Допрос Колчака

Допрос Колчака

Государственное издательство 1925 год

Стенограммы допроса Колчака.

 

 

Читая все это практически мемуары Колчака, но записанные следователем.Начиная от родился, крестился женился.И поэтапно каждый год.Вопросы следователь задавал просто по ходу рассказа.Колчак на все вопросы говорил, что никого расстреливать не приказывал, а это подчиненные его.Вопросы  больше возникали кто там кому подчинялся из  генералов чехов и белых.Тут Колчак тоже говорил что не знаю или не уверен.  Никаких пристрастий с пытками.Все и так было решено.Про золото вопросов я не нашел.

Ну в общем как автобиография с обелением эта стенограмма допроса могла бы и быть напечатана и сейчас.

 Вот краткие выдержки и конечно все что попало так что извините..

 

 

  Ад­ми­рал Алек­сандр Ва­силь­евич Кол­чак ме­му­аров не ос­та­вил. Эти сте­ног­раммы доп­ро­сов мо­гут пос­лу­жить чем-то вро­де: воп­ро­сы ка­сались прак­ти­чес­ки все­го пе­ри­ода его жиз­ни, ад­ми­рал от­ве­чал на воп­ро­сы об­ширно и чес­тно, по­нимая, что дру­гой воз­можнос­ти под­вести ито­ги жиз­ни ему, ско­рее все­го, не пред­ста­вит­ся.

Мне приш­лось учас­тво­вать в доп­ро­сах Кол­ча­ка, про­из­во­див­шихся Чрез­вы­чай­ной Следс­твен­ной Ко­мис­си­ей в Ир­кут­ске. Соз­данная эсе­ро-мень­ше­вист­ским «По­лити­чес­ким Цен­тром»{1}, ко­мис­сия эта за­тем, с пе­рехо­дом влас­ти к Рев­ко­му, бы­ла ре­ор­га­низо­вана в Гу­берн­скую Чрез­вы­чай­ную Ко­мис­сию; сос­тав же Ко­мис­сии, доп­ра­шивав­шей Кол­ча­ка, ос­та­вал­ся не­из­менным до са­мого пос­ледне­го дия доп­ро­са.. Рев­ком со­вер­шенно соз­на­тель­но сох­ра­нил его, нес­мотря на то, что в этом сос­та­ве был мень­ше­вис­тво­вав­ший Де­нике и два пра­вых эс-эра – Лукь­ян­чи­ков и Алек­се­евскнй.

Ко­мис­сия ве­ла доп­рос по за­ранее оп­ре­делен­но­му пла­ну. Она ре­шила дать пу­тем это­го доп­ро­са ис­то­рию не толь­ко са­мой кол­ча­ков­щи­ны в по­каза­ни­ях ее вер­ховно­го гла­вы, по и ав­то­би­ог­ра­фию са­мого Кол­ча­ка, что­бы пол­нее об­ри­совать это­го «ру­ково­дите­ля» контр-ре­волю­ци­он­но­го нас­тупле­ния на мо­лодую Со­вет­скую рес­публи­ку. За­мысел был пра­виль­ный, но его вы­пол­не­ние [IV] до­веде­но до кон­ца не бы­ло. 

Пуб­ли­ку­емые Цен­трар­хи­вом про­токо­лы за­седа­ний Чрез­вы­чай­ной Следс­твен­ной Ко­мис­сии по де­лу Кол­ча­ка вос­про­из­во­дят­ся по сте­ног­ра­фичес­кой за­писи, за­верен­ной за­мес­ти­телем пред­се­дате­ля Следс­твен­ной Ко­мис­сии, К.А. По­повым, и хра­нящей­ся в Ар­хи­ве Ок­тябрь­ской Ре­волю­ции (Фонд LХХV, арх. № 51). Не­кото­рые мес­та сте­ног­раммы и от­дель­ные сло­ва, не под­да­вав­ши­еся проч­те­нию, в под­линни­ке про­пуще­ны и на их мес­те пос­тавле­ны мно­гото­чия.

 

 

 

Колчак..

 

 Я выб­рал этот путь преж­де все­го по­тому, что в это вре­мя в Фин­ляндии уже шла борь­ба, на­чались нас­тупле­ния Ман­нергей­ма и враж­дебные дей­ствия, нап­равлен­ные про­тив рус­ских.

По не­кото­рым дан­ным, я по­доз­ре­вал, что Ман­нергейм яв­ля­ет­ся не­мец­ким став­ленни­ком. Об­суждая этот воп­рос, я счи­тал, что нель­зя ехать и че­рез Фран­цию, а за­тем че­рез Ар­хангель­ск так как для это­го приш­лось бы об­ра­тить­ся к ан­гли­чанам, – мне же не хо­телось вто­рой раз при­бегать к их лю­без­ности. По­это­му ос­та­вал­ся толь­ко путь че­рез Вла­дивос­ток, – это был к то­му же на­ибо­лее ско­рый путь.

Кол­чак. В ка­чес­тве че­го бы­ли эти за­лож­ни­ки? [212]

По­пов. Ве­ро­ят­но, по по­воду ка­кого-ни­будь убий­ства на ж. д., за убий­ство че­ха или ко­го-ни­будь дру­гого.

Де­нике. Это из­вес­тно из офи­ци­аль­ных ис­точни­ков в Крас­но­яр­ске, что за убий­ство че­ха расс­тре­лива­лось по 8 – 10 че­ловек.

Алек­се­ев­ский. В свя­зи с эти­ми ме­рами реп­рессий, по ва­шей ини­ци­ати­ве со­вет ми­нис­тров при­нял два пос­та­нов­ле­ния, ко­торые от­ме­чены 16 и 18 ап­ре­ля 1919 г., №№ 47, 48 и 52 сек­ретных за­седа­ний со­вета: вы пред­ла­гали со­вету об­су­дить воп­рос о рас­ши­рении прав ко­ман­ду­ющих вой­ска­ми в том смыс­ле, что за прес­тупле­ния, ко­торые рань­ше не на­казы­вались смер­тно­го казнью, мог­ло быть по­выше­но на­каза­ние до смер­тной каз­ни.

Кол­чак. Да, бы­ли та­кие рас­по­ряже­ния.

Алек­се­ев­ский. Я го­ворю это по­тому, что, по сме­те же­лез­но­дорож­но­го де­пар­та­мен­та за 1919 г в час­ти ее, ка­са­ющей­ся Вос­точно-Ки­тай­ской до­роги, ми­нис­терс­твом фи­нан­сов был пред­став­лен спи­сок чле­нов прав­ле­ния Вос­точно-Ки­тай­ской до­роги и вы зна­чились там. [152]

Кол­чак. Ме­ня это со­вер­шенно удив­ля­ет, по­тому что я ни­како­го от­но­шения к до­роге не имею. Я ду­маю, что это ка­кое-то не­дора­зуме­ние или не­дос­мотр в сме­те; мо­жет быть, эта сме­та сос­тавля­лась еще в сен­тябре ме­сяце 1918 г.

Алс­ксе­ев­ский. Нет, она сос­тавля­лась вес­ной 1919 г. Я сам ее ви­дел.

Кол­чак. Это ка­кая-то ошиб­ка, по­тому что я не имел ни­како­го от­но­шения.

Алек­се­ев­ский. Эта ошиб­ка мо­жет иметь зна­чение, по­тому что она мо­жет пос­лу­жить по­водом к пред­по­ложе­нию, что вы, бу­дучи вер­ховным пра­вите­лем, ос­та­вались чле­ном прав­ле­ния.

При Ко­мите­те Уч­ре­дитель­но­го Соб­ра­ния бы­ла ох­ра­на че­ловек в 200, они ос­та­вались в том же до­ме, где жи­ли, и ког­да их ок­ру­жили и пот­ре­бова­ли вы­дачи ору­жия, то это бы­ло сде­лано не­мед­ленно. Ох­ра­ну да­же не арес­то­выва­ли, а прос­то ра­зору­жили и от­пусти­ли. Арес­то­ван­ные бы­ли при­везе­ны в Омск приб­ли­зитель­но чис­ла 24 – 25 но­яб­ря.

По­пов. Ка­ким об­ра­зом сло­жилась их судь­ба и под чь­им дав­ле­ни­ем? А ведь вы зна­ете, что боль­шинс­тво их бы­ло расс­тре­ляно.

Кол­чак. Их бы­ло расс­тре­ляно 8 или 9 че­ловек. Они бы­ли расс­тре­ляны во вре­мя быв­ше­го в двад­ца­тых чис­лах де­каб­ря вос­ста­ния{75}.