Броманс Трампа и Путина: американцы становятся пророссийскими

На модерации Отложенный

Дональд Трамп является самым пророссийским из всех американских президентов.

Несмотря на то, что спад напряженности между единственной в мире сверхдержавой и ее давним врагом может ударить по международным отношениям, своими комплиментам в сторону нынешнего российского правительства Дональд Трамп демонстрирует, что готов закрыть глаза на политические традиции и советы экспертов из своего собственного окружения, несмотря на растущее свидетельство российского вмешательства в президентские выборы 2016 года.

Если администрация Обамы общалась с Россией по средством палки, вводя против нее тяжелые санкций и часто критиковала внутреннюю и внешнюю политику России, то новый президент готов кардинально изменить этот курс. Его позиция расходится с давней политикой США, с американским общественным мнением и, возможно, с мировыми интересами в целом.

Любому выросшему в Соединенных Штатах человеку преподносят Россию в качестве врага, рассказывают о сомнительной гонке ядерных вооружений во времена холодной войны и о «победе» администрации Рейгана над Советским Союзом. Но смотря на современное противостояние до американцев начинает кое-что доходить. В противном случае, в беззаботных голливудских фильмах сохранилась бы напряженная нотка холодной войны: супергерои X-Men: First Class несли бы главную военную роль во время холодной войны, а американцы в драматических сериалах на телеканале FX опасались бы проживающих в Соединенных Штатах российских агентов.

Американские СМИ еще больше драматизируют совершенно реальные, постоянные и не очень положительные политические отношения. Удивительно, но единственная власть — нынешний российский режим, который может оказать серьезную угрозу американской безопасности, вызывает у Трампа положительные эмоции. Он неоднократно хвалил сильного и умного Путина, тесно связанных с Кремлем должностных лиц, а также встал на сторону России в продолжающейся дискуссии относительно ее вторжения в президентские выборы 2016 года.

Учитывая задокументированную историю советского и российского шпионажа, заявления аналитика ЦРУ Олдрича Эймса и агента ФБР Роберта Хансена, а также арестованных в 2010 году российских агентов и недавнюю высылку подозреваемых шпионов под дипломатической защитой, странно было бы утверждать, что у России не было средств, мотива и возможности внедриться и противостоять Соединенным Штатам.

Американское правительство и российское общественное мнение

Американская политика по отношению к России также отражает множество разногласий на международном и национальном уровнях. Внешняя политика России зачастую противоречит позиции Соединенных Штатов. Примером тому могут послужить поддержка Россией режима Башара аль-Асада в Сирии и ее военные эскалации в Восточной Европе.

Точно так же, исчезающие российские демократические институты расходятся с давней (зачастую плохо выполняемой) приверженностью американского правительства к либерально-демократическим ценностям. Американское правительство негативно относится к путинскому аппарату, захвату национальных средств массовой информации, насильственному подавлению политической оппозиции и другими аспектам его внутренней политики.

Принимая во внимание эти расхождения в политике и обязательства перед авторитарным, а не либеральным правительством, у путинского режима и американского правительства мало оснований поддерживать дружеские отношения, что безусловно подтверждают мировые общественные мнения.

В августе 2015 года, научно-исследовательская организация Pew Research Center сообщила, что у американцев сложилось негативное мнение о России. Подавляющее большинство — 67 процентов, отрицательно настроены по отношению к России, и только 22 процента положительно относятся к российскому народу. (Лишь у немногих, в основном у стран восточной Европы, менее положительные мнения о России.)

Отношение американцев к Владимиру Путину также оказалось негативным (против него высказались 75 процентов американцев).

Данные центра говорят о взаимности — только 15 процентов россиян положительно относятся к Соединенным Штатам.

Отношение американцев могут быть более категоричными, поскольку еще в 1999 году результаты опроса Gallup показали, что четверть американцев никогда не считали Россию американским союзником. В 2014 году, 24 процента жителей США назвали Россию «врагом», а еще 44 процентов назвали страну «недружественной».

Несмотря на эту давнюю и, возможно, растущую враждебность, во второй половине 2016 года после победы Дональда Трампа на президентских выборах, в общественных взглядах произошел поразительный сдвиг. Декабрьский опрос YouGov показал, что несмотря на то, что в целом американцы продолжают придерживаться неблагоприятных взглядов по отношению к России и Путину, сторонники избранного президента Дональда Трампа расходятся с национальной тенденцией.

35 процентов положительно высказались в сторону Путина, а 28 процентов считают Россию союзником.

Изменение отношений с Россией и возможные последствия

В то время, как у демократических и республиканских лидеров уже давно сложились негативные взгляды по отношению к России, в последние несколько месяцев наблюдается резкий контраст во мнениях. Демократы тверды в своих опасениях по поводу России, а республиканцев разделили традиционные ястребы — сенаторы. Джон Маккейн и Линдси Грэм критикуют избранного президента за его пророссийские взгляды, но многие другие хорошо отнеслись к такому радикальному изменению положения.

Если республиканцы поддержат мнение президента, следует ожидать, что их избиратели последуют за ними. Это может сулить внутренним расколом относительно российско-американских отношений — впервые в американской истории мы можем увидеть драматический разворот внешнеполитической платформы Республиканской партии.

Но тут назревает вопрос, принесет ли данное потепление в отношениях какие-либо ощутимые результаты. Без сомнения, американские санкции останутся в силе, а Путин продолжит подавлять демократические институты и свою политическую оппозицию.

Антиинтервенционистские предвыборные обещания Трампа, вероятно, означают отвод американских войск с Ближнего Востока и сокращение американской роли в НАТО и Совете Безопасности Организации Объединенных Наций.

Но главную роль для мирового порядка играет похвала Трампа российского ядерного вооружения, его призывы к возобновлению глобальной гонки ядерных вооружений и его очевидная готовность размещать ядерное оружие, даже в Европе.

Судя по всему Трамп не видит угрозы в ядерном российском арсенале, ее внешней политике в других регионах (например, Ближний Восток), если предлагает полностью пересмотреть «ядерное табу» со времен Второй мировой войны и открывает двери для России и других ядерных держав размещать свои арсеналы.

Алексис де Токвиль, нашумевший наблюдатель 19-го века американской политической культуры, отметил в своем трактате 1835 года о демократии в Америке, что Россия и США займут уникальное место в истории:

«На Земле сегодня есть два великих народа, которые, исходя из различных соображений, похоже, движутся к одной и той же цели. Это русские и англо-американцы. Каждому из них кажется, что он тайным планом Провидения предназначен для того, чтобы в один прекрасный день держать в своих руках судьбы половины мира».

Некоторые могут подумать, что холодная война уже исполнила это пророчество и постсоветская эра может привнести новый баланс мировой державы.

Кажется, что все более и более отзывчивые российско-американские отношения вещают собой совместную работу по формирования судьбы всего мира.

В ближайшие годы американцы и их европейские союзники по праву будут очень озабочены.