Окно в Европу заколачивают

Дворец Кушелева-Безбородко (или, как еще его называют, Малый Мраморный дворец) на Гагаринской улице, 3 — памятник федерального значения. Европейский университет квартирует здесь с 1995 года, и — согласно последнему, заключенному пять лет назад договору, — должен был оставаться в этих стенах до 2024 года. С учетом такой долгосрочной перспективы вуз с 2013 года приспосабливал здание под современный научно-культурный и образовательный центр

Отметим, что исторический облик дворца претерпел существенные изменения при его использовании под нужды Института гигиены и охраны труда (находился здесь с конца 1920-х): кардинальные перепланировки, надстройки дополнительными этажами частей главного корпуса и дворовых флигелей, сооружение отдельного помещения для хранения химических реактивов, утраты световых фонарей и  многих элементов интерьера.

Архитектора для современной перестройки выбрали по итогам международного конкурса — признав лучшим эскизное предложение Жана-Мишеля Вильмотта (автора реконструкции Музея д’Орсе и одного из старейших  учебных заведений Франции — Коллеж де Франс, а  также преобразования  бывшей фабрики «Красный Октябрь» в Москве). Изначальный эскиз  был существенно доработан с учетом рекомендаций градозащитного сообщества. Откорректированный вариант летом 2015 года получил единодушное одобрение Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга. Эксперты особо отмечали чрезвычайно бережное отношение к предметам охраны памятника, а также большой объем намечаемых  работ по воссозданию утраченных планировочных и оформительских элементов. Традиция университета: преподаватели вместе вносят пожарный шланг с улицы в аудиторию. Фото: Европейский университет / vk.com

К концу прошлого года инвестпроект по приспособлению дворца,  оцениваемый в 2,2 млрд рублей (из них 670 млн отводилось на реставрацию исторической части), прошел требуемые согласования, получил положительное заключение историко-культурной экспертизы и одобрение КГИОП.

Все работы планировалось осуществить только на средства попечителей и жертвователей. Заключение инвестсоглашения должно было состояться в первых числах февраля.

«На полумертвый строительный рынок города должны были прийти большие деньги, деньги частные, не из бюджета. Ничего сравнимого в исторической части Петербурга сейчас нет, — подчеркивает проректор вуза Вадим Волков. — Но в июле приходит проверка Комитета имущественных отношений (КИО) на предмет незаконных перепланировок. Находят пристройку, сделанную в 1970-е годы, три пластиковых окна во дворе (когда-то мы заменили старые прогнившие) и временную перегородку. Вменяет это через суд как нарушения охраны памятника. Университет платит штраф по суду. Вроде все.

Но перед новым годом приходит из КИО бумажка о том, что комитет  расторгает договор аренды, поскольку университет нарушил условия договора, допустив перепланировки. Причем эти условия были предварительно вставлены в договор самим КИО в апреле 2015. И именно их, как оказалось, он и пришел проверить. То есть

дворец будет перестраиваться и реставрироваться на 2,2 млрд, а КИО предписывает выселить университет за три окна, перегородку и брежневскую пристройку.

Здесь должен быть смех в зале. Но все было бы смешно, если бы не тот факт, что КИО предписывал университету покинуть здание к 31 декабря 2016 (в течение 5 дней с 25 декабря). Представьте себе многотысячную библиотеку, компьютеры, мебель, оборудование на улице в канун Нового года».

Елка в стенах ЕУ. Фото: Европейский университет / Vk.com

Расторжение договора лишит Университет здания и, следовательно, лицензии на ведение образовательной деятельности, а город потеряет крупный инвестиционный проект.

Европейский университет надеется опротестовать решение КИО в арбитраже. Судебное заседание первой инстанции назначено на 15 марта. 19 января суд удовлетворил заявление вуза об обеспечительных мерах — запретив Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу осуществлять действия по государственной регистрации прекращения аренды здания на Гагаринской улице, 3.

А на 8 февраля в Арбитражном суде Москвы назначено рассмотрение дела по существу между Европейским университетом и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, в декабре отозвавшей лицензию вуза на основании предписания, вынесенного надзорным ведомством 16 сентября (отзыв лицензии приостановлен решением суда в связи с принятым к рассмотрению иском ЕУ).

Минувшим летом в Университете прошли внеплановые проверки 11 контрольных служб, инициированные Генеральной прокуратурой по обращению депутата петербургского ЗакСа (а теперь — Государственной Думы) Виталия Милонова.

Господин Милонов жаловался на незаконные перепланировки в занимаемом вузом здании-памятнике, отсутствие медпункта и на якобы выдаваемые студентам в конвертах стипендии в иностранной валюте (что самим университетом оценивалось как заведомо ложные сведения). Фото: Европейский университет / Vk.com

В ходе этих проверок Рособрнадзор выявил 120 нарушений. Касались они, большей частью, «наличия или отсутствия некоторых документов в учебных подразделениях». В августе ЕУ отчитался об устранении нарушений, но надзорное ведомство сочло, что 32 из них по-прежнему актуальны,  отразив это в своем очередном предписании. После проделанной вузом повторной «работы над ошибками» Рособрназдор счел не устраненными три нарушения — отсутствие спортзала, недостаточное количество преподавателей-практиков на факультетах социологии и политологии, а также то, что преподаватели не проходили аттестацию в установленном порядке.

Вуз в своем судебном иске требует признать недействительными эти пункты предписания. И ссылается, в частности, на последние изменения в правилах лицензирования образовательных учреждений (так, с ноября 2016 года не обязательно иметь свой спортзал). Что же касается аттестации, то выдвинутые по этой позиции требования университет считает необоснованными, поскольку педагоги упомянутых факультетов работают по срочным трудовым договорам, в таких случая аттестация не требуется (приказ Минобразования). Не принимается и претензия по количеству практикующих ученых-социологов и политологов, ведь Рособрнадзор не ссылается на какие-либо нормативы, устанавливающие долю практиков среди педагогов.

Татьяна ВасильчукБорис ВишневскийТатьяна Лиханова

«Новая газета»
Петербург