Бандера растоптал отношения Украины и Польши
На модерации
Отложенный
С 2014 года, когда Киев развязал военные действия против пророссийских ополченцев, Украина отчаянно искала героев, чтобы вдохновить страну. Теперь же, один из этих национальных вдохновителей угрожает все более хрупким международным отношениям.
Говоря об украинском герое, мы имеем ввиду Степана Бандеру, и партнерские отношения между Украиной Польшей. В Украине Бандеру чтят как основателя националистических группировок, которые боролись с советской армией на территории западной Украины со времен Второй мировой войны до 1950-х годов, когда он находился в ссылке, а после был убит агентом КГБ в Германии.
В следствие того, что Россия не признала события на Майдане 2014-го года, благодаря которым был свергнут бывший президент Виктор Янукович, протестующие ультраправые украинцы начали использовать Степана Бандеру, чтобы потроллить руководство Кремля, после чего его популярность в стране начала расти с новой силой. В первый день Нового года тысячи украинцев устроили шествия по всей стране отмечая день рождения своего героя. Только в Киеве участие в факельном шествии приняли более 2 тыс. человек. Проходя через центр украинской столицы они кричали: «Наш пророк — Степан Бандера».
Проблема заключается в том, что в соседней Польше Бандеру поносят также, как Адольфа Гитлера и его ближайшее окружение. Поляки помнят Бандеру и его последователей как сотрудников нацистов, которые убивали гражданское население их страны. В последние годы это убеждение особенно усилилось, поскольку Польша уделяет повышенное внимание зверствам против поляков во время Второй мировой войны.
В последние месяцы украинские и польские дипломаты делают все возможное, чтобы избежать питаемый историей дипломатический кризис. 2 декабря, президент Украины Петр Порошенко бросился в поспешный тур по Варшаве, чтобы заверить президента Польши Анджея Дуду, премьер-министра Беата Шидло и других высших должностных лиц, что Украина по-прежнему стремится к совместной работе, чтобы противостоять влиянию России в Восточной Европе и свести к минимуму насущные конфликты. Но, на фоне националистического роста с обеих сторон, не ясно, хватит им этих усилий или же нет.
В то время, когда большинство европейских стран отошли в сторону из-за своих собственных внутренних проблем, конфликт с Польшей пришелся в худшее для Украины время. Соединенное Королевство по-прежнему не может оклематься от референдума по выходу из Европейского союза, у Франции лидер-неудачник, которого, как ожидается, заменит пророссийский президент, а Германия на пороге выборов, канцлер которой может вылететь из-за миграционного кризиса и теракта на рождественском рынке в Берлине.
Между тем, под руководством президента Дональда Трампа, Соединенные Штаты Америки, как ожидается, перестанут поддерживать Украину в погоне за сближение с Москвой, что может оставить киевских чиновников в дураках. Во время своей предвыборной кампании Трамп хвалил президента России Владимира Путина и говорил, что рассмотрит вопрос о признании воссоединения Крыма с Россией. Совсем недавно Трамп заявил, что может положить конец антироссийским санкциям, наложенным за присоединение Крыма и военные действия на востоке Украины, в обмен на соглашение по сокращению ядерных вооружений. Номинация Трампом Рекса Тиллерсона на должность государственного секретаря вызвала в Украине еще больший страх. Напомним, что в 2013 году Путин лично наградил генерального директора ExxonMobil российским Орденом Дружбы.
Такое изменение политического ландшафта выбило Варшаву из рядов самого надежного киевского защитника в ЕС и НАТО, и единственного гаранта того, что Украина останется на повестке дня международного сообщества. Поляки рассматривают российское влияние в Восточной Европе как ущерб безопасности и стабильности для своей страны. Варшава уже давно сделала его основой своей внешней политики, а также ЕС, чтобы вывести постсоветские государства из сферы московского влияния.
Начиная со времен Евромайдана польско-украинские отношения были особенно крепки, причем оба правительства откладывали прошлые споры и создавали общий фронт против Москвы. С начала возникновения боевых действий на востоке Украины, Польша стала третьим по величине поставщиком нелетальной военной помощи своему восточному соседу, в дополнение к выделению столь необходимой гуманитарной и финансовой помощи.
Но несмотря на то, что оба правительства по-прежнему объединяет их оппозиция по отношению к Москве, националистический популизм стал играть все более разрушительную роль в этих двух странах. Как только в 2015 году к власти пришла партия «Право и справедливость», польское правительство официально признало Иисуса Христа королем Польши и присоединилось к теории заговора, которая твердит, что крушение самолета в 2010 году, в котором погибли 96 человек, включая бывшего президента Леха Качиньского, было организовано Москвой.
Одновременно с этим Порошенко начал заигрывать с ростом национализма в своей стране, чтобы повысить свою слабую народную поддержку. В апреле 2015 года, в рамках пакета мер по декоммунизации, он подписал законопроект, который считает преступлением отрицание или неуважение роли националистических группировок в борьбе за независимость Украины в эпоху Второй мировой войны.
Новый закон был принят украинским парламентом в тот день, когда тогдашний президент Польши Бронислав Коморовский обратился к законодательному органу и обменялся любезностями с украинскими законодателями, чем безусловно шокировал польскую делегацию.
«Поляки не могли понять, как Польша стала одним из самых важных сторонников украинской революции», — сказал Лукаш Ясина, аналитик Польского института международных отношений в Варшаве, ссылаясь на провославных украинцев, которые принимали участие в убийстве поляков.
В июле польский парламент открыл ответный огонь, впервые признав геноцидом убийство десятков тысяч поляков в Волынской области Организацией украинских националистов Степана Бандеры. Многие аналитики полагают, что этим заявлением польский парламент выразил недовольство в сторону Киева, который недавно почитал националистов, таких как Бандера. Ранее в этом месяце, в рамках процесса декоммунизации, городской совет Киева переименовал центральный столичный Московский проспект в проспект Степана Бандеры. Своими действиями украинские чиновники зачастую не учитывают чувствительность Польши по этому вопросу. Вятрович, глава Украинского института национальной памяти, был главным сторонником расширения роли украинских националистов во время Второй мировой войны и утверждал, что польские потери в Волыне были гораздо ниже, чем утверждают польские историки. На сентябрьской конференции он заявил, что старое название улицы, Московский проспект, более антипольское, по сравнению с новым.
Многочисленные политики и эксперты обеспокоены тем, что Украина не понимает, в какой степени оттолкнула Польшу своей основанной на истории политикой.
«Такой политикой Украина подрывает польско-украинское единство», — сказал Андреас Умланд, научный сотрудник Института евроатлантического сотрудничества в Киеве. По его словам, Киев не может себе позволить отталкивать Польшу, учитывая растущую амбивалентность по отношению к Украине со стороны остальной Европы и Соединенных Штатов. Отсутствие военных союзов уже позволило России присоединить Крым и мобилизовать продолжающуюся опосредованную войну на востоке.
И все же, после польского голосования, признающего Волынскую резню геноцидом, украинские законодатели продолжили нагнетать конфликт по поводу истории. В конце июля парламентарии из Западной Украины внесли законопроект, объявляющий действия польского государства в отношении украинцев с 1919 по 1951 года геноцидом. После Первой мировой войны, современная Западная Украина до поражения от польской армии и вошедшая в состав Польши была некоторое время независимой. В период после Второй мировой войны, украинские националистические группы продолжали борьбу против польской и советской армий, а украинские общины на границе Украины подвергались этнической чистке со стороны Польской Республики.
«Последние два польских и два украинских президента договорились не поднимать эту тему на политической арене. Но польские сенат и сейм (нижняя палата польского парламента, — ред.) решили нарушить это соглашение», — сказал Олег Мусий, член украинского парламента и один из авторов законопроекта, который направил письмо в украинский МИД с призывом исключить польского консула в Западной Украине за критику в сторону Степана Бандеры и украинской исторической политики в ходе заседании польского парламента.
Несмотря на то, что этот законопроект еще не был вынесен на голосование, а польский консул остается на своем посту, напряженность между обеими странами продолжает расти. Новый польский фильм под названием «Волынь», который демонстрирует, как украинцы убивали гражданское население Польши, вызвал на Украине многочисленные споры. Польский институт культуры в Киеве (часть министерства иностранных дел Польши) пригласил на просмотр высокопоставленных украинских чиновников, но показ не состоялся, так как украинский МИД направил в посольство Польши в Киеве письмо с просьбой отложить показ данной ленты. Эти события раздули рост антиукраинских настроений в Польше, с недавними ультраправыми демонстрантами в Варшаве, а также горящими украинскими флагами и даже призывами к насилию в отношении украинцев в восточной части Польши.
В ответ министры иностранных дел Украины и Польши поддержали совместное расследование Волынской трагедии, что могло бы привести к общей исторической версии, примером чему может послужить польско-германское примирение, которое координировалось на решении наиболее проблемных моментов истории Второй мировой войны, таких как Холокост и сотрудничество с нацистами, и включало в себя разработку учебника, который будет использоваться в обеих странах. Но министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский заявил, что любой официальный украинский праздник в честь предстоящего 75-летия Украинской повстанческой армии, сорвет любое примирение.
В то же время, некоторые украинцы выступают за лишение Бандеры звания национального героя. В популярной записи на новостном ресурсе «Украинская правда» под названием «Герой не нашего времени», автор Михаил Дубинянский утверждает, что в современной Украине, Бандеру полностью свели к направленному на Москву пропагандистскому клише.
«Каждый из нас вправе сам решать, заслуживают ли деятели прошлого восхищения или порицания. Но, во всяком случае, они заслужили право быть собой — а не безликими проекциями наших сегодняшних мыслей и чувств», — подытожил свою статью Дубинянский.
Комментарии
Комментарий удален модератором