США хотят вытеснить Россию из Арктики

На модерации Отложенный

Все чаще официальные американские лица соглашаются с тем, что Арктика становится очень важным регионом — «стратегическим», как любят говорить в Вашингтоне. Но проскользнуть к нему мешают бюрократические трещины во внешней политике и оборонительном курсе США.

Из-за стремительного таяния арктического морского льда, некогда закрытая область теперь открыта для бизнеса. Россия использует оттепель в своих целях, наращивая военное присутствие в регионе. Американские законодатели и военные чиновники надеются, что Соединенные Штаты под руководством Дональда Трампа смогут, наконец-то, войти в игру в самом холодном регионе.

Согласно сенатору штата Аляка Дэну Салливану, Арктика и другие регионы для Пентагона уже давно перешли на задний план.

«Какой была наша стратегия национальной безопасности в Арктике? Я не думаю, что до недавнего времени она вообще существовала», — заявил он в минувший вторник, выступая на мероприятии Центра стратегических международных исследований.

Лед тронулся в конце президентского срока Барака Обамы, и Министерство обороны тут ни при чем. Благодаря тому, что Соединенные Штаты возглавили Арктический совет (международный орган, курирующий данный регион) и достигли нескольких крупных природоохранных соглашений, а также выделившему деньги Конгрессу, началось строительство столь необходимых ледоколов, а после неоднократных призывов Сената, Пентагон разработал стратегию по Арктическому региону.

Но этого недостаточно, сказал Салливан, особенно учитывая неистовые усилия Москвы в последние годы по восстановлению своих военных баз и инфраструктуры к северу от Северного полярного круга. Американский чиновник поделился картой военных объектов в заснеженном регионе (важно отметить, что на карте нет военной инфраструктуры союзников США по НАТО, таких как Канада и Норвегия).

Цифры не лгут. В последние годы Россия представила новую арктическую команду, 4 новые арктические военные бригады, 14 новых оперативных аэродромов, 16 глубоководных портов, 40 ледоколов, и еще 11 находятся в разработке. Для сравнения, у США всего один рабочий арктический ледокол.

«Они четко демонстрируют, что ставки в Арктике высоки. Они не просто говорят — они принимают меры», — сказал Салливан имея ввиду Россию.

Ледоколы имеют главное значение для доступа к Арктике. Таяние морского льда делает океан более доступным, но и более склонным к внезапным изменениям в ледяном покрове, который требует разработки мощных судов. Чтобы справиться со своими обязанностями в Северном и Южном полюсах, береговая охрана нуждается в шести ледоколах, на строительство которые потребуется миллиард долларов.

«Дороги Арктики — это ледоколы. У России супермагистрали, а у нас грунтовые дороги с выбоинами», — отметил Салливан.

Некоторые из критиков кабинета Трампа предполагают, что несмотря на беспорядок в управлении над научной реальностью в отношении изменения климата и его воздействия на другие проблемы безопасности, арктическим проблемам все еще могут уделить внимание.

Выдвинутый Трампом на должность государственного секретаря США бывший генеральный директор ExxonMobil Рекс Тиллерсон, не понаслышке знаком с энергетическими вопросами Арктики. Интерес США в Арктике вызывают огромные запасы нефти и природного газа, которые находятся под морским дном. Shell потратил $7 млрд в поисках нефти у берегов Аляски, пока не добился успехов в 2015 году. Под конец своего срока Обама запретил проводить разведывательные работы на большей части арктического шельфа, но этот запрет можно отменить. ExxonMobil успел подписать ряд совместных соглашений с российскими нефтяными компаниями, направленных на поиск нефти в российской Арктике, которые пришлось отложить из-за вступления в силу американских санкции в 2014 году.

Недавно вступивший в должность министра обороны Джеймс Маттис также упомянул Арктику во время своих слушаний.

«Арктика является ключевой стратегической местностью, где Россия предпринимает агрессивные шаги по увеличению своего присутствия. Я отдаю предпочтение разработке комплексной стратегии в Арктическом регионе», — сказал он в письменном обращении к Конгрессу, согласно Салливану.

Но сказать всегда легче, чем сделать, подметил один из уходящих сотрудников министерства обороны США Джим Таунсенд. На прошлой неделе он поведал, что Арктика не вписывается в бюрократическую структуру политического аппарата Вашингтона.

«В Пентагоне обделяют вниманием арктический вопрос несмотря на то, что Арктика объединяет Северное, Тихоокеанское и Европейское командования Вооружённых сил США, а также вопросы, связанные с охраной окружающей средой и безопасностью», — сказал он.

Вместе с администрацией Обамы свой пост покинул и представитель Государственного департамента США по делам Арктики, бывший комендант береговой охраны США Роберт Папп. Трампу еще предстоит произвести замену на многочисленных важных постах, которые касаются внешней политики. С бестолковыми чиновниками в Государственном департаменте и без четкого разделения труда в Пентагоне, Арктический снежный ком просто рассыпется.

«Как мы добьемся своего места Арктике, если у нас так много конкурентов?», — задался вопросом Таунсенд.

Это вопрос является открытым. В первые дни пребывания на должности Трамп не проронил ни слова о своей арктической политике, а уделял пристальное внимание Китаю и террористам «Исламского государства».

Но если Трамп хочет пойти на сближение с Россией на юге, то он может накалить обстановку на севере.