Активное порево вместо наркотиков

На модерации Отложенный

 

Изучая зависимости людей, профессор Милкмен пришел к выводу, что привыкание неразрывно связано с поведением – первое зависит от особенностей второго. Можно пристраститься к алкоголю, кокаину, автомобилям, деньгам, сексу, калориям, утверждал он. Оказалось, что пристрастившиеся к героину и к амфетаминам различаются между собой тем, как они привыкли справляться со стрессом: героин употребляют те, кто в стрессе впадает в некое оцепенение, а метамфетамин – те, кто способен активно ему сопротивляться.

А раз так, почему бы не найти «естественный кайф» – что-то, что позволит запустить химические реакции в мозге, схожие с действием наркотиков или алкоголя, но безвредные?

В 1992 году команда Милкмена выиграла $1,2-миллионный грант и приняла участие в программе, в рамках которой подросткам, употреблявшим алкоголь, наркотики и сигареты, начали предлагать альтернативу. «Мы говорили им: мы не будем вас от чего-то лечить, мы научим вас всему, что вы только пожелаете, – музыке, танцу, хип-хопу, искусству, боевым искусствам», – говорит ученый. Идея была в том, что эти занятия должны запустить в мозге человека те реакции, которые нужны ему, чтобы лучше справиться со стрессом в жизни, – кому-то помогут успокоиться, кому-то, наоборот, дадут драйв и адреналин. Одновременно с детьми работали преподаватели, учившие их лучше понимать самих себя и взаимодействовать с окружающими. Ну вы понимаете, что имеется в виду.

Тогда же, в начале 90-х, Милкмен начал регулярно ездить в Исландию, где он рассказывал о своих исследованиях и наработках. Интерес исландцев не был праздным. В 1992 году общенациональное исследование показало, что среди 14-, 15- и 16-летних школьников почти четверть ежедневно курили и более 40% напивались в течение последнего месяца. Исследователи выяснили, чем те, кто пьет и курит, отличаются от подростков без дурных привычек. Факторами, защищавшими от вредных пристрастий, оказались: регулярное участие в различных активностях, помимо школы (в том числе спорт), ощущение, что о тебе заботятся в школе, и привычка проводить поздний вечер дома, а не на улице.

Узнав это, законы изменили. Впервые в стране запретили продажу табака лицам моложе 18 лет и алкоголя тем, кому еще не исполнилось 20. Реклама сигарет и алкоголя тоже была запрещена; цены на эти товары высоки: пиво стоит $3–8 за 0,5 л, вино – в среднем $18 за бутылку, пачка сигарет – $11. Появился закон – он действует и сейчас, – запрещающий детям 13–16 лет находиться на улице после 22 часов зимой и после полуночи летом.

В системе образования возникло звено, соединившее школы и семьи, – родительские организации и школьные советы с обязательными представителями родителей; последних тоже начали учить – тому, как общаться с детьми, зачем нужно проводить с ними больше времени, как заинтересовать ребенка, чтобы он меньше находился в пустых шатаниях по улице. Многие родители подписали своеобразный пакт о том, что не будут покупать выпивку несовершеннолетним или оставлять их на вечеринках без присмотра. Такие соглашения, считают психологи, позволили укрепить родительский авторитет дома.

Параллельно правительство увеличило субсидии на развитие спортивных, творческих, музыкальных, танцевальных и других клубов, чтобы дать детям возможность изучить что-то новое, почувствовать общность и заботу; семьям с низким уровнем дохода помогали особо. Так, в Рейкьявике, где живет две трети всего населения страны, правительство выдает специальные карты номиналом $250 на год, которые ребенок может потратить на внешкольные активности.

Опросы школьников стали ежегодной практикой – благодаря им кураторы программы отслеживают изменения, которые происходят в среде молодежи. Эти опросы показали, что к 2012 году доля 15–16-летних из числа тех, кто проводил свободное время с родителями, удвоилась (она увеличилась с 23% в 1997 году до 46% в 2012-м). Тех, кто занимается спортом четыре и более раз в неделю, также стало заметно больше: 42% против 24%. Число подростков, употреблявших алкоголь, марихуану или табак, наоборот, упало. В последнее десятилетие уровень вредных привычек среди молодежи постепенно снижается во многих европейских странах, но нигде нет такого контраста, как в Исландии. По словам Янг, беседовавшей с пятнадцатилетней девушкой, та не смогла вспомнить никого из своей школы, кто курил бы или пил.

Исландские ученые пришли к выводу, что факторы риска и «защиты» от вредных привычек схожи независимо от страны: если подростки участвуют в различных мероприятиях и проводят время с семьей, это коррелирует со снижением частоты употребления алкоголя и наркотиков, и наоборот. Только в одной из стран Балтии (исследователи не называют ее) случилась обратная корреляция: активные занятия спортом оказались фактором риска. При более подробном расследовании оказалось, что спортивные кружки доверили бывшим военным, которые сами употребляли препараты для наращивания мышечной массы, пили и курили.

В общем, все беды от военных. Make Love, not War. С утра Бригитту отпорол — к бухлу всю тягу поборол. Лучше крепкий стоячок, чем героиновый торчок.