жизненному заключению, были «допущены фальсификации». Генерал ФСБ также сообщил в ходе допроса некоторые другие важные подробности расследования «громкого дела». По решению суда Михаила Тырина — действующего сотрудника ФСБ — допрашивали за закрытыми дверями. А нам есть смысл напомнить некоторые эпизоды скандального дела, перелом в котором наметился благо­даря вмешательству «бывшего чекиста».

ХРОНИКА ТРАГЕДИИ

11 июля 2005 года пожар в «Пассаже» унес жизни 25 чело­век, еще 10 ухтинцев получили травмы и ожоги.

8 августа 2007 года в Ухте началось заседание Верховно­го суда Коми по рассмотрению уголовного дела о поджоге тор­гового центра «Пассаж».

В суде в качестве свидете­ля заместитель прокурора Ухты Григории Чекалин сказал, что часть документов в деле сфальсифицирована. Г.Чекалин так­же указал, что, будучи в составе оперативно-следственной группы по расследованию поджога «Пассажа», он неоднократно докладывал о своих подозрениях бывшему прокурору города Николаю Санаеву (он отправлен в отставку, сейчас работает в част­ной компании), руководителю группы следователей Анатолию Власенко. Те просили его не вме­шиваться, отвечая, что это «опе­ративные разработки».

29 нюня 2008 года
Верховный суд Коми полностью оправ­дал обоих обвиняемых в поджоге торгового центра «Пассаж» в Ухте. Глава Коми Владимир Торлопов выразил недовольство работой прокуратуры в связи с оправдательным приговором, вынесенным подозреваемым по делу о поджоге торгового центра «Пассаж», и потребовал наказания виновных в прокуратуре.

7 июля 2008 года Прокурату­ра Коми направила в Верховный суд РФ кассационное представление на оправдательный при­говор.

25 августа 2008 года проку­рор Коми Александр Шуклин подал рапорт об отставке.

12 ноября 2008 года депута­ты Государственного Совета Коми единогласно одобрили назна­чение Владимира Поневежского на должность прокурора республики.

12 января 2009 года в Верхов­ном суде Коми началось повтор­ное рассмотрение уголовного де­ла по факту поджога ухтинского торгового центра «Пассаж».
19 июня 2009 года к пожизненному заключению приговорены Антон Коростелёв и Алексей Пулялин, обвиненные в поджоге ухтинского торгового центра «Пассаж».

«Качественно иной подход к расследованию дела о «Пассаже» в Ухте принёс свой результат», — такое мнение высказал заместитель председателя комитета Го­сударственной Думы России по проблемам Севера и Дальнего Востока Ростислав Гольдштейн, комментируя приговор обвиняемым в поджоге торгового центра.

20 июня 2009 года по подозрению в совершении органи­зации поджога были задержа­ны двое подозреваемых Асрет и Фахрудин Махмудовы.

26 октября 2009 года Верхов­ный суд РФ поставил оконча­тельную точку в деле о поджоге магазина «Пассаж».

Но в начале ноября на порта­ле YonTube Григорий Чекалин, уволившийся из органов проку­ратуры, разместил своё видео-обращение к Президенту РФ, в котором рассказал о беззако­нии, царящем в правоохрани­тельной системе. Особый акцент сделан на фальсификациях, до­пущенных при расследовании уголовного дела о поджоге «Пас­сажа», и на том, что к пожизнен­ному заключению приговорены невиновные люди.

Руководитель Коми управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ Николай Бас­манов незамедлительно возбудил в отношении Григория Чекалина уголовное дело по ч.2 ст. 307 УК РФ «Заведомо ложные показания, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления» (предусматривает санкцию -до 5 лет лишения свободы).

2 февраля 2010 года бывший заместитель прокурора Ухты доставлен в Сыктывкар.

16 февраля 2010 года Ан­тон Коростелёв и Алексей Пулялин согласились сотрудничать со следствием по поджогу ухтинско­го торгового центра «Пассаж». Дали признательные показания и в качестве заказчиков указали на братьев Махмудовых.

Тем временем в суде дали показания немногочисленные свидетели защиты, в их числе — бывшие сотрудники УФСБ по РК. Они подтвердили, что Григорий Чекалин еще в 2006 году информировал их о совещании в ухтинской прокуратуре, на ко­тором обсуждалась возможность «поработать» над протоколом ключевого свидетеля Хозяинова А.В. — очевидца поджога, заявившего, что он не сможет опо­знать выбегавших из «Пассажа» людей. Позже протокол с этими показаниями исчез, а вместо не­го появился другой, где г-н Хозяинов, кстати, работник мили­ции, уже заявляет, что опознать злоумышленников сможет.

7 августа 2010 года в Ухте Григорий Чекалин задержан воз­ле здания суда по подозрению… в мошенничестве. Основанием для задержания стало заявление некой г-жи Шкрум, у которой были договорные отношения с принадлежащим Чекалину ООО «Правеж». Стало известно, что ранее г-жа Шкрум неоднократ­но жаловалась на г-на Чекалина в ухтинскую милицию, но вся­кий раз у милиционеров не нахо­дилось оснований привлечь по­следнего к ответственности. На этот раз — нашлись.

После чего Григорий Чека­лин, находясь в камере ИВС, объявил бессрочную голодовку и подготовил открытое сообщение для СМИ, в котором в каче­стве одной из причин возбужде­ния нового дела и содержания его под стражей назвал желание стороны обвинения максималь­но затруднить обеспечение явки на судебные заседания свидете­лей защиты. Угроза проведения бессрочной голодовки подействовала — Чекалина освободи­ли из-под стражи и «прописали» домашний арест. Суд отказывает в многочисленных ходатайствах подсудимого о привлечении дополнительных свидетелей. На встречу Григорию Чекалину судья Александр Печинин пошел только в отношении Михаила Евсеева, доставленного в суд.
Бывший оперуполномоченный управления уголовного ро­зыска МВД по РК Евсеев был одним из непосредственных участников реализации опе­ративных действий по псевдоизъятию фальсифицированной«записки Пулялина», о чем он год назад открыто рассказал в видеообращении к Президенту РФ. Евсеев готов был явиться на заседание суда в качестве свиде­теля еще в конце августа, но на­кануне этого заседания он был задержан, а затем, по предъявлении ему обвинения в разглашении сведений, составляющих гостайну, арестован и помещен в верхнечовское СИЗО №l.

А спустя некоторое время в отношении Михаила Евсеева возбудили еще одно уголовное дело по подозрению сразу в не­скольких преступлениях (пре­вышение должностных полно­мочий с применением насилия, умышленное причинение сред­ней тяжести вреда здоровью, на­рушение неприкосновенности жилища), якобы совершенных им во время длительной коман­дировки в Чечню в 2004 (!) году.


12 октября 2010 года
на за­крытом заседании суда Евсеев снова заявил о фальсификации дела по «Пассажу»...

КАК ПРОКУРОР ПРОКУРОРУ

Во вторник, 26 октября, в Сыктывкарском городском суде начались прения сторон по уго­ловному делу по обвинению экс-зампрокурора Ухты Григория Чекалина в даче заведомо лож­ных показаний.

Государственный обвини­тель Юрий Овчинников в своём заключительном слове практи­чески «разоблачил» в лице Гри­гория Чекалина агента авто­ритетного бизнесмена Фарида Махмудова в рядах следственно-оперативной группы по делу о поджоге магазина «Пассаж» и потребовал наказания в виде че­тырёх лет лишения свободы с от­быванием в колонии общего ре­жима.

Основным доказательством вины Юрий Овчинников счита­ет тот факт, что 17 июня 2009 го­да Верховный суд Коми признал виновными в поджоге «Пасса­жа» Пулялина и Коростелева и приговорил их к пожиз­ненному заключению. Та­ким образом, показания Чекалина об имевших ме­сто фактах фальсифика­ции дела в ходе судебно­го разбирательства своего подтверждения не нашли. Этот факт подтверждается кас­сационным определением Вер­ховного суда России.

В своей пространной речи (20 страниц машинописного текста) обвинитель последовательно пе­речислил эпизоды якобы имевших место фальсификаций. При этом показания членов следственно-оперативной груп­пы, бывшего прокурора горо­да Ухты Санаева и других со­трудников правоохранительной системы Юрий Овчинников считает объективными и заслу­живающими доверия. А вот по­казания адвокатов Пулялина и Коростелева, бывшего руково­дителя УФСБ по Коми ФСБ Ни­колая Пиюкова, действующего заместителя начальника УФСБ Михаила Тырина и сотрудников Ухтинского ФСБ гособвинитель подверг обоснованному сомне­нию. Показания Михаила Евсее­ва о фальшивой записке Пулялина воровским авторитетам (в том числе — Пичуге!) Юрий Овчин­ников назвал «путаными» и не заслуживающими внимания.

Основным аргументом обви­нения стали многочисленные факты, указывающие на дру­жеские отношения Чекалина с бизнесменом Фаридом Махмудовым. По версии прокурора Овчинникова, бывший проку­рор Чекалин сознательно дей­ствовал в интересах Махмудова, потихоньку «разваливая» дело с расчётом на оправдательный приговор суда в отношении Пу­лялина и Коростелева.

Особо пафосной прозвучала заключительная часть речи про­курора (в сокращении — ред.):

«...- Высказываясь об особой опасности совершенного Чекалиным преступления, следует акцентировать внимание на том, что в некоторых странах данное преступление относится к особо тяжким преступлениям.

Действия Чекалина вызва­ли необоснованное затягивание правосудия в отношении Пулялина и Коростелёва. Дело рассматривалось в суде более двух дет, что, естественно, недопусти­мо. Существенно был подорван авторитет судебной власти, так как в первом заседании Чекалин ввёл коллегию судей в заблужде-нне. дав ложные показания, вы­сказав свои сомнения, обвинив следственно-оперативную груп­пу, в которую входил лично, в совершении преступлений, а именно: превышении должност­ных полномочий н фальсифи­кации материалов дела по особо тяжкому преступлению.

Дискредитировал органы государственной власти и продолжает их дискредитировать в этом процессе, утверждая, что инициатива его допроса в суде исходила от сотрудников УФСБ по Республике Коми...

Хотелось бы отметить, что критериями оценки профес­сионально важных психоло­гических свойств и качеств прокурорского работника яв­ляются следующие: морально-нравственные качества, мотивационные характеристики, развитое правосознание, доми­нирование социально значимых мотивов при осуществлении про­фессиональной деятельности. Это стремление к достижению успехов в работе, завоевание ав­торитета, уважения не только среди коллег, но и среди граж­дан. Это, в первую очередь, честность, принципиальность, гражданское мужество, чув­ство долга, совестливость, ответ­ственность, состязательность, добросовестность, исполнитель­ность, дисциплинированность и аккуратность!»


Действующий прокурор есте­ственным образом отка­зал бывшему в наличии всех этих качеств «в полном объёме» и потребовал наказания в виде четырёх лет лишения свободы. Далее судья назначил ответ­ное слово подсудимому на 12 ноября. А затем прокурор и подсудимый пожали друг другу руки!

ЕСТЬ ТАКАЯ ВЕРСИЯ

Среди множества версий, ко­торые рассматривались след­ствием в самом начале рассле­дования, была и такая. В 2005 году активно обсуждался вопрос о строительстве в республике ги­гантского глиноземного завода в Сосногорском районе. Стоимость его исчислялась миллиардами долларов. Естественно, появился вопрос о том, где брать огромный объем строительных материалов, необходимых для завода. Заво­зить их издалека было невыгодно единственный выход – производить на месте. Но вот проблема: большая часть строительных мощностей вблизи предполагае­мой стройки контролировалась братьями Махмудовыми.

Возникла «инициативная группа влиятельнейших чинов­ников и депутатов», желавших получить куш от продажи строматериалов Сосногорскому за­воду. Представители группы попытались «по-хорошему» до­говориться с братьями п прину­дить их поделиться своим бизне­сом. Но те были непреклонны.

Кстати, в уголовном деле есть аудиозапись беседы с одним из братьев Махмудовых, кото­рому «полномочный представи­тель группы чиновников и де­путатов» предлагает сдать свой бизнес за смешные деньги. В противном случае семье Махму­довых обещают большие непри­ятности.
Удивительно, но эта запись в суде над братьями почему-то не фигурировала.

Затем происходит поджог. Как теперь можно предполо­жить, представители группы, разумеется, не планировали та­кой грандиозной трагедии. Счи­талось, что для выведения из игры Махмудовых будет достаточно небольшого возгорания с большим шумом и непродолжи­тельной изоляцией их от обще­ства. Впрочем, достаточной для получения контроля над их пред­приятиями стройиндустрии.

Но случилось то, что случи­лось. Погибли люди, дело о под­жоге приобрело общефедераль­ную известность. Представители группы чиновников и депутатов пришли к выводу, что в целях собственной безопасности необ­ходимо сделать всё, чтобы прав­да о трагедии была скрыта, и началась масштабная фальсификация материалов следствия.

Был задействован весь име­ющийся административный ре­сурс, и несмотря на некоторые провалы (первое оправдание Пулялина и Коростелева), следствие добилось нужного результата.
Сначала были осуждены так называемые исполнители, затем под пресс попали так называе­мые заказчики. Попутно была решена судьба прокурора респу­блики Александра Шуклина, который не стал потакать ини­циативной группе.

И все бы шло хорошо, но у двух сотрудников правоохрани­тельных органов — Евсеева и Чекалина — вдруг развязался язык. Смелость проявленная ими в борьбе с системой, привела к то­му, что и другие люди перестали бояться. А дальше ситуация приоб­рела собственную логику разви­тия, неподконтрольную тем, кто пытался ею управлять. Показа­ния генерала Пиюкова сыграли ключевую роль, а когда минув­шей пятницей загорелся его дом, вновь подхлестнули интерес фе­деральных СМИ к расследова­нию дела «Пассажа».

Чем закончится это дело, по­ка говорить рано, но есть шанс, что истинные заказчики и ис­полнители массового убийства не уйдут от ответственности.

Дмитрий САХАРОВ,

Виталий ШАХОВ
komionline.ru

http://www.komikz.ru

взято от сюда: belayalenta.name/blogs/ozera/270.php